Файл: Учебное пособие. 2е изд. М. Издательство Дело и Сервис.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка к сводной отчетности содержит так
же объяснения тех случаев, когда показатели дочерних и зави
симых обществ отражаются в сводной бухгалтерской отчетнос
ти непосредственно как финансовые вложения, к которым не применяются рассмотренные принципы и правила консолида
ции.
Примером составления одного из вариантов консолиди
рованного баланса может служить схема, представленная в таблице 9.2. В ней рассматривается случай, когда анализиру
емая организация приобрела 70% обыкновенных акций пред
приятия ООО «Бета»; инвестиции основного общества в до
чернее составили 4725 тыс. руб.
1. Определяется балансовая стоимость собственного капита
ла дочернего предприятия ООО «Бета» на дату приобретения акций материнской анализируемой организацией:
уставный капитал + добавочный капитал + резервный ка
питал + нераспределенная прибыль прошлых лет = 2915 + 940 +
+ 1720 + 1025 = 6600 тыс. руб.
2. Рассчитывается балансовая стоимость доли собственного капитала дочернего общества «Бета»:
0,70 х 6600 тыс. руб. = 4620 тыс. руб.
3. Сравнивается величина инвестиций материнской анали
зируемой организации в дочернее предприятие и балансовая сто
имость приобретенной доли собственного капитала дочернего предприятия; рассчитывается денежная оценка деловой репута
ции, возникающей при консолидации:
4725 тыс. руб. — 4620 тыс. руб. = 105 тыс. руб.
Эта величина отражается в активе консолидированного ба
ланса.
4. Из консолидированного баланса группы полностью ис
ключаются показатели по статье «Инвестиции в дочерние об
щества» в сумме 4725 тыс. руб.
При этом 4620 тыс. руб. элиминируются с балансовой сто
имостью доли собственного капитала дочернего общества, куп
ленной материнской организацией. Поэтому эта часть собствен
ного капитала дочернего общества «Бета» в консолидирован
ном балансе не отражается.
Оставшиеся 105 тыс. руб. инвестиций в дочернее предприя
тие отражаются в статье «Деловая репутация предприятия» кон
солидированного баланса.
5. Определяется доля меньшинства, которая включает две составляющие:
289 1 0 - 4 3
to
чо
о
Таблица по составлению консолидированного баланса
Таблица 9.2
(тыс. руб.)
Статьи баланса
Материнская
компания
ООО «Бета» (дочер
нее предприятие)
Собственный капитал
дочернего предприя
тия, принадлежащий
Элиминирование
Консолидированный
баланс
Актив
Пассив
Актив
Пассив
группе
(70%)
меньшин
ству (30%)
Актив
Пассив
Актив
Пассив
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Внеоборотные активы:
129520
9830
—
—
105
4725
134730
1.1. Деловая репутация
0
0
—
—
105
—
105
1.2. Основные средства
97532
8400
—
—
—
—
105932
1 3 Инвестиции в дочер
ние общества
4725
0
_
_
_
_
4725
_
1.4. Прочие внеоборот
ные активы
27263
1430
_
_
_
_
28693
2. Оборотные активы
193099
10555
—
—
—
—
203654
Баланс
322619
—
20385
—
—
—
—
—
338384
—
3. Капитал и резервы:
135078
7730
—
—
—
—
135869
3.1- Уставный капитал
65004
2915
2040,5
874,5
2040,5
65004
3.2. Добавочный капитал
23942
940
658
282
658
2394?
3.3. Резервный капитал
14081
1720
1204
516
1204
14081
3.4. Нераспределенная
прибыль прошлых лет
16476
1025
717,5
307,5
717,5
16476
3.5. Нераспределенная
прибыль отчетного
периода
15575
1130
791
339
16366
4. Доля меньшинства
—
—
—
—
—
—
—
—
—
2319
5. Прочие пассивы
187541
12655
—
—
—
—
—
200196
Баланс
—
322619
—
20385
5411
2319
—
—
—
338384
чо
о
Таблица по составлению консолидированного баланса
Таблица 9.2
(тыс. руб.)
