ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[2]

Как мы видим, мифопоэтический образ реки послужил для авторов вдохновением для придания произведениям глубокого смысла, для раскрытия героев с новой стороны, для стирания границ между мирами, для возрождения души, и, разумеется, для того, чтобы раскрыть влияние водной стихии на жизнь людей.

    1. Биографические истоки повествования о жизни волжан в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев»

Сергей Сергеевич Максимов родился 1/14 июня 1916 г. в сельце Чернопенье Костромской губернии в крестьянской семье. Отец будущего писателя Сергей Николаевич Пасхин был уроженцем села Ульянова Зубцовского уезда Тверской губернии, а мать Александра Ивановна, урож. Широкова, – родом из Чернопенья. Учился будущий прозаик в школе с сыном Сергея Есенина – Юрой Есениным: «В классе сидел я, конечно, на ‘камчатке’, т. е. на последней парте. Парты у нас были трехместные. Я сидел посреди. Слева от меня сидел тихий кареглазый Сережа Пакшвер, а справа – такой же, как и я, шалун – Юра Есенин, сын поэта Сергея Есенина». Именно дружба с Юрой Есениным спровоцировала интерес Сергея к литературному творчеству. Первым произведением мальчика стало ‘Пираты Тихого океана’». [7] Отец Сергея, ознакомившись вместе с членами семьи с содержанием рассказа, с улыбкой заметил: «Отлично написано… Это вам не Чехов и даже не Толстой… Сережа пишет куда лучше их». [7] Сергей продолжал писать. Однажды отец посоветовал сыну издать что-нибудь из написанного. И вот весной 1931 г. в детском журнале «Мурзилка» был впервые напечатан рассказ «Бакен» – летние впечатления Сергея от семейных поездок в родное Чернопенье. В последующие несколько лет юный автор печатается в журналах «Огонек» и «Еж». 

Вскоре Сергей стал посещать литературный кружок при библиотеке им. Белинского. К этому кружку на протяжении двух-трех лет был прикреплен писатель Валентин Катаев, живший в том же доме, что и Пасхины. К моменту, когда Сергей первый раз пришел на заседание, ему сообщили, что их новым руководителем будет поэт Сергей Митрофанович Городецкий.

После окончания школы Сергей Пасхин в 1934 г. устроился фоторепортером и литсотрудником в крупную профсоюзную газету «Водный транспорт». Порой ему по заданию редактора удавалось съездить в Кострому. После одной из таких поездок он написал очерк о своем земляке из Чернопенья лоцмане Красильникове. Сергей имел способность к рисованию, и в 1934 г. поступил в Текстильный институт на художественное отделение. Учеба продолжалась всего два года. В апреле 1936 г. в жизни молодого студента произошло событие, последствия которого скажутся на всей дальнейшей его судьбе не только в СССР, но и в эмиграции. «Весной 1936 года, вместе с группой студентов, я был арестован в Москве органами НКВД и обвинен в антисоветской деятельности.» [7]


После освобождения С. Максимов приехал в Калугу перед самым началом войны. Свою жизнь в этом городе он подробно описал в рассказе «Прокаженный», вошедшем в нью-йоркский сборник «Тайга». Но некоторые события его мытарств остались за рамками повествования.

Сергей устраивается корректором в газету «Новый путь» (первоначально «Смоленский вестник»), основанное немцами русское издание. Первый номер «Нового пути» вышел 15 октября 1941 года. Бессменным редактором газеты был К. А. Долгоненков. На страницах газеты публиковались сообщения из Ставки фюрера, о событиях на фронте и статьи о преимуществах «нового порядка», репортажи о жизни русских рабочих в Германии. В прессе Сергей Пасхин, под псевдонимом Сергей Широков, печатал свои стихи и рассказы.
Кроме книги стихов, в 1943 г. выходит отдельным изданием повесть «В сумерках». Судьба некоторых произведений, написанных в Смоленске, остается пока не известной. Это относится и к пьесе с предположительным названием «Волк», которая была поставлена театральной труппой Народного театра.

Находясь в Германии, В первом номере «Граней» Сергей печатает поэму «Танюша», о работе над которой рассказывает в письме к брату, с радостью сообщая ему о долгожданном творческом подъеме: «Главное – пишу. И с удовольствием, с наслаждением, и с настоящим творческим волнением, прелесть которого давно не испытывал (со Смоленска). Пишу – поэму, которую год вынашивал». [7] После окончания войны С. Максимов начинает писать свое первое большое произведение – роман «Денис Бушуев». Мысль о написании романа возникла у С. Максимова давно, еще в пору его летних поездок в родное Чернопенье. «Непрерывный трехмесячный контакт с исконными волгарями, знакомство с их своеобразным бытом и языком, дали мне позднее тот материал, который лег в основу ‘Дениса Бушуева’». [7]

В 1956 вышел 2-й том романа «Денис Бушуев» под названием «Бунт Дениса Бушуева», в котором как бы предвосхищается трагическая судьба талантливых советских писателей-диссидентов. По отзывам критики, «2-я книга романа уступает по художественным достоинствам 1-й (рыхлая композиция и др.), однако демонстрирует мастерство Максимов в изображении цельных человеческих характеров». [4] После этого романа Максимов больше не публиковал свои работы. Таким одаренным писателем был Сергей Сергеевич Максимов.

