Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[6] В этом фрагменте автор использует олицетворения «сломала ледяной покров», «шумно понеслась, заторопилась» для того, чтобы показать, как река жаждет воли, хочет увидеть мир. Интересное сравнение «как младенцев» необходимо писателю для придания образу реки души. Волга, словно мать, не держит зла на зимние морозы, она бережно относится к окружающим ее льдинам. Не зря Максимов упоминает святой праздник Пасхи, который символизирует возрождение жизни.
Вся природа вместе с Волгой наполнена весенней свежестью: «Словно крадучись, на цыпочках, пришел май, позеленил луга и леса, обсыпал белыми пахучими цветами черемухи и яблони, выкрасил лазурью небо и повесил на березы янтарные сережки». [6]
Даже пароход, на котором плывет Денис Бушуев, радуется пробуждению реки. Он весело бежит по полноводной Волге. Мы видим, что Денис черпает вдохновение от своих переплав по реке, и постепенно пишет поэму «Матрос Хомяков». Таким образом, образ реки отражается в его произведениях. В этом проявляется автобиографичность романа Максимова. Он, как и его герой, Денис Бушуев, имеет неразрывную связь с великой и могучей Волгой, в которой он находит вдохновение. Поэтому автор по-особому изображает реку в произведении, уделяя внимание каждому ее изменению.
Например, следующий фрагмент романа насыщен средствами художественной выразительности: «Сумерки быстро сгущались, и скоро стало совсем темно. Загорелись звезды, над луговым берегом повис алюминиевый полумесяц, и вода, сливаясь с весел, сверкала голубыми искорками. В слободе скрипел колодезный журавель, было свежо, тихо, все казалось призрачным, окутанным тишиной и серебристым сиянием. В воздухе густо плыл запах цветущих черемух, сладкий и пьянящий. Где-то на берегу щелкнул соловей, щелкнул и замолк, и вдруг залился длинной цветистой трелью и снова смолк. Тогда взметнулся другой, потом третий, и полились соловьиные песни по-над Волгой, словно ручьи вешние». [6] Это оно из самых красивых описаний реки в произведении. Максимов прочувствовал каждую деталь, добавил образ полумесяца, звезд. Автор изобразил пленяющую своей эстетичностью ночь, на фоне которой искрится Волга. Присутствуют запахи, создающие атмосферу свежести и прохлады. Раздаются звуки соловья. Автор дополняет образ реки запахи и звуками. Создается эффект присутствия.
Даже Гриша Банный, проплывая с Ананием на лодке по ночной реке, изумлен ее красотой. Он настолько одухотворен этим, что у него возникает странное чувство. Как будто герой уже был здесь, а сейчас все происходит снова и снова: «Да, да, ночь, Волга, запах цветов, луна, и двое в лодке, он и… кто же еще? Кто же сидит с веслами в руках, там, где сидит Ананий Северьяныч?». [
6]
Что же происходит с персонажем – остается загадкой. Ему мерещатся кошмары. Он словно что-то скрывает или не может вспомнить.
Когда герои выходят на берег, они собирают хворост для костра, чтобы согреться. Огонь - это стихия, которая противопоставляется воде. Но автор сделал акцент не на этом. Он, наоборот, соединил их воедино: «Вскоре запылал жаркий костер, золотистым столпом отражаясь в черной воде реки». [6]
Мы можем сделать вывод, что для Максимова Волга была особенным источником вдохновения, поэтому у автора получаются яркие живые описания природы. И поэты, и художники наслаждались ее красотой. Например, в романе «Денис Бушуев» творческий человек, Кистенев, с жаром набрасывается на работу, и целые дни проводит на берегу реки. Даже Варя чувствует, что наиболее подходящим местом для беседы поэта Густомесова и начинающего писателя Дениса будет берег реки. Девушка делает все для того, чтобы создать творческую атмосферу для того, чтобы талант ее друга раскрылся перед столичными гостями. Но, к сожалению, Денис нервничает и не может вспомнить целиком все стихотворение, сбивается и читает невпопад. Волга в это время сонно вздыхает, словно разочарованная в юноше. Герой пытается успокоиться и остается на берегу, чтобы прийти в себя, осмыслить то, что произошло.