Статьи баланса
Материнская
компания
ООО «Бета» (дочер
нее предприятие)
Собственный капитал
дочернего предприя
тия, принадлежащий
Элиминирование
Консолидированный
баланс
Актив
Пассив
Актив
Пассив
группе
(70%)
меньшин
ству (30%)
Актив
Пассив
Актив
Пассив
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Внеоборотные активы:
129520
9830
—
—
105
4725
134730
1.1. Деловая репутация
0
0
—
—
105
—
105
1.2. Основные средства
97532
8400
—
—
—
—
105932
1 3 Инвестиции в дочер
ние общества
4725
0
_
_
_
_
4725
_
1.4. Прочие внеоборот
ные активы
27263
1430
_
_
_
_
28693
2. Оборотные активы
193099
10555
—
—
—
—
203654
Баланс
322619
—
20385
—
—
—
—
—
338384
—
3. Капитал и резервы:
135078
7730
—
—
—
—
135869
3.1- Уставный капитал
65004
2915
2040,5
874,5
2040,5
65004
3.2. Добавочный капитал
23942
940
658
282
658
2394?
3.3. Резервный капитал
14081
1720
1204
516
1204
14081
3.4. Нераспределенная
прибыль прошлых лет
16476
1025
717,5
307,5
717,5
16476
3.5. Нераспределенная
прибыль отчетного
периода
15575
1130
791
339
16366
4. Доля меньшинства
—
—
—
—
—
—
—
—
—
2319
5. Прочие пассивы
187541
12655
—
—
—
—
—
200196
Баланс
—
322619
—
20385
5411
2319
—
—
—
338384
30% балансовой стоимости собственного капитала дочерне
го предприятия, т.е. 0,30 х 6600 тыс. руб. = 1980 тыс. руб.;
30% от прибыли, полученной дочерним предприятием после продажи его акций материнской анализируемой орга
низации, т.е. «послепродажная» прибыль (отчетного перио
да) = 0,30 х 1130 = 339 тыс. руб.
Таким образом, доля меньшинства составляет 1980 тыс. руб.+
+ 339 тыс. руб. = 2319 тыс. руб. Эта сумма отражается в консоли
дированном балансе отдельной строкой пассива.
6. Определяется нераспределенная прибыль отчетного года материнской организации: 0,70 х 1130 тыс. руб. = 791 тыс. руб.
В консолидированном балансе чистая прибыль отчетного периода суммируется с чистой прибылью самой материнской организации: 791 тыс. руб. + 15575 тыс. руб. = 16366 тыс. руб.
7. Все остальные статьи балансов и материнской анализиру
емой организации, и ООО «Бета» суммируются.
Как видно из таблицы 9.2 консолидированный баланс по своей структуре практически ничем не отличается от исходных балансов материнской организации и дочернего предприятия.
А это значит, что последовательность и методика анализа кон
солидированного баланса такая же, как анализ обычного ба
ланса. Особенностью анализа консолидированной отчетности яв
ляется то, что добавляется аналитический этап, в ходе которого нужно пояснить, какой вид консолидации отчетности исполь
зовался, на каких условиях произошло объединение предприя
тий в группу, охарактеризовать экономическую взаимосвязь и взаимодействие членов группы. Ну и, конечно же, необходим финансовый анализ не только консолидированной отчетности, но и исходных форм финансовых отчетов материнской органи
зации и дочерних предприятий.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что консолидированной отчетности присущи некоторые особен
ности:
♦ консолидированная отчетность не является отчетнос
тью юридически самостоятельного предприятия. Ее це
лью является получение общего представления о ре
зультатах деятельности корпоративной семьи. Она име
ет явную информационную и аналитическую направ
ленность;
♦ результаты сделок между членами корпоративной семьи не включаются в консолидированную бухгалтерскую от
291
четность.- В ней показывают только активы и обязатель
ства, доходы и расходы от операций с внешними кон
трагентами. Любые внутригрупповые финансово-хозяй- ственные операции идентифицируются и исключаются в процессе консолидации. Консолидация не является про
стым суммированием одноименных статей финансовой отчетности компаний группы;
♦ отчеты группы содержат сводную информацию о резуль
татах деятельности и финансовом положении каждой ком
пании, входящей в объединение. Это значит, что при
быль одной дочерней компании может «скрывать» убыт
ки другой, а прочное финансовое положение одной до
черней компании может «скрывать» потенциальную не
платежеспособность другой;
♦ если группа состоит из компаний, работающих в различ
ных видах бизнеса, то консолидированная отчетность по данной группе может не раскрывать отдельных важных деталей, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.
Сформулированные особенности консолидированной от
четности позволяют полно раскрыть ее роль в деятельности группы:
♦ предоставить обобщающую информацию в целом по груп
пе для поддержания положительных представлений о группе и укрепления позиций на фондовом рынке (рост котировок акций материнского общества и прочих об
ществ группы);
♦ дать более реальную картину хозяйственных операций и финансового положения единой экономической едини
цы, но не заменять отдельные финансовые отчеты;
♦ дать основу для принятия управленческих решений;
♦ охарактеризовать экономическую взаимосвязь и взаимо
действие членов группы;
♦ выполнять контролирующую функцию для материнской компании, так как эта отчетность составляется в валюте материнской компании;
♦ оказывать влияние на финансирование и финансовое пла
нирование деятельности группы и др.
