Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Описание Волги в этих строках можно расшифровывать по-разному. Во-первых, как было сказано выше, река сигнализирует о беде, нависшей над селом Отважное. Во-вторых, она не только жалуется, но и ругает жителей. Эта точка зрения подтверждается сюжетом, так как становится ясно, что произошло убийство Мустафы Ахтырова, поэтому и природа негодует над содеянным, чувствует грех, как Гроза у Островского.
Если рассмотреть, какие средства выразительности использовал автор в изображении водной стихии, то стоит отметить фонетические особенности языка: «засвител, желтую, жалкие, измученная, истерзанная, бешеная». [6] Звуки [ж], [з] напоминают шипение волн. Добавляется экспрессия в описание Волги. Можно сделать вывод, что автору становится жалко и красавицу реку, и русский народ. Исходя из анализа пятой главы, мы выяснили, что в образном воплощении сущности русской народности у С.С. Максимова Волга имеет исключительное значение, как символ всего русского народа, его идеал. Она одушевлена. Русский человек должен соответствовать образу реки, чувствовать ее изменения, как замечает это герой романа, дед Северьян. Он обладает не только практичным взглядом на вещи, но и особым мироощущением: не только уважает природу, а также испытывает ее влияние на себе.
Стоит обратить внимание на Волгу в праздник Троицы в селе Отважном. Она была тихая и гладкая, словно политая маслом. Возникает ощущение, что река тоже готовится к праздничному событию и еще не подозревает, что вскоре произойдет драка между отважнинцами и карнахинцами. Побеждают Денис и его товарищи. Карнахинцы со всех ног удирают к Волге, к лодкам. В этой ситуации образ Волги не играет особой ключевой роли, так как является лишь единственным способом скрыться от погони. То есть остается лишь деталью пейзажно-бытового фона.
В этот же день приезжает семья Белецких на свою дачу, чтобы отдохнуть от шумной Москвы и насладиться красотой природы. Они интеллигенты, привыкшие жить в роскоши, в большом столичном городе. Но, несмотря на это мы видим, как они с любовью относятся к реке. Увидеть их отношение можно в репликах автора: «Белецкие любили Волгу, а для дочерей, Жени и Вари, переезд в Отважное из наскучившей за зиму Москвы был настоящим праздником. Небольшая деревянная дача с открытой верандой стояла на обрыве, на самом берегу Волги, утопая в кустах жасмина и сирени. Ее яркая красная крыша была далеко видна с реки». [6]
Максимов выделяет Варю, которая по-особенному наслаждается Заволжьем, с детским умилением. Таким образом, это третий персонаж, дающий свою положительную оценку жизни у реки. Причем даже дача Белецких располагается совсем близко к Волге, чтобы быть с ней рядом. Прозаик использует эстетичное по своему содержанию дополнение, характеризирующее атмосферу праздника: «утопая в кустах жасмина и сирени». [6] Это добавляет особую романтичность образу Волги, по берегам которой растут чудно пахнущие цветы. Особенная прелесть и выразительность присутствует в описании заката, когда река окрашивается в фиолетово-красный цвет, отражая небо. Такая цветовая гамма характеризует нежную тягу к Волжским просторам, глубину чувств, наполняющих героев. Как счастлив пребыванием здесь отец семейства Белецких: «Ну нет! К чёрту все дворцы на свете! Будем отдыхать и наслаждаться Волгой». [6] Ему уже не хочется видеть городские прилавки, привычные визиты в столичных салонах. Он тоже вдохновлен Волгой, хочет растянуть удовольствие. Мы можем сделать вывод, что даже городские жители ценят природу, ее изменчивую натуру, чувствует свободу рядом с рекой. Дети Белецких до самого вечера наслаждаются прогулками у берега и купанием. Максимов в этом фрагменте добавляет в изображение реки другие важные детали, которые делают ее образ более насыщенным и полным: «Солнце совсем скрылось за лесом, и от реки потянуло свежим ветерком. Полоснули потемневшее небо стремительные чирки. Над водой заплавал белесый туман». [6] Автор напоминает нам Бунина, который тоже тонко мог чувствовать природу, ее свежесть, и с помощью простого набора слов создавать живую картинку, преображать действительность в нечто волшебное, с особыми запахами и красками. Так и Максимов смог точно передать атмосферу, способную перенести человека в природу, и жить в гармонии с ней.
В конце десятой главы содержится игривое изображение луны на фоне Волги: «Над Татарской слободой взошла желтая луна и заполоскалась в посветлевшей Волге. Вспыхивали огоньки бакенов». [6] Луна осветила Волгу своим мерцанием. Известно, что это небесное светило влияет на приливы и отливы любой реки, таким образом, влияя на ее состояние. Из данного отрывка можно заметить, что Луна доверяет Волге, хочет ее согреть своим светом, поэтому она игриво отражается в воде.
