Файл: Урок литературы в 10 классе Символика и её роль в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок литературы в 10 классе «Символика и её роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Учитель средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Мексике Колокольцева Елена Алексеевна
Технологии: критического мышления, ИКТ, дифференцированного обучения.
Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный, работа с
текстом, работа в группах, парах.
Межпредметные связи: живопись (иллюстрации к роману разных художников)
Тип урока: комплексное применение знаний; комбинированный
Цели и задачи:
Образовательные:
-
повторить содержание, проблематику и символику романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»;
-
подготовить учащихся к восприятию финала романа; -
сделать вывод: к финалу роману Раскольников приходит раскаявшимся или нет; -
сделать вывод о том, для чего Достоевский использует символику в романе.
Развивающие:
-
развивать умение работать в паре; отвечать на поставленный вопрос; делать выводы; -
продолжать развивать речевую деятельность учащихся; умение анализировать эпизод; учить определять роль изобразительно-выразительных средств; делать выводы; -
анализировать эпизоды текста; -
развивать умение видеть и оценивать смысл художественных деталей, портретных
зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;
-
развивать навыки аргументированного устного выступления; -
развивать умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.
Воспитательные:
-
помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, способствовать формированию нравственных, эстетических, этических норм.
Оборудование: текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; тетради с
записями прошлых уроков; «Словарь имён» Петровского Н.А. или любой
другой (можно онлайн); текст притчи о Лазаре (Евангелие от Иоанна, глава
11); «Словарь символов» Д.Трессидера; «Большой толковый словарь»(по
культурологи) В.Чернышова; иллюстрации различных художников к
роману (они могут быть развешены в классе или показаны через
презентацию).
Ход урока
Стараясь разгадать загадки слова в тексте,
мы находим путь не только к постижению
тайны авторского замысла, но и к истокам
нашей культуры и духовности.
А.Д. Дейкина
-
Вступительное слово учителя.
Учитель:
- Как известно, роман «Преступление и наказание» насыщен всевозможными
символическими словами, фразами, художественными деталями. Давайте вспомним, что
такое художественная деталь, символ, образ-символ, фраза-символ?
Учащиеся отвечают.
Художественная деталь – значимая подробность,
частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода
или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные
подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу,
действиям, жесту, речи.)
Символ – слова, которые получают в художественном тексте новые (переносные)
значения.
II. Целеполагание. Актуализация знаний. Вызов. (Этапы: мотивация (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме); информация (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме); коммуникация(бесконфликтный обмен мнениями).
- Что вы должны вспомнить сегодня на уроке? Для чего? На какую символику мы
обращали внимание на предыдущих уроках?
Ответы учащихся:
1. Художественные детали – символы.
2. Символика цвета.
3. Символика имён.
4. Евангельские мотивы.
5. Ключевые фразы (символические), слова.
Учитель:
- Нам необходимо вспомнить образы-символы романа для того, чтобы понять общий замысел романа, скрытые мотивы поступков героев, авторское отношение к героям, к событиям. А в целом – для понимания всего романа.
Учитель поясняет, что учащиеся по очереди должны будут выбрать из списка художественных деталей одну по собственному желанию (для слабых учащихся) или вытянуть наугад или по указанию учителя (для сильных учащихся), назвать персонажа, с которым связана эта деталь, эпизод романа, сформулировать смысл, значение этой детали.
Если кто-то затрудняется ответить, тогда помогает другой ученик. Учитель фиксирует правильные ответы, задаёт наводящие вопросы. (В сильном классе эту роль могут выполнять ученики или ученик). Ученик должен быть готов ответить на вопросы учителя или других учеников.
Перечень художественных деталей: похвальный лист, порог, лестница и ступени, золотое кольцо с тремя красными камешками; отцовские часы с изображением глобуса; колокольчик; алые губы; деревянная дощечка с железной пластиной, обёрнутая белой бумагой; папироски; медный колокольчик; медный и кипарисный кресты; «финифтяный» (эмалевый) образок; Евангелие; туго набитый замшевый кошелёк; обух топора; комната, похожая на гроб; натянутая простыня; монетка, поданная Раскольникову.
Учащиеся по очереди (из группы, пары – по желанию учащихся; слабые ученики могут работать в паре, группе с сильными) выбирают какую-либо деталь, поясняют, комментируют, рассуждают, отвечают на вопросы учителя или других учащихся.
Примерные ответы учащихся:
Похвальный лист: связан с Катериной Ивановной, которая очень гордится этим листом, это её «прибежище». Своё «некуда идти» она закрывает этим похвальным листом, прошлой жизнью. Этот похвальный лист таинственным образом вдруг откуда-то появился в сцене поминок, теперь уже «фантастично»: «Неизвестно каким образом вдруг очутился у нее в руках тот самый «похвальный лист, о котором говорил… еще покойник Мармеладов ... Похвальный лист тотчас же пошел по рукам пьяных гостей, чему Катерина Ивановна не препятствовала». И уже совсем «фантастично» его появление в комнате Сони, куда приносят умирающую Катерину Ивановну. «И каким образом этот «похвальный лист» очутился вдруг на постели, подле Катерины Ивановны?». Странно: ведь Катерина Ивановна вышла из дому совершенно не в своем уме, вещей она не собирала, взяла было сковороду, чтобы бить в нее вместо музыки, но и ту, вероятно, потеряла. Где уж тут уцелеть листу! Но он-то как раз и уцелел, ибо без него не существует и Катерина Ивановна, вернее, она не мыслит себя существующей». Так как это – внешнее, в котором она ищет покоя. Это её сближает и с Раскольниковы (фантазёрка, писательница), и с другими персонажами, которым «некуда идти».