292
ства, доходы и расходы от операций с внешними кон
трагентами. Любые внутригрупповые финансово-хозяй- ственные операции идентифицируются и исключаются в процессе консолидации. Консолидация не является про
стым суммированием одноименных статей финансовой отчетности компаний группы;
♦ отчеты группы содержат сводную информацию о резуль
татах деятельности и финансовом положении каждой ком
пании, входящей в объединение. Это значит, что при
быль одной дочерней компании может «скрывать» убыт
ки другой, а прочное финансовое положение одной до
черней компании может «скрывать» потенциальную не
платежеспособность другой;
♦ если группа состоит из компаний, работающих в различ
ных видах бизнеса, то консолидированная отчетность по данной группе может не раскрывать отдельных важных деталей, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.
Сформулированные особенности консолидированной от
четности позволяют полно раскрыть ее роль в деятельности группы:
♦ предоставить обобщающую информацию в целом по груп
пе для поддержания положительных представлений о группе и укрепления позиций на фондовом рынке (рост котировок акций материнского общества и прочих об
ществ группы);
♦ дать более реальную картину хозяйственных операций и финансового положения единой экономической едини
цы, но не заменять отдельные финансовые отчеты;
♦ дать основу для принятия управленческих решений;
♦ охарактеризовать экономическую взаимосвязь и взаимо
действие членов группы;
♦ выполнять контролирующую функцию для материнской компании, так как эта отчетность составляется в валюте материнской компании;
♦ оказывать влияние на финансирование и финансовое пла
нирование деятельности группы и др.
292
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 36
Контрольные вопросы по главе 9
1. Назовите причины возникновения консолидированной отчет
ности.
2. В чем различия между понятиями «сводная отчетность» и «консо
лидированная отчетность»?
3. Охарактеризуйте основные понятия консолидированной отчетнос
ти: «материнская компания», «дочерняя компания», «консолиди рованная финансовая отчетность», «группа (сфера) консолидации»,
«доля меньшинства».
4. Назовите критерии включения в сводную отчетность группы дан
ных дочерних и зависимых обществ.
5. Кого можно отнести к числу потребителей информации консоли
дированной отчетности?
6. Каковы принципы построения консолидированной отчетности?
7. Назовите порядок составления сводной (консолидированной) фи
нансовой отчетности.
8. Охарактеризуйте понятия «первичная консолидация» и «последую
щая консолидация».
9. В чем разница горизонтального, вертикального и конгломератив- ного типов объединения предприятий?
10. Что является методом покупки при объединении предприятий в группу и в чем его отличие от метода слияния?
11. В чем суть понятия «элиминирование» при составлении консолиди
рованной отчетности? Какие статьи и расчеты подлежат элимини
рованию?
12. В чем состоят особенности консолидированной отчетности органи
зации?
С П Е Ц И Ф И К А
С Е ГМ Е Н Т А Р Н О Й
О Т Ч Е Т Н О С Т И
О РГА Н И ЗАЦ И И
10.1 Сущность и назначение сегментарной
отчетности
____ _______________________
Многие крупные организации производят всевозможные товары, оказывают разнообразные услуги, осуществляют тор
говую, посредническую финансовую деятельность на предпри
ятиях с различным техническим уровнем, разной рентабельно
стью, имеющих различные перспективы дальнейшего развития.
Производство и продажа товаров совершаются в различных гео
графических зонах, государствах, территориальных районах, что также накладывает свой отпечаток и сказывается на результатах хозяйственной деятельности. Информация об этих особенностях представляет весьма значительный интерес дня многих пользо
вателей финансовой отчетности.
Подобная информация необходима пользователям для того, чтобы:
♦ лучше понять результаты прошлой деятельности органи
зации;
♦ лучше оценить риски и доходы предприятия;
♦ принимать более обоснованные решения в отношении предприятия в будущем.
Подобно тому как информация внешней финансовой от
четности используется для анализа финансового состояния пред
приятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса.
Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего- либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчет
ность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (цен
трам ответственности) организации.
Порядок ее составления для внешних пользователей уста
новлен ПБУ 12/2000, согласно которому под сегментом в пер-
294
вую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо, являющееся либо дочерним (зависимым) предприятием по отно
шению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве опе
рационного или географического сегмента. Это, однако, не оз
начает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.
Информация сегментарной отчетности используется с це
лью принятия разнообразных управленческих решений. Для мно
гих российских предприятий вопрос выживания сегодня напря
мую связан с необходимостью разукрупнения (реструктуриза
ции) бизнеса.
Информация сегментарной отчетности позволяет админис
трации организации контролировать деятельность разных под
разделений и объективно оценивать качество работы возглавля
ющих их менеджеров. На ее основе делаются выводы о профес
сиональной пригодности того или иного менеджера, разраба
тываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и мораль
ного поощрения персонала предприятия.
Сегментарная отчетность помогает в работе самим менед
жерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать, на
сколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном слу
чае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной.
В Международных стандартах IAS есть стандарт МСФО 14
«Сегментная отчетность». Этот стандарт и стал основой для раз
работки ПБУ 12/2000.
Согласно и МСФО 14 и ПБУ №12 предусматривается два
вида отчетных сегментов: операционные (хозяйственные, отрасле
вые) и географические. Для определения этих сегментов предла
гается использовать внутреннюю структуру организации и сис
тему ее внутренней отчетности.
Информация по сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.
Перечень сегментов, информация по которым раскрывает
ся в бухгалтерской отчетности (далее — отчетные сегменты),
295
шению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве опе
рационного или географического сегмента. Это, однако, не оз
начает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.
Информация сегментарной отчетности используется с це
лью принятия разнообразных управленческих решений. Для мно
гих российских предприятий вопрос выживания сегодня напря
мую связан с необходимостью разукрупнения (реструктуриза
ции) бизнеса.
Информация сегментарной отчетности позволяет админис
трации организации контролировать деятельность разных под
разделений и объективно оценивать качество работы возглавля
ющих их менеджеров. На ее основе делаются выводы о профес
сиональной пригодности того или иного менеджера, разраба
тываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и мораль
ного поощрения персонала предприятия.
Сегментарная отчетность помогает в работе самим менед
жерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать, на
сколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном слу
чае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной.
В Международных стандартах IAS есть стандарт МСФО 14
«Сегментная отчетность». Этот стандарт и стал основой для раз
работки ПБУ 12/2000.
Согласно и МСФО 14 и ПБУ №12 предусматривается два
вида отчетных сегментов: операционные (хозяйственные, отрасле
вые) и географические. Для определения этих сегментов предла
гается использовать внутреннюю структуру организации и сис
тему ее внутренней отчетности.
Информация по сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.
Перечень сегментов, информация по которым раскрывает
ся в бухгалтерской отчетности (далее — отчетные сегменты),
295
устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее орга
низационной и управленческой структуры.
Информация по операционному сегменту — информация, рас
крывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, ока
занию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибы
лей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, рабо
там, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.
Операционный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами.
При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или боль
шинству из следующих факторов:
♦ назначению товаров, работ, услуг;
♦ процессу производства товаров, выполнения работ;
♦ оказанию услуг;
♦ потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
♦ методам продажи товаров и распространения работ, ус
луг;
♦ системам управления деятельностью организации (если применимо).
Информация по географическому сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получает прибыли, отличные от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны. Рис
ки и прибыли организации зависят от места расположения ее производства или деятельности по оказанию услуг, то есть от места расположения ее операций. Но они могут зависеть и от места расположения ее рынков и клиентов. Выбор географичес
кого сегмента может быть проведен как по месту расположения операций, так и по месту расположения рынков и клиентов.
Таким образом, при выделении информации по географи
ческим сегментам следует исходить из:
1) сходства условий, определяющих экономические и по
литические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
296
низационной и управленческой структуры.
Информация по операционному сегменту — информация, рас
крывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, ока
занию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибы
лей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, рабо
там, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.
Операционный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами.
При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или боль
шинству из следующих факторов:
♦ назначению товаров, работ, услуг;
♦ процессу производства товаров, выполнения работ;
♦ оказанию услуг;
♦ потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
♦ методам продажи товаров и распространения работ, ус
луг;
♦ системам управления деятельностью организации (если применимо).
Информация по географическому сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получает прибыли, отличные от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны. Рис
ки и прибыли организации зависят от места расположения ее производства или деятельности по оказанию услуг, то есть от места расположения ее операций. Но они могут зависеть и от места расположения ее рынков и клиентов. Выбор географичес
кого сегмента может быть проведен как по месту расположения операций, так и по месту расположения рынков и клиентов.
Таким образом, при выделении информации по географи
ческим сегментам следует исходить из:
1) сходства условий, определяющих экономические и по
литические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
296