В семнадцатой главе впервые в романе рассказывается о ссылке одного из отважинцев. Мужчину раскулачили и отправили в исправительно-трудовой лагерь на пять лет. Жена умерла, как только узнала о том, что семья останется без отца. Максимов параллельно этому рассказу дает описание Волги, чувствующей беды народа: «Моросил дождь. Над Волгой низко ходили оловянные тучи. Волны покачивали «Товарища», ударялись о борта и, шипя, отлетали в стороны, взмахивая, как платочками, белыми гребнями. Бежали назад серые, выцветшие берега». [6] Река тоже находится в трагическом состоянии. Увидеть это, помогает сравнение «волны покачивали…, взмахивая, как платочками…». [6] Платочек это символ прощания, поэтому автор использует его в произведении, чтобы сделать акцент на эмоциональную сторону повествования. Из данного фрагмента можно сделать вывод, что река олицетворяется автором, как женщина или даже целый народ, который прощается со своими родными. Так Волга становится участницей исторических событий, надвигающихся на жителей поволжья.
В романе Волга выполняет еще и другие функции. Например, она помогает сблизить главных героев друг с другом. Денис и Манефа встречаются на палубе у парохода «Товарищ». Их разговор протекает не так радужно, и Манефа сначала уходит от юноши. После очередного отказа поговорить, Денис расстраивается и уходит в каюту в одиночестве. Что же происходит с Волгой в этот момент? «Все так же моросил дождь. По сумрачной Волге ходили тяжелые свинцовые волны. Молчаливо проплыл красный бакен, покачивая еловой веткой, воткнутой в вершину конуса». [6 ]Река плачет от того, что влюбленные не могут быть вместе. Но вдруг происходит невероятное, и Манефа заходит в каюту к Денису. После счастливого события Волга словно расцветает. Дождь резко проходит, и начинается история любви главных героев.
В другой главе образ реки описан иначе. Он создает в сюжетной линии печальное настроение: «Смеркалось. Вечер выдался тихий, теплый. По зеленоватому светлому небу тянулись на север розовыми перышками облака и бесшумно сгорали за лесом на алых языках заката. Над Татарской слободой тлели две одинокие звездочки. По Волге стлался легкий прозрачный туман, тихо плыли плоты, и далеко по воде неслась грустная песня.
Ой, накрыла нас ноченька темная.
Видно, засветло нам не дойти…
Ой, ты, зоренька, зоренька ясная,
Хоть часок нам еще посвети…» [6]
Образ реки подчеркивает и усиливает страдания народа по заключенным. Волга утихает, скрывается от постороннего взгляда туманом, чтобы ее не заметили, как сами жители Отважного, боящиеся «ночных гостей». С помощью песни Максимов усиливает эмоциональность сюжета, чтобы глубже передать весь ужас событий.
Следующий фрагмент романа тоже передает боль и тревогу Волги за русский народ: «Над Волгой бронзовым пятачком повисла луна. Тихо вспыхивали и мерцали зеленые звезды, отражаясь в воде. Где-то за рекой тоскливо выла собака. В тени невысокого развесистого тополя стояла кучка людей». [6] Мы видим, что даже небесное светило повисло, как предзнаменование чего-то ужасного над рекой. За Волгой воет собака, а животные, как известно, чувствует беду лучше, чем люди.
В третьей части романа, когда дед Северьян узнает об отношениях Манефы с Денисом, то сильно гневается на внука. Образ Волги в этой главе очень печальный, даже вода чернеет.