Порог: герои живут как бы у порога (Соня в церкви стоит у порога, где стояли неоглашённые – те, кого не приглашали к причастию, грешники), Алёна Ивановна принимает перед смерть у порога Раскольникова: «они стояли через порог, за которым была темнота»; потом Раскольников её вталкивает…).
Лестница и ступени - лестница вниз, в распивочную, в подвал; чёрная, грязная лестница вверх, на 4 этаж к старухе, на лестнице разговаривают герои. Лестница – это некий образ, показывающий внутреннее «схождение» героев в «ад», в «грех» или нахождение их на грани чего-то.
Золотое кольцо с тремя камешками, похожими на капельки крови, подаренными сестрой на память - первый заклад Раскольникова. Он отождествляется с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери; отцовские часы с изображенным на оборотной стороне глобусом(второй заклад) - с символом времени и мира. (Вспомним остановившиеся часы в доме Плюшкина).
Деревянная дощечка (чтобы сойти за серебряную папиросочницу, Раскольников её утяжелил железной пластинкой, обернул белой бумагой и перевязал шнурком со множеством узлов). Это третий заклад Раскольникова. Ассоциации возникают с деревом (дерево – символ жизни), с железом (символ разрушения и смерти), железная пластина как железный топор. Белая бумага в этом закладе ассоциируется с саваном, в который завёрнуто дерево (жизнь). Узлы ассоциируются с запутанностю Раскольникова.
Медный колокольчик. Принеся третий заклад Алене Ивановне, Раскольников трижды звонит у ее дверей в медный колокольчик. Однако медный колокольчик не выполняет своей оберегающей функции, не защищает старуху от смерти и не уберегает Раскольникова от преступления. «Тема раскалывания возникает и здесь: Раскольников звенит в колокольчик так, как будто собирается его расколоть» («…в колокольчик стал звонить, мало не оборвал»).
*В сильном классе можно вспомнить известную фразу «По ком звонит Колокол?» (название романа(1940) Э.Хемингуэя(1899-1961), возможно, известно учащимся) и фразу «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе» из «Молитв» («Духовные стихотворения») английского поэта Джона Дона(1572-1631):«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
Учащиеся могут пояснить смысл выражения. Как оно перекликается с романом Достоевского?
Смысл выражения: задумайся о своём месте в мире, о своей бренности, об общности человеческих судеб, о сопричастности всем.
Учитель:
- Кстати, почему не спасают старуху висящие у неё на груди кресты?
Примерный ответ учащихся:
- «На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный (эмалевый) образок, и тут же, вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был туго набит…» В этом «тут же» - разгадка: оберег и кошелек – вещи несовместимые, и то, что старуха их делает равноценными, как будто обрекает её. Носить кресты и обереги ещё не значит верить и жить нравственно, по совести.
Папироски – относятся к образу Порфирия Петровича «Вот папироски... вредно, а как брошу? Чем заменю?» То же самое «некуда идти», которое П.П. заполняет папиросками.
Евангелие – старая потрёпанная книга Нового Завета у Сони, которую Лизавета принесла, и они вместе читали.
Натянутая простыня (дырявая) – в комнате Мармеладовых: «закоптелая дверь в конце лестницы была отворена. Через задний угол была протянута дырявая простыня».
-Дополнительный вопрос учителя:
- В черновом варианте у Достоевского было: « чёрная дверь и ширма». Почему он поменял эту деталь?
Примерный ответ учащихся:
- Так как дырявая простыня – это более сильная деталь - символ крайней нищиты, безысходности.
Монетка, поданная Раскольникову девочкой с зелёным зонтиком – символ надежды на воскресение («Возьми ради Христа», то есть ради жизни). Он её выбрасывает в реку, как бы отрывая себя ото всех: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя и всего в эту минуту». Он как мертвец.
Обух топора (то есть лезвие повёрнуто на себя): «Я не старуху убил! Я себя убил!»
Символика цвета в романе.
Учитель:
- Перейдём к символике цвета. Выберите любой цвет, вспомните, какую роль он играет в романе, что символизирует вообще и на страницах романа. (Учащиеся работают с культурологическими словарями и ищут информацию по символике зелёного, красного, жёлтого цвета). Затем обсуждают символику цвета(красный, жёлтый, зелёный) у Достоевского.
*Работают три группы. Сначала вспоминают, записывают детали, связанные с определённым цветом, затем отвечают (сами решают, кто отвечает), делают выводы. Учащиеся из других групп должны задавать вопросы, добавлять.
Примерные ответы учащихся по символике зелёного цвета:
Зелёный: драдедамовый платок; зелёный зонтик; зелёный купол церкви; зелёная крона дерева, похожая на купол; дом Сони зелёного цвета; Марфа Петровна в зелёном платье.
«Зелёный цвет отличается от остальной цветовой гаммы произведения, выделяется своей свежестью, чистотой. Например, в первом сне Раскольникова мы видим «серенькое время», «удушливый день», чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, страшные рожи, а затем каменную церковь с зелёным куполом. Используя зелёный цвет в первом сне, автор подчёркивает, что доброта находится под покровом святости. Не раз зелёный показан как цвет защиты, покрова, спасения, убежища. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам».