ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Костромской государственный университет»

(КГУ)
Институт гуманитарных наук и социальных технологий

Отечественная филология

Направление подготовки/Специальность* 45.03.01

Бакалавриат

Дисциплина История русской литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА

Образ Волги в романе С. Максимова «Денис Бушуев»


Выполнил студент

Маркова Татьяна Викторовна

Группа 19-Флбо-5

Проверил

Кандидат филологических

доцент кафедры отечественной

филологии КГУ

Романова Алена Николаевна

Оценка

Подпись преподавателя

Кострома 2023

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ВОЛГИ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»………………………………………………………………………7

    1. Понятие художественного образа, средства его создания и функции в произведении…………………………………………7

    2. Роль мифопоэтического образа реки в художественной литературе…………………………………………………………9

    3. Биографические истоки повествования о жизни волжан в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев»……………………………….10

ГЛАВА 2. ОБРАЗ ВОЛГИ И ЕГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»……………………………………………….14

    1. Волга как художественный образ в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев», его функции и средства создания………………………...14

    2. Композиционное значение образа Волги в структуре романа С.С. Максимова «Денис Бушуев»…………………………………………….31

1.3. Роль мифопоэтического образа Волги в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев»……………………………………………………………….34

Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………37


ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена описанию и изучению образа Волги в романе Сергея Максимова «Денис Бушуев», ее значению в жизни простого народа, ее влиянию, как мощной стихии, на судьбу героев произведения, ее изменчивости и противоречивости, как живого начала, ее роли в построении сюжета, композиции романа.

Актуальность исследования
обусловлена тем, что многие писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу реки. Некоторые авторы, такие как М.Шолохов и В.Шишков, видели ее значение в качестве основного географического образа и давали своим книгам названия в честь водной стихии. («Тихий Дон», «Угрюм-река»). Река в их произведениях являлась вечным символом места, где проходит жизнь главных героев. Шолохов даже приписывал Дону человеческие чувства и поступки, поэтому для него образ реки выступает и как отдельный персонаж со своим «темпераментом», помогающим раскрыть трагедию взаимоотношений казачества в революционные годы. Не менее прекрасна река Волга, со своей русской глубиной, загадочностью, величественностью. Она до сих пор остается главным источником вдохновения у литераторов, поэтов, непостижимым хранилищем выразительности, поэтому во многих произведениях, в том числе и современных, данный образ играет важную роль, помогает раскрыть сюжетные линии, описать красоту России, ее деревень и сел. Ни об одной реке не сложено столько прозаических произведений и стихотворений, как о великой Волге. В ней скрыта широта души нашего народа, постичь которую невозможно до конца. Она была и будет кормилицей для многих людей: начиная от рыболовов и плотников, заканчивая художниками и поэтами. Поэтому литераторы не могут не обращаться к образу самой длинной реки в Европе. Для этого авторы используют в своих произведениях Волгу с разными целями: одни хотят показать ее земное значение для человека, другие стремятся найти в ней источник вдохновения для придания произведению эстетической формы. Некоторые писатели заключают в образе Волги множество функций: как географический образ, философско-символический, так и романтический образ, помогающий раскрыть настроение персонажей, точнее передать их чувства и поступки. Поэтому для исследования мы взяли роман Сергея Максимова «Денис Бушуев», который не уступает своей глубиной и мастерством повествования классическим произведениям. Образ великой реки в книге значим для автора, это его часть жизни.

Научная новизна работы заключается в недостаточной изученности художественного образа Волги в творчестве писателя С.С. Максимова, поскольку, в основном, исследования посвящены путешествиям автора, географическому значению водной стихии, миру его детства. В нашем исследовании будут анализироваться разные литературные составляющие произведения.

Объектом исследования выступает текст произведения русского прозаика, поэта и драматурга С.С. Максимова (Пасхина) «Денис Бушуев».



Предметом исследования является художественный образ Волги, который играет ключевую роль в произведении.

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенностей изображения Волги как главного художественного образа в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев».

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

  1. Раскрыть понятие художественного образа, его функции в художественном произведении

  2. Рассмотреть средства создания художественного образа Волги

  3. Проанализировать главы романа С.С. Максимова (Пасхина) «Денис Бушуев» и выявить особенности использования образа Волги в художественном мире романа.