ГЛАВА 2. ОБРАЗ ВОЛГИ И ЕГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»



    1. Волга как художественный образ в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев», его функции и средства создания


Сергей Сергеевич Максимов родился в селе Чернопенье на Волге. Это не могло не повлиять на развитие мальчика, его мировоззрение и на любовь к родным местам, к истории народа, проживающего на великой реке. Водная стихия стала центральным образом его романа «Денис Бушуев», наполняющим произведение особым философским и глубоким смыслом. Автор вложил множество ассоциаций и идей в образ Волги, поэтому каждая деталь, связанная с рекой, повлияла на сюжет романа, на его композицию, на характеристику персонажей. Волга становится не просто главным элементом повествования, без которого невозможно представить книгу, но и живым героем с непредсказуемым характером. Автор органично использует ее описание в каждой главе романа, Это является способом заставить читателя проникнуть во внутренний мир произведения. Итак, мы можем заметить, этот художественный образ выполняет ряд функций.

Итак, начнем с того, что Волга – живой организм, отдельный герой романа, наделенный своими особенностями, неповторимым характером, противоречивостью. В этом выражается ее локально-динамический образ. Для того, чтобы раскрыть эту черту художественного образа, рассмотрим несколько описаний реки из произведения.

С первым строк романа Волга предстает перед нами загадочной и непонятной. Всю ночь шел непроходимый дождь, поэтому на рассвете над рекой образовался туман: «На рассвете же точно языком слизало тучи, и жидкий туман заклубился над Волгой. Солнце поднималось, и белые стены домов розовели. На Молочной горе звонко застучали колеса телег о булыжник мостовой; широко, басисто, с утренней хрипотцой заголосили пароходы». [6] Из этого описания становится понятно, что автор намеренно скрывает образ реки за белой дымкой, словно скрывая его от посторонних глаз. Этот литературный прием позволяет читателю увидеть тайну в начале романа. А Волга становится источником воображения, интригой. Автор подводит нас к сюжету и к первому персонажу, к Мустафе Ахтырову.

Художественный образ реки, как было сказано выше, не только является отдельным «героем» произведения, но и помогает увидеть настроение персонажей, словно отзеркаливая их. Ведь, как известно, в воде отражаются рядом располагающиеся объекты. Но река может не только отображать похожую картинку, но и влиять на чувства и поступки человека. Это одно из важных свойств воды, вполне реальное и доказанное. Что мы можем увидеть в первой главе книги? Мустафа Ахтыров, приказчик из Татарской слободы, смотрит на Волгу: «
Черные глаза на горбоносом лице смотрели тускло и безразлично поверх голов грузчиков куда-то за Волгу, в белесую дымку тумана. Странное чувство, появившееся еще вчера днем, когда он бесцельно бродил по городу, ожидая накладной на товар, не проходило, а, наоборот, – все больше и больше беспокоило». [6] Загадочное состояние реки вточности соответствует настроению героя. Он находится в непонятном для самого себя состоянии, в раздумьях, которые пока невозможно решить из-за их расплывчатости. Как туман, обволакивающий Волгу, так и мысли Мустафы незаметно появляются в его голове и не дают покоя. Сначала они пропадают, а потом снова, как круги на реке, затуманивают сознание. Затем автор дает четкое объяснение, почему герой предстает перед нами в таком смятении: он волнуется о том, что Манефа, жена его родного брата, догадалась о чувствах, зародившихся к ней. При этом Максимов использует красочный эпитет, помогающий описать состояние Ахтырова: «Внезапно знакомое, острое, беспокоящее чувство новой горячей волной захлестнуло его». [6]Благодаря данному средству выразительности образ Волги снова предстает перед нами, становится свидетелем теплых отношений между персонажами. В этом фрагменте можно заметить также сравнение могучей стихии со страстью, которая может резко захлестнуть человека.

