Файл: Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности для учащихся 7 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
который также называют подоходным налогом; 2) транспортный налог; 3) земельный налог; 4) налог на имущество физических лиц. Таким образом, человек должен заплатить налог, если получает доход, имеет личное транспортное средство, является собственником земли или другого недвижимого имущества.

Рассчитать размер любого налога можно, умножив ставку налога на налоговую базу:

Сумма налога = ставка налога • налоговую базу.

Основная налоговая ставка для граждан России - 13 %. Применяется для доходов:

  • от заработной платы;

  • от вознаграждения по гражданско-правовым договорам;

  • от продажи имущества;

  • от занятия преподавательской деятельностью и проведения консультаций;

  • от продажи или сдачи в аренду транспортного средства;

  • от продажи или сдачи в аренду недвижимости;

  • от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;

  • от выигрышей в лотерею и так далее.

Теперь можно немного отдохнуть.

3 станция «Литературная»

Учитель: Вам зачитывается отрывок из произведения, необходимо указать какой вид налога необходимо оплатить.

  1. У крота подземный дом,

Много помещений в нем,

Кладовых одних не счесть

Тир с бильярдом даже есть! (Имущественный налог)

  1. У моей машины фары —
    Как красавицы глаза!
    Кузов новый, а не старый
    И в порядке тормоза. (транспортный налог)

  2. Покупатель поспеши,
    Мой товар скорей возьми,
    Рассмотри его получше,
    Не найдешь товара круче! (Налог с продаж)

  3. Жил да был чудак-старик,
    Книгочеем слыл он с детства
    И скопил десятки книг
    Детям, внукам ли в наследство. (Налог на наследство)


4 станция «Занимательная»

Ученики рассказывают о самых невероятных налогах современности.

Собачьи налоги.

Сотрудникам финансового управления Стокгольма не позавидуешь. Каждый вечер им приходится гавкать у дверей домов несознательных граждан. А все для того, чтобы вызвать ответный лай песика, которого прячет хозяин, чтобы не платить налог.


Налог на собак существует во многих европейских странах. В Швеции, например, его размер зависит от роста пса, а в Норвегии - от длины. Поэтому шведы обычно заводят приземистых такс, а норвежцы - собачек длиннолапых «компактных» пород.

Налог на тень.

Был введен в Венеции в 1993 году. Его обязаны уплачивать владельцы уличных ресторанов, кафе и магазинов – одним словом, все те, кто имеет тенты или специальные зонтики от солнца. Согласно закону платят они за то, что тень от этих самых зонтиков падает на государственную землю.

Налог на гражданский брак.

В китайском городке Тяньцзинь за сожительство без брачного свидетельства влюбленные должны платить 120 долларов в год.

Налог на танец живота.

В Египте каждая официально зарегистрированная плясунья платит налог. Ежегодные поступления от танца живота оцениваются в 264 миллиона долларов.

5 станция «Практическая»
Задание группам. Даны задания-карточки. Соедините понятие и правильное определение данного понятия.

  1. Налоговая система

А. Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

  1. Налог

Б. временной срок применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

  1. Объекты налогообложения

В. Совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

  1. Налоговый период

Г. физическое лицо или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.

  1. Налогоплательщики

Д. реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.


Ответ: (1 – В; 2 – А; 3 – Д; 4 – Б; 5 – Г.)



  1. Практическая часть. Решение задач.

Рассмотрим задачи, в которых встречается такое понятие как налог.

Ситуация «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ»

Гриша, взяв папин планшет, увидел на экране налоговый калькулятор для расчёта транспортного налога.

—Не понимаю. Ты же купил машину на свои деньги, зачем ещё что-то платить, разве это правильно? —удивился Гриша.

—Конечно правильно, —улыбнулся папа. —Это обязательный платёж с собственника транспортного средства. Налоговые платежи очень важны —они идут на строительство дорог, школ, больниц и другие важные для общества цели.

Задание 1

—У меня есть самокат, но я ничего не выплачиваю государству! Нарушаю ли я закон? —испугался Гриша.

—Нет, сынок, закон ты не нарушаешь. Существуют виды транспорта, на которые налог не начисляют, —ответил папа.

Гриша нашёл статью в Интернете, чтобы побольше узнать о транспорте, который не облагается налогом, и сделал выписку.



На какие виды транспортных средств начисляется налог? Выберите все верные утверждения.