  4. Выявить в романе мифопоэтическое начало в образе реки

  5. Показать, как картины природы обогащают произведение в идейном и художественном отношениях

Практическая значимость курсовой работы отражается в возможности углубить понимание мира художественных образов современного писателя. Увидеть, что роман автора наполнен важным идейным содержанием, средствами выразительности, обладает особенной композицией, мифологическим подтекстом. Работа будет полезна для дальнейшего исследования произведений Сергея Максимова, которого можно причислить к талантливым писателям второй волны эмиграции. Практическая значимость курсового сочинения определяется также возможностью использовать результаты проведённого исследования в вузовском преподавании на занятиях по истории русской литературы, современной литературе, филологическому анализу текста, а также на уроках литературы в средней школе, занятиях по краеведению.

Данная работа включает в себя филологический анализ прозаического произведения, поэтому в процессе исследования применялись следующие методы:

-Теоретический метод (анализ, синтез, обобщение, систематизация); эмпирический метод (наблюдение);

семантико-стилистический метод;

метод контекстуального анализа

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ВОЛГИ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»


    1. Понятие художественного образа, средства его создания и функции в произведении

Художественный образ – форма истолкования мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также можно сказать, что образ – любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Образ передает реальность и в то же время создаёт новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле.


Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму. Также он имеет большое значение в эстетическом плане.

Особенностью художественных образов является обилие индивидуальных черт, которые определяют силу эмоционального воздействия на читателя, слушателя, зрителя, а также их идейную познавательную значимость. Несомненно, можно выделить ещё одну особенность – это способность вызывать у читателей массу различных ассоциаций. Это делает художественный образ приближённым к читателю, к его внутреннему миру, к рамкам его жизненного опыта. Лучанова говорит, что «создать произведение, художественный образ - это для художника значит «вывести» вовне свою субъективность в самом сущностном смысле: субъективно объять весь мир и высказать слово о мире, которое выражает боль и восторг от постижения жизни, овладение жизнью по высшему закону – Красоты». [1]


Средства создания образов помогают писателю раскрыть свой замысел, сделать персонажей зримыми, донести центральную идею до читателя, передать настроение — то есть создать целостный художественный образ в произведении. В теории литературы средствами создания образа выступает речевая характеристика героя (диалог, монолог, внутренний монолог), взаимохарактеристика персонажей, авторская характеристика (портрет, пейзаж).

Средствами создания художественного образа являются тропы, художественная деталь, композиция предложения, абзаца, главы, ритмика и мелодика произведения, синтаксис, недосказанность; кроме того, индивидуальная образность может проявиться через усиление чувства звука, цвета, предметно-чувственного восприятия и так далее. Например, Пейзаж – изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определённый момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).

Мы видим, что понятие «художественный образ» очень многолико, включает в себя много разных аспектов. Ведь это и изображение героев, и изображение природы, и изображение самой жизни, которую показывает нам писатель с целью доставить радость, наслаждение от прочитанного.



    1. Роль мифопоэтического образа реки в художественной литературе

Образ реки является древним в мировосприятии человека. О воде изначально говорили, как об источнике жизни: она обладает способностью питать землю, человека, животных и растения, способность принимать разнообразную форму, отражать любой образ на своей поверхности. Существуют разнообразные верования и мифы, в которых вода становится гарантом жизнетворческой силы.

Например, с помощью реки герой может пройти обряд инициации, сделать шаг за границу возможного. Преодолев трудность, человек становится совершенно другим. Так и герой в художественном произведении способен переродиться. Неслучайно обряд посвящения у многих первобытных племен, так или иначе, был связан с необходимостью пересечения неофитом реки. «Так осуществлялся символический переход от жизни к смерти, эстетически переживаемый в результате сопоставления бинарных оппозиций – «нашего» и «чужого», «хорошего» и «плохого», «правого» и «левого», «жизни» и «смерти»». [2]

Вода способна восстановить душевные силы, обрести гармонию с окружающим миром, вдохновить человека. Несмотря на это, данная стихия обладает и разрушительной силой. Например, мы можем рассмотреть это в поэзии Ахматовой и Цветаевой: У М.И.Цветаевой (единственного, носящего морское имя, большого поэта) – это слезы неразделенной любви брошенной женщины: "И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася!", а у А.Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: "И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли" ("Реквием"). [3] Или в поэме А.С Пушкина «Медный всадник» Нева выходит из берегов и топит город. Предстает взбунтовавшейся бездной, хаосом, готовым поглотить все сущее.

Также важной особенностью образа реки, как водной стихии, является ее появление во снах. В старину сновидения считали посланиями из потустороннего мира, по ночным образам предсказывали будущее. Например, считалось, что спокойная и чистая река – признак того, что вскоре в жизнь придет радость. Мутная и бушующая предвещала споры и перебранки, жизненные испытания. «Сон героя в художественном произведении считается важным приемом создания сюжета, имеющим символичный смысл, с помощью сна передаются внутренние переживания персонажа».