Волга не только оказывает влияние на персонажей, но и влияет на их речь. Например, даже на свадьбе один из героев поет песню о великой реке. Художественный образ раскрывает менталитет русского народа, его сильную связь к родным местам. Песню начинают петь все гости:
«…Эх, вниз по Во-о-лге реке,
С Нижня Но-о-вгорода-а…
…Снаряжен стру-у-ужок
Как стрела-а лети-ит…
Как на том на стружке,
На снаря-а-аженном,
Удалы-их гребцов
Сорок два-а сидят…» [6]
Образ реки не случайно присутствует в песне. Волга – одно из русских природных чудес. Это и символ стойкости русского народа, и его душа, и красота, и величие. Все слилось в ней. Существует множество песен о Волге, которые передают отношение людей к ней. И как мы видим пример из романа имеет положительный контекст. Художественное воплощение в образе водной стихии отражает культуру человека. Согласно песням о реке человек, считающий себя волжанином, должен соответствовать образу этой реки.
Еще одним из важных особенностей образа Волги является то, что она способна вдохновить, раскрыть в герое романа то, что он не замечал в себе, помочь найти свой жизненный путь, как например, Денис Бушуев начинает писать стихи, впечатлившись от случая с Фенечкой. А сочиняет он, находясь на камне около реки, видимо, красота природы незаметно для самого персонажа оказывает на него существенное влияние. Строчка за строчкой появляются в голове у мальчика, рифмы находятся сами. Многие писатели, начинающие свой творческий путь, вдохновлялись Волгой. Поэтому река в этом фрагменте является источником поэтического начала для мальчика.
Но Волга не всегда способна контролировать и влиять на героев романа. Например, когда Фенечка читает первое стихотворение Дениса, не спросив его разрешения, даже красоты реки не спасает героев от злости по отношению к друг другу. Мальчик ощущает себя загнанным в тупик, как будто его светлую тайну нарушили, «бросили тяжелый камень в тихое лесное озеро». [6] Когда в Волгу кидают камни, она тоже становится неспокойной, так и состояние Дениса в этот момент бушующее, расстроенное. Его внутренний мир был нарушен посторонним человеком. Можно сказать, что Максимов сравнивает главного героя романа с рекой. Его характер меняется так же, как и Волга.
В девятнадцатой главе автор хотел показать совершенно неуправляемый характер реки, поэтому тщательно поработал над ее образом. Как мы можем заметить, Волга не просто недовольна тем, что происходит вокруг, у нее больше нет ни сил, ни терпения. Она, словно, беспокойная женская натура, старается выплеснуть весь негатив наружу. Если предыдущие изображения реки были в положительном контексте, то в этом фрагменте перед нами сметающая все на своем пути вода: «В клочьях темных облаков плавно нырял зеленый серпик луны. Под сильным верховым ветром гнулись деревья, шумела Волга. Грустно стучала колотушка ночного сторожа – глухого старика Чижова». [6] Река предупреждает о неминуемой опасности, с которой герои вскоре столкнутся. В дом к Бушуевым стучится дед Северьян и предупреждает их, что один из бакенов потух, а рядом проплывает буксирный пароход, который может потерпеть крушение. На Анания с Денисом возлагается важная миссия – включить бакен. А для этого предстоит проплыть по разгневанной Волге: «На берегу было темно и шумно. Месяц скрылся. Черные громады волн, шипя, накатывались на прибрежный гравий. Гнулись, трепеща листвой, кусты тальников». [6] В этих строках мы видим, что даже месяц скрылся от реки, словно боится ее. Автор использовал гиперболизацию, возвеличил силу реки. Возникает ощущение, что перед нами цунами. Также Максимов сделал образ живым, использовав олицетворение «шипя». Мы словно находимся внутри романа, плывем вместе с героями. Эффект присутствия создается засчет реплик персонажей, находящихся во власти стихии, эпитета «черные волны», олицетворений «волны вздыхали», «шипя гребнями».
Денис Бушуев по-настоящему в этот день прочувствовал на себе влияние Волги. Волны становились еще сильнее: «Теперь уже волны не могли подымать ботник на себя, они смачно, с шумом сбрасывали в него седые шипучие гребни». [6] Максимов не раз использует эпитет «черная вода». Данный цвет символизирует непроглядную тьму, в которой оказались герои, опасность, нависшую над ними. Выход из нее один - довериться стихии. И к счастью героям повезло: «Выплыл месяц и голубым слабым светом озарил пенящуюся Волгу. И Денис заметил совсем рядом, саженях в десяти от них, лодку». [6] Оказалось, что это Манефа проплывала рядом с ними, она и стала спасителем. В этом заключается особый смысл изображения Волги, которую можно сравнить с разгневанной Манефой. Она сбежала из дома в свой день рождения. Спасением и успокоением для нее была река. И как ни странно, именно Волга привела ее к Денису и Ананию. Таким образом, можно утверждать, что «двойником» Волги является Манефа с ее горячим характером.