В другой главе Волга не просто бушует, но и бьет волнами по штурвалу парохода «Товарищ», на котором плывет целая команда вместе с Денисом. Все боятся, что их судно врежется в баржу. Благодаря ловкости юноши все проходит успешно. Важно отметить, что Денис в этот страшный момент проживает похожую ситуация, когда он маленьким мальчиком плыл в лодке с отцом зажигать бакен. Точно так же беспокоится его напарник Лазарев, как и отец Бушуева когда-то: «Бушуев улыбнулся. Лазарев напомнил ему отца, когда они ехали зажигать бакен тогда, давным-давно. Так же металась Волга, так же свистел ветер и так же трусил отец, как трусит теперь Лазарев. Все так же. Только он, Денис, не тот уж…». [6] Волга проявляет свой могущественный характер, испытывает людей. К сожалению, для одного из членов команды все заканчивается очень трагично:
– Ну вот и отплавал… Матушка-Волга кормила, матушка-Волга и спать положила…. [6]
Вскоре происходит еще одно ужасное событие, которое оскорбляет Дениса. Он видит Финочку в растрепанном виде, печальную и обреченную. Бушуев идет к Густомесову, чтобы защитить честь своей подруги, которую он считал своей сестрой. И в этот самый момент образ Волги предстает перед нами, как нечто красивое, но в то же время пугающее: «Впереди чернела Волга, пересеченная серебристым ножом луны». [6] Метафора, использованная автором, означает ту боль, нанесенную Финочке, словно всему русскому народу.
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, мы можем сказать, что Волга в романе «Денис Бушуев» выполняет разные функции: она помогает передать настроение персонажей, их внутренний мир, их переживания. Река тесно связана с каждым из героев, но по-своему. Для кого-то, как для Дениса, она является источником вдохновения. Для Манефы – пристанищем в трудные периоды жизни. Для деда Северьяна – Волга, как родная мать. Река, как удалось выяснить, обладает своим характером, меняется в зависимости от сюжета. Волга – это отдельный персонаж, образ которого особенно важен для того, чтобы полноценно понять смысл произведения. Могучая стихия есть воплощение живой жизни, ее красоты, тайны, изменчивости. Есть еще одна важная функция – символическая. Волга – символ всего русского народа. Нам удалось рассмотреть это на примере жизни жителей Отважного. Для каждого из них, Волга играет огромную роль.
Также великая река наделена особенной красотой. Для того, чтобы передать эстетику образа, Максимов использует разнообразные средства художественной выразительности: олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения. Для автора Волга – часть жизни, поэтому он особенно относится к каждому описанию реки: бушующей и неспокойной, таинственной и загадочной, медленной и пленительной.
Композиционное значение образа Волги в структуре романа С.С. Максимова «Денис Бушуев»
В русской литературе не так много произведений, где пейзаж играл бы важную роль, образуя и вплетаясь в повествование и участвуя в нем. Одним из таких романов стал «Денис Бушуев», в котором волжская стихия придает динамику частям произведения, рисующим жизнь Отважинцев. Образ Волги – часть композиции романа, позволяющая соединить между собой главы в единое целое.
В самой первой части произведения мы видим следующую фразу: « Ты́, Маня, вчера Дениску из воды вытащила? – наконец глухо спросил он, подергивая губой. Она молчала». [6] Это эпиграф, смысл которого читателю не понятен без определенного контекста. Но мы можем догадаться, что речь идет о Волге и одном из героев, Денисе. Эту фразу следует запомнить, читая произведение, так как она еще раз встретиться в 20 главе:
– Ты́, Маня, вчера Дениску из воды вытащила? – наконец глухо спросил он, подергивая губой.
Она молчала.
– Вытащила, – сам себе ответил он, – стало быть, спасла от утопления. Это тебе, Маня, Богом зачтется…
– Никого я не спасала… Так просто: ехала да подобрала… – тихо проговорила она, подымая с земли ведра. [6]
Из данного контекст становится понятно, что речь идет о девушке, которая спасла Дениса от смерти. Но она в этом не признается, так как не видит ничего героического в поступке. Для нее это лишь случайное стечение обстоятельств. Для С.С. Максимова все совсем иначе. Он дважды повторяет эту фразу. Данный прием называется композиционный повтор. Автору необходимо было показать важность этого случая, для него это судьбоносная встреча будущих возлюбленных. Именно Волга сближает их. Поэтому в данном фрагменте повторение является одним из важных элементов композиции романа.
Также автор включает описания реки почти в каждую главу произведения. Очень часто мы можем встретить изображение Волги в начале каждой сюжетной линии. Например, в первой главе, когда мы знакомимся с Мустафой, описание Волги предшествует появлению героя. Оно создает определенное настроение. Во второй части романа образ-реки вплетается в описание характера Манефы. В третьей части создает атмосферу спокойствия и невозмутимости, и предшествует диалогу Гриши Банного с Алимом.
