Файл: Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности для учащихся 7 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

внеурочного занятия по финансовой грамотности для учащихся 7 класса

«Путешествие в мир налогов»

Составитель: Сиркина Елена Анатольевна

учитель математики МОБУ «Кемлянская СОШ»

тел: 89271925025

эл.адрес: elena-sirkina@rambler.ru

с.Кемля 2022 г.

пояснительная записка

В современном мире, очень быстрыми темпами развивается финансовый рынок.  Очень актуальными являются вопросы о финансовой грамотности населения. Так как незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики являются предпосылкой большинства экономических и социальных проблем, как всего  общества, так и отдельных граждан.

Налоги являются важной и неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Они обеспечивают содержание государственного аппарата и производство общественных благ. Важно понимать сущность налогов и смысл их уплаты. Актуальность данной темы проявляется в том, что финансовая грамотность входит в перечень вопросов международного исследования PISA. Следовательно, учителя должны включать теоритический и практический материал по данному направлению в свои уроки, а так же использовать его во внеурочных занятиях. Практической значимостью темы является то, что Основная задача школы состоит в формирование личности выпускника, обладающего высоким уровнем мышления, достаточного для адаптации к новым условиям непрерывного образования и удовлетворяющего требованиям социального заказчика. Очень важно своевременно и профессионально знакомить школьников с вопросами финансовой грамотности, в том числе и с налоговой политикой. В результате у школьников формируются гражданская позиция, умение грамотно планировать бюджет.

Методическая разработка на тему: «Путешествие в мир налогов» предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательных школ во внеурочной деятельности. Она позволит обрести учащимся знания по финансовой грамотности, научиться относиться к налогам разумно, как к неизбежной плате за право жить в цивилизованном обществе.

Данное занятие можно проводить в ходе реализации программы дополнительного образования по финансовой грамотности. Учебное пособие: Финансовая грамотность:
учебная программа. 5–7 классы обще- образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Форма проведения занятия – внеурочное занятие с элементами практикума и игры. Рассчитано на 2 академических часа. Первый час посвящен истории возникновения налогов, теоритическим вопросам по данной теме. Второй час планируется использовать для решения задач, основным сюжетом которых является тема налогов.

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАЛОГОВ

Цель:

Сформировать представление о налогах и их видах, рассмотреть некоторые виды задач по данной теме.
Задачи:

  1. Пополнить знания обучающихся экономическими понятиями: сущность налогов, их основные виды. Применить знания к решению задач.

  2. Развивать умения выбирать, обосновывать, принимать решения.

  3. Формировать гражданское сознание учащихся, что платить налоги- это конституционный долг граждан России.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Просмотр мультфильма «Лев Петрович и налоги»

  3. Освоение базовых понятий

Учитель: Сегодня мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно плохих явлений. Налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего государства.

Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является существование самого государства.


Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Основным юридическим документом налоговой системы является НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ, который принимается Государственной Думой и подписывается Президентом. Налоговый кодекс - свод законов о правах, обязанностях и ответственности, как налогоплательщиков, так и органов осуществляющих сбор налогов, порядке и сроках их взимания.

"Заплати налоги и спи спокойно" – гласит рекламный ролик, постоянно транслируемый по центральному телевидению, в последнее время заставил меня задуматься, почему же его создали. Ответ лежит на поверхности: значит, люди забывают свои гражданские обязанности. Я считаю, что проблема уплаты налогов очень актуальна для молодого поколения, потому что именно от молодёжи зависит будущее нашей страны, а, значит, и наше будущее.

Предлагаю всем нам отправится в путешествие. Я надеюсь, оно будет для вас интересным и познавательным.

1 станция «Историческая»

Учитель: О налогах известно с незапамятных времен. С течением времени понятие и роль налогов менялись. Если в период рабовладения налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покорённых народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобретают денежную форму.

Учащиеся рассказывают какие налоги платили в разные эпохи. (сообщения)

В Древней Греции не было прямых налогов в таком виде, в котором мы понимаем их сейчас. Но, что же делали правители, если необходимо было срочно построить, например, корабли или здания, собрать и вооружить армию? На помощь приходили литургии – срочные сборы с граждан на определенные общественные цели.

Если проанализировать историю древнего Египта, то станет понятно, что налогообложение там было достаточно суровым. Фараоны облагали налогами практически все, а в особенности – продукты питания. Одним из самых серьезных налогов считался налог на масло.

Налоговая система Древнего Рима была практически образцом для подражания. В мирное время налоги с граждан не собирались, и государство само обеспечивало свои нужды. А вот в военное время им приходилось платить, но, опять-таки, вполне справедливо – пропорционально доходам. По мере развития государства развивалась и налоговая система, стали появляться коммунальные и другие обязательные платежи в казну. В Древнем Риме насчитывалось всего 168 различных налогов.


Разные государства вводили свои налоги. С 1100-1135 г. в Англии был введен налог на трусость. Согласно этому налогу, деньги взимались с каждого рыцаря и военнообязанного гражданина государства, который не хотел участвовать за короля в многочисленных войнах.

В 1689 г. Петром I был введен Бородатый налог. При этом было четкое разделение типов бород – купеческая, боярская, крестьянская. Крестьянин мог носить бороду бесплатно только у себя в деревне, но при въезде в город платил 1 копейку.

В 1648 году в Москве произошло восстание народа, так называемый «Соляной бунт». Причиной волнения стало недовольство деятельностью главы правительства Бориса Морозова, а в частности введение налога на соль.

2 станция «Теоретическая»

Учитель: Посмотрите, как характеризовали налоги в разное время.

Налоги - нервы государства. Цицерон

Налог-цена, которую мы платим за цивилизованное общество. О.Холмз американский писатель (XIX век.)

Смерть и налоги неизбежны. Т. Галибертон, английский писатель (XIX век.)

Хороших налогов не бывает. У. Черчилль, премьер-министр Великобритании (ХХ век)

 Если вы нарушаете правила, вас штрафуют, если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом. Л. Питер, современный английский писатель.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных определений налога было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Задание: Учащиеся делятся на группы, им предлагается составить это определение из набора слов. Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Учитель:А теперь сравним с первоисточником

Налоги – периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим.

Учитель: Зная признаки налога, мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

Налог –

  • часть доходов граждан или предприятий;

  • носит обязательный и принудительный характер;

  • выплата периодическая;

  • выплата в пользу государства;

  • размер и порядок уплаты определяются законом.


Учитель: Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налогивзимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Учитель: Итак, кого же принято считать «налогоплательщиком»?

Учащиеся: людей, предприятия

Учитель: Определение «Налогоплательщик» дано в Налоговом кодексе: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Платить налоги обязаны все. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральные — налоги и сборы, которые устанавливаются федеральными органами власти и являются обязательными на территории всей страны. К ним относится налог на доходы физических лиц.

Региональные — налоги, устанавливаемые органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов страны. К ним относится, например, транспортный налог.

Местные — налоги, устанавливаемые органами муниципальной власти в соответствии с Налоговым кодексом РФ и действующие на территории муниципалитетов. К ним относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Итак, к основным видам налогов, которые платят граждане России, можно отнести: 1) налог на доходы физических лиц (НДФЛ),