Во 2 главе романа Волга имеет совершенно другой облик, отличающийся от первого описания. Она спокойна и невозмутима, не таит в себе никакой опасности, не создает причины для беспокойства, а озаряет читателя своим светом. Данный художественный образ словно оживает: «За садом, круто спускавшимся к берегу, катилась Волга. Окрашенная мягким красновато-желтым закатом, она была тиха и спокойна». [6] Если первое появление Волги наполнено таинственностью, то второе – открытостью и дружелюбием по отношению ко всему живому, что ее окружает. Река, как центральный образ, заставляет все вокруг двигаться. Несмотря на то, что автор описывает закат, создается ощущение, что день еще не закончился, и героев романа ждут впереди интересные события. «Красновато-желтый закат» над Волгой создает романтичное настроение, влияет на состояние главной героини, Манефы, которая любуется природой из окна. Она видит пролетающих чаек, пассажирский пароход. Нам становится понятно, что Волга для девушки особенно прекрасна, она ее понимает и признает, как родную стихию. Сергей Сергеевич Максимов хотел, чтобы именно женская романтичная натура открыла нам образ реки с другой стороны, передала его личное отношение к Волге: «Манефа облокотилась на подоконник. Серые глаза с какой-то трогательной нежностью смотрели на Волгу. Ах, как она любила свою реку! Всегда любила: и тихую, и ветреную, и бурную, и в солнце, и в дождь…». [6] Как и автор, главная героиня романа влюблена в красоту и одухотворенность реки, принимает ее со всеми недостатками. Для нее Волга в любом состоянии остается родной. Это отношение к своему краю раскрывает характер Манефы: она впечатлительная натура, которая способна всем сердцем любить то, что считает близким ее духу. Героиня не представляет жизни без Волги. Она удивляется, что в Туркестане люди никогда не видели этой могучей реки: «А как же там люди-то живут? Как же они без Волги-то живут?». [6] Ее любовь к Волге становится еще теплее и глубже после замужества с человеком, которого она терпеть не может. Для героини река - источник сил, приют, согревающий ее в тяжелые периоды жизни. По сюжету романа мы не раз убедимся, как Манефа ищет помощи, словно просит совета, у Волги. Автор на фоне контраста чувств показывает отношение главной героини романа к водной стихии. Она любила Волгу так сильно, как ненавидела своего мужа. Благодаря сравнению мы узнаем, что Манефа вошла в супружескую жизнь также необдуманно и спонтанно, как она всегда поступала в силу своего горячего темперамента. Ее первая влюбленность не смогла перерасти в более серьезные отношения из-за слабохарактерного Сенечки, который не мог рассказать отцу об их отношениях. Из-за нерешительности любимого главная героиня романа отвечает согласием на предложение Алима выйти замуж. Итак, исходя из анализа фрагмента произведения, становится понятно, что центральный образ Волги влияет на настроение персонажей, на их судьбу, является жизненно необходимым для главной героини.


В третьей главе романа река, словно живое существо, наделяется человеческой характеристикой: «Увязая в буром суглинке, лениво бредет по берегу Волги стадо коров. Танцуют волны зноя; вьются, тихо жужжат оводы». [6] Река живет своей жизнью, она танцует, одурманивает людей и животных, завораживая всех игрой плескающих волн. Стадо коров, проходящих около – лениво бредет по берегу, медленно плывет плот. Благодаря такому описанию создается ощущение вечности бытия. Стоит отметить в этом фрагменте появление нового персонажа романа – Гриши Банного, так как именно его можно сравнить с одурманенным состоянием реки. Этот персонаж живет по течению, куда его занесет, ему все равно. Он от природы наделен ленью и свободолюбивой душой, а также любит пофилософствовать о научных открытиях, поделиться своим жизненным опытом.

В пятой главе происходят ужасные события, которые приносят беспокойство в дом каждого из жителей Отважного. А догадаться в трагических событиям нам помогает состояние Волги-матушки, не находящей себе места и словно сигнализирующей людям о предстоящей опасности. Автор использует слова деда Северьяна, чтобы читатель смог ощутить тревогу, исходящую от реки: «Стонет матушка, стонет родимая.… Жалуется, – вслух проговорил старик и пошел в дом». [6 ] Волга принимает на себя человеческие качества, словно оживает. Она волнуется, «ревет», пытается всеми способами привлечь внимание жителей Отважного.

Художественный образ обладает предсказывающей функцией. Благодаря использованию автором олицетворений, вплетенных в художественную словесную ткань, создается трагическое восприятие происходящего. Далее мы узнаем, что из сельсовета пришел городской и милиционер, но автор оставляет интригу, чтобы читатель сам постарался догадаться, что могло случиться. И опять в сюжет добавляется яркое описание Волги, которое нельзя обойти стороной для того, чтобы понять смысл романа «Денис Бушуев»: «Металась Волга, выплевывая желтую пену на прибережный гравий, лизала песчаные косы, раскачивала одинокие и жалкие в такую ночь бакена. Это была не красавица река, а измученная, истерзанная русская душа, бешеная в своем бессилии». [6] В этих строках автор раскрывает художественный образ реки, ее огромную роль в произведении, которая достигает глобальных масштабов. Можно сказать, что во фрагменте присутствует гиперболизация и олицетворение. Волга словно выходит из берегов, заполняя собой все пространство. Она является символом русского народа, который претерпел многие лишения, израненный несправедливостью жизни и коварными поворотами судьбы. Максимов показывает нам художественный образ совершенно с другой стороны. Перед нами не прекрасное творение природы, а яростная, могущественная стихия.