Вся природа вместе с Волгой наполнена весенней свежестью: «Словно крадучись, на цыпочках, пришел май, позеленил луга и леса, обсыпал белыми пахучими цветами черемухи и яблони, выкрасил лазурью небо и повесил на березы янтарные сережки». [6]
Даже пароход, на котором плывет Денис Бушуев, радуется пробуждению реки. Он весело бежит по полноводной Волге. Мы видим, что Денис черпает вдохновение от своих переплав по реке, и постепенно пишет поэму «Матрос Хомяков». Таким образом, образ реки отражается в его произведениях. В этом проявляется автобиографичность романа Максимова. Он, как и его герой, Денис Бушуев, имеет неразрывную связь с великой и могучей Волгой, в которой он находит вдохновение. Поэтому автор по-особому изображает реку в произведении, уделяя внимание каждому ее изменению.
Например, следующий фрагмент романа насыщен средствами художественной выразительности: «Сумерки быстро сгущались, и скоро стало совсем темно. Загорелись звезды, над луговым берегом повис алюминиевый полумесяц, и вода, сливаясь с весел, сверкала голубыми искорками. В слободе скрипел колодезный журавель, было свежо, тихо, все казалось призрачным, окутанным тишиной и серебристым сиянием. В воздухе густо плыл запах цветущих черемух, сладкий и пьянящий. Где-то на берегу щелкнул соловей, щелкнул и замолк, и вдруг залился длинной цветистой трелью и снова смолк. Тогда взметнулся другой, потом третий, и полились соловьиные песни по-над Волгой, словно ручьи вешние». [6] Это оно из самых красивых описаний реки в произведении. Максимов прочувствовал каждую деталь, добавил образ полумесяца, звезд. Автор изобразил пленяющую своей эстетичностью ночь, на фоне которой искрится Волга. Присутствуют запахи, создающие атмосферу свежести и прохлады. Раздаются звуки соловья. Автор дополняет образ реки запахи и звуками. Создается эффект присутствия.
Даже Гриша Банный, проплывая с Ананием на лодке по ночной реке, изумлен ее красотой. Он настолько одухотворен этим, что у него возникает странное чувство. Как будто герой уже был здесь, а сейчас все происходит снова и снова: «Да, да, ночь, Волга, запах цветов, луна, и двое в лодке, он и… кто же еще? Кто же сидит с веслами в руках, там, где сидит Ананий Северьяныч?». [
6]
Что же происходит с персонажем – остается загадкой. Ему мерещатся кошмары. Он словно что-то скрывает или не может вспомнить.
Когда герои выходят на берег, они собирают хворост для костра, чтобы согреться. Огонь - это стихия, которая противопоставляется воде. Но автор сделал акцент не на этом. Он, наоборот, соединил их воедино: «Вскоре запылал жаркий костер, золотистым столпом отражаясь в черной воде реки». [6]
Мы можем сделать вывод, что для Максимова Волга была особенным источником вдохновения, поэтому у автора получаются яркие живые описания природы. И поэты, и художники наслаждались ее красотой. Например, в романе «Денис Бушуев» творческий человек, Кистенев, с жаром набрасывается на работу, и целые дни проводит на берегу реки. Даже Варя чувствует, что наиболее подходящим местом для беседы поэта Густомесова и начинающего писателя Дениса будет берег реки. Девушка делает все для того, чтобы создать творческую атмосферу для того, чтобы талант ее друга раскрылся перед столичными гостями. Но, к сожалению, Денис нервничает и не может вспомнить целиком все стихотворение, сбивается и читает невпопад. Волга в это время сонно вздыхает, словно разочарованная в юноше. Герой пытается успокоиться и остается на берегу, чтобы прийти в себя, осмыслить то, что произошло.