В 25 главе С.С. Максимов создает образ реки, наполненный разными средствами выразительности и создающий особое настроение. Волга словно ждет чего-то нового, волнуется: «…Дул крепкий низовой ветер. По Волге ходили свинцовые волны с белыми, шипучими, как змеи, гребешками, шумно накатывались на приплеск, жадно щупая каждый камешек, каждую ямку». [6]
Автор использует эпитет «свинцовые волны», который придает реке мрачный вид, так как прилагательное «свинцовые» означает темно-серые. Для усиления этого эффекта в описание Волги добавляется сравнение «с белыми, шипучими, как змеи, гребешками». Река совсем одичала, поэтому на ней образовалась пена. Она словно выплескивает яд на берег. Мы можем заметить в этом фрагменте олицетворение «жадно щупая каждый камешек, каждую ямку», с помощью которого Максимов достигает своей цели – Волга оживает и предстает перед нами в виде недовольного «существа», желающего жить, словно последний раз дотрагиваясь до суши, прощаясь с ней. Автор использовал мрачное описание реки для того, чтобы показать, как река готовится к приближению зимы. Скоро ее покроет льдом, и она не сможет увидеть ни землю, ни людей долгое время: «Еще несколько крепких заморозков – и вьюжная русская зима белым лебедем опустится на землю». [6]
Между небом и рекой существует определенная связь: небо сочувствует Волге, поэтому тоже становится серым, «с тяжелыми иссиня-черными тучами». Чайки, которые пролетают над водой, боятся нырнуть в нее за добычей. Благодаря дополнительным деталям, художественный образ становится полностью раскрытым: Волга томится в ожидании скорых перемен.
Максимов добавляет в этот фрагмент описание Дениса, который тоже меняется: «Он сильно изменился за последние месяцы: вытянулся так, что перерос на голову отца, стал шире в плечах, карие глаза потемнели, стали глубже, непонятнее, задумчивее; длинные руки окрепли, и резко намечались круглые бицепсы; ломался голос и приобретал низкую мужскую окраску. В январе Денису исполнялось семнадцать лет». [6] Это указывает на взаимосвязь Волги и главного героя, их внутреннее и внешнее родство. Денис идет по берегу и любуется бушующей рекой. Он любит ее, тоже прощается с ней на время.
И тут мы видим, что дальше сюжет развивается необычным образом. Гриша Банный лежит на берегу и стонет от тоски, от душевной боли. Его состояние подобно реке, которая тоже испытывает страдания: «А на берегу, уронив голову на вытянутые руки с кистями, похожими на увядшие листья, сидел по-прежнему неподвижно Гриша Банный и, казалось, не слышал ни рева волн, ни свиста ветра». [6]
Что-то плохое произошло с этим человеком. Мы можем заметить это по описанию: у него увядшие руки, словно уже не живые, он ничего не чувствует вокруг себя, не слышит звуков, как будто жизнь его оборвалась.
Точно то же самое происходит с Волгой. Наступает зима, и образ реки редко используется автором для создания определенного настроения. Мы можем увидеть только некоторые упоминания автора. Например, в диалогах персонажей:
– Ну подарил и подарил… а ты-то тут при чем? – улыбнулась Анна Сергеевна.
– А мне, кажется, не понравилось, что он ей подарил… – тихо ответила Варя, не поворачиваясь и продолжая смотреть на Волгу, занесенную снегом. [6]
Варя смотрит на реку, чтобы забыться и не думать о том, что творится в ее сердце.
Несмотря на то, что река заледенела, во 2 части романа в 4 главе, Максимов возвеличивает ее образ: «На широком снежном поле, под которым где-то внизу неторопливо текла могучая река, было холодно. Дул ветер, шурша поземкой». [6]Автор говорит о том, что, несмотря на то, что река находится под толщей льда, она продолжает жить, двигаться, и остается сильной.
В девятой главе Волга наконец-то начинает таять, освобождается ото льда. На ней образуются первые проталины: «За два дня до Пасхи, на рассвете, взревела кормилица-Волга, сломала ледяной покров и, радуясь теплу и свету, шумно понеслась, заторопилась, качая на своей широкой груди, как младенцев, огромные радужные льдины».