В семнадцатой главе впервые в романе рассказывается о ссылке одного из отважинцев. Мужчину раскулачили и отправили в исправительно-трудовой лагерь на пять лет. Жена умерла, как только узнала о том, что семья останется без отца. Максимов параллельно этому рассказу дает описание Волги, чувствующей беды народа: «Моросил дождь. Над Волгой низко ходили оловянные тучи. Волны покачивали «Товарища», ударялись о борта и, шипя, отлетали в стороны, взмахивая, как платочками, белыми гребнями. Бежали назад серые, выцветшие берега». [6] Река тоже находится в трагическом состоянии. Увидеть это, помогает сравнение «волны покачивали…, взмахивая, как платочками…». [6] Платочек это символ прощания, поэтому автор использует его в произведении, чтобы сделать акцент на эмоциональную сторону повествования. Из данного фрагмента можно сделать вывод, что река олицетворяется автором, как женщина или даже целый народ, который прощается со своими родными. Так Волга становится участницей исторических событий, надвигающихся на жителей поволжья.
В романе Волга выполняет еще и другие функции. Например, она помогает сблизить главных героев друг с другом. Денис и Манефа встречаются на палубе у парохода «Товарищ». Их разговор протекает не так радужно, и Манефа сначала уходит от юноши. После очередного отказа поговорить, Денис расстраивается и уходит в каюту в одиночестве. Что же происходит с Волгой в этот момент? «Все так же моросил дождь. По сумрачной Волге ходили тяжелые свинцовые волны. Молчаливо проплыл красный бакен, покачивая еловой веткой, воткнутой в вершину конуса». [6 ]Река плачет от того, что влюбленные не могут быть вместе. Но вдруг происходит невероятное, и Манефа заходит в каюту к Денису. После счастливого события Волга словно расцветает. Дождь резко проходит, и начинается история любви главных героев.
В другой главе образ реки описан иначе. Он создает в сюжетной линии печальное настроение: «Смеркалось. Вечер выдался тихий, теплый. По зеленоватому светлому небу тянулись на север розовыми перышками облака и бесшумно сгорали за лесом на алых языках заката. Над Татарской слободой тлели две одинокие звездочки. По Волге стлался легкий прозрачный туман, тихо плыли плоты, и далеко по воде неслась грустная песня.
Ой, накрыла нас ноченька темная.
Видно, засветло нам не дойти…
Ой, ты, зоренька, зоренька ясная,
Хоть часок нам еще посвети…» [6]
Образ реки подчеркивает и усиливает страдания народа по заключенным. Волга утихает, скрывается от постороннего взгляда туманом, чтобы ее не заметили, как сами жители Отважного, боящиеся «ночных гостей». С помощью песни Максимов усиливает эмоциональность сюжета, чтобы глубже передать весь ужас событий.
Следующий фрагмент романа тоже передает боль и тревогу Волги за русский народ: «Над Волгой бронзовым пятачком повисла луна. Тихо вспыхивали и мерцали зеленые звезды, отражаясь в воде. Где-то за рекой тоскливо выла собака. В тени невысокого развесистого тополя стояла кучка людей». [6] Мы видим, что даже небесное светило повисло, как предзнаменование чего-то ужасного над рекой. За Волгой воет собака, а животные, как известно, чувствует беду лучше, чем люди.
В третьей части романа, когда дед Северьян узнает об отношениях Манефы с Денисом, то сильно гневается на внука. Образ Волги в этой главе очень печальный, даже вода чернеет.
В другой главе Волга не просто бушует, но и бьет волнами по штурвалу парохода «Товарищ», на котором плывет целая команда вместе с Денисом. Все боятся, что их судно врежется в баржу. Благодаря ловкости юноши все проходит успешно. Важно отметить, что Денис в этот страшный момент проживает похожую ситуация, когда он маленьким мальчиком плыл в лодке с отцом зажигать бакен. Точно так же беспокоится его напарник Лазарев, как и отец Бушуева когда-то: «Бушуев улыбнулся. Лазарев напомнил ему отца, когда они ехали зажигать бакен тогда, давным-давно. Так же металась Волга, так же свистел ветер и так же трусил отец, как трусит теперь Лазарев. Все так же. Только он, Денис, не тот уж…». [6] Волга проявляет свой могущественный характер, испытывает людей. К сожалению, для одного из членов команды все заканчивается очень трагично:
– Ну вот и отплавал… Матушка-Волга кормила, матушка-Волга и спать положила…. [6]
Вскоре происходит еще одно ужасное событие, которое оскорбляет Дениса. Он видит Финочку в растрепанном виде, печальную и обреченную. Бушуев идет к Густомесову, чтобы защитить честь своей подруги, которую он считал своей сестрой. И в этот самый момент образ Волги предстает перед нами, как нечто красивое, но в то же время пугающее: «Впереди чернела Волга, пересеченная серебристым ножом луны». [6] Метафора, использованная автором, означает ту боль, нанесенную Финочке, словно всему русскому народу.
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, мы можем сказать, что Волга в романе «Денис Бушуев» выполняет разные функции: она помогает передать настроение персонажей, их внутренний мир, их переживания. Река тесно связана с каждым из героев, но по-своему. Для кого-то, как для Дениса, она является источником вдохновения. Для Манефы – пристанищем в трудные периоды жизни. Для деда Северьяна – Волга, как родная мать. Река, как удалось выяснить, обладает своим характером, меняется в зависимости от сюжета. Волга – это отдельный персонаж, образ которого особенно важен для того, чтобы полноценно понять смысл произведения. Могучая стихия есть воплощение живой жизни, ее красоты, тайны, изменчивости. Есть еще одна важная функция – символическая. Волга – символ всего русского народа. Нам удалось рассмотреть это на примере жизни жителей Отважного. Для каждого из них, Волга играет огромную роль.
Также великая река наделена особенной красотой. Для того, чтобы передать эстетику образа, Максимов использует разнообразные средства художественной выразительности: олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения. Для автора Волга – часть жизни, поэтому он особенно относится к каждому описанию реки: бушующей и неспокойной, таинственной и загадочной, медленной и пленительной.
- 1 2
Композиционное значение образа Волги в структуре романа С.С. Максимова «Денис Бушуев»
В русской литературе не так много произведений, где пейзаж играл бы важную роль, образуя и вплетаясь в повествование и участвуя в нем. Одним из таких романов стал «Денис Бушуев», в котором волжская стихия придает динамику частям произведения, рисующим жизнь Отважинцев. Образ Волги – часть композиции романа, позволяющая соединить между собой главы в единое целое.
В самой первой части произведения мы видим следующую фразу: « Ты́, Маня, вчера Дениску из воды вытащила? – наконец глухо спросил он, подергивая губой. Она молчала». [6] Это эпиграф, смысл которого читателю не понятен без определенного контекста. Но мы можем догадаться, что речь идет о Волге и одном из героев, Денисе. Эту фразу следует запомнить, читая произведение, так как она еще раз встретиться в 20 главе:
– Ты́, Маня, вчера Дениску из воды вытащила? – наконец глухо спросил он, подергивая губой.
Она молчала.
– Вытащила, – сам себе ответил он, – стало быть, спасла от утопления. Это тебе, Маня, Богом зачтется…
– Никого я не спасала… Так просто: ехала да подобрала… – тихо проговорила она, подымая с земли ведра. [6]
Из данного контекст становится понятно, что речь идет о девушке, которая спасла Дениса от смерти. Но она в этом не признается, так как не видит ничего героического в поступке. Для нее это лишь случайное стечение обстоятельств. Для С.С. Максимова все совсем иначе. Он дважды повторяет эту фразу. Данный прием называется композиционный повтор. Автору необходимо было показать важность этого случая, для него это судьбоносная встреча будущих возлюбленных. Именно Волга сближает их. Поэтому в данном фрагменте повторение является одним из важных элементов композиции романа.
Также автор включает описания реки почти в каждую главу произведения. Очень часто мы можем встретить изображение Волги в начале каждой сюжетной линии. Например, в первой главе, когда мы знакомимся с Мустафой, описание Волги предшествует появлению героя. Оно создает определенное настроение. Во второй части романа образ-реки вплетается в описание характера Манефы. В третьей части создает атмосферу спокойствия и невозмутимости, и предшествует диалогу Гриши Банного с Алимом.