1) автобус транспортной компании;

2) мотоцикл без коляски;

3) лодка с вёслами без двигателя;

4) комбайн действующего фермерского хозяйства;

5) самолёт медслужбы;

6) частный катер;

Ответ: 1; 2; 6.

Задание 2

—Папа, я общался на тему транспортного налога с двумя друзьями в Интернете. Каждый из них спросил у родителей, какую сумму налога они платят, и эти суммы получились разные. А машины у них одной марки. Как же так может быть? — спросил Гриша.

—Сейчас я покажу тебе несколько таблиц, и ты все поймешь, — ответил папа.





На что необходимо обратить внимание при покупке транспортного средства, понимая, что владельцу ежегодно придется платить налог? Отметьте все верные варианты ответа.

        1. Необходимо обратить внимание на ставку налога и характеристики машины до покупки.

        2. Необходимо обратить внимание на наличие кондиционера и стереосистемы.

        3. Необходимо обратить внимание на повышающий коэффициент.

        4. Необходимо обратить внимание на цвет салона и габариты автомобиля.

        5. Необходимо обратить внимание на статистику продаж транспорта в разных регионах страны.


Задание 3

Грише в социальной сети написал друг Игорь: «Гриша, привет. Мой старший брат Витя купил б/у машину, 122 лошадиные силы, в хорошем состоянии. Он сам из Владимира, а его жена Света - из Твери. Каждый из них прописан в своем городе, хотя они живут и работают в Москве. Теперь думают, на кого регистрировать машину».

Регион

Транспортный налог. Ставка за 1 л.с. (в руб)

До 100 л.с.

От 100

до 125 л.с.

От 125,01

до 150 л.с.

От 150,01

до 175 л.с.

Владимир

20

30

30

40

Тверь

10

20

20

30

Калининград

2,5

15

15

35

Москва

12

25

35

45

В каком из регионов выгоднее зарегистрировать автомобиль с учетом транспортного налога? При ответе помните, что налог начисляется по месту прописки собственника автомобиля. Отметьте один верный вариант ответа.

  1. Во Владимире.

  2. В Твери.

  3. В Москве.

  4. В Калининграде.

Это задание учит оценивать финансовые проблемы. Из истории, которую рассказал Игорь, мы понимаем, что Витя хочет уменьшить сумму налога, прибегнув к региональным льготам. Смотрим на количество лошадиных сил (их 122), умножаем на ставку налога каждого региона по очереди и получаем ответ о величине транспортного налога. Теперь важно не упустить из внимания то, что транспортный налог начисляется по месту прописки (регистрации) собственника автомобиля. Даже если Витя и Света решат поставить машину на учет в Москве, где они живут и работают, тот номера они получат либо со знаком 69 (Тверской регион), либо со знаком 33 (Владимирский регион) – в зависимости от того, кто будет числиться по документам собственником автомобиля. Теперь смотрим, где ниже ставка транспортного налога – в Твери или во Владимире. Задание не требует точного подсчета, так как ответить на вопрос, где выгоднее зарегистрировать автомобиль, можно путем сравнения налоговых ставок.
Верный ответ: в Твери.

Задание 4

Какой налог уплатит за год в Калининграде владелец автомобиля с мощностью двигателя 145 л. с.?

Ответ: 2175 руб.

Дополнительные задачи.

Задача 1. При приеме на работу директор предприятия предлагает зарплату 32000р. Какую сумму получит рабочий после удержания налога на доходы физических лиц?

Ответ: 27840р.

Задача 2. Налог на доходы (НДФЛ) составляет 13% от заработной платы. Сколько рублей получит на руки (после удержания НДФЛ) Ирина Петровна, если сумма удержанного налога составила 3034,2 рублей?

Ответ: 23 340 руб.

Задача 3. Сумма подоходного налога составляет 13% от заработной платы, начисленной работнику. Работник хочет получать «на руки» (зарплата за вычетом подоходного налога) 60 000 рублей. Какой для этого должна быть сумма начисленной заработной платы (ответ округлите до целого числа)?

Ответ: 68 966 руб.




  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Надеюсь, для вас оно было полезным, и вы воспользуетесь полученной информацией в дальнейшей жизни. Поблагодарим друг друга за работу. Но наши занятия по финансовой грамотности на этом не заканчиваются. Нам есть еще, о чем поговорить.

До скорых встреч!

Список источников

  1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2014.

  2. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д. Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2014.

  3. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В. Д., Степченко Т. А. - М.: Вита-Пресс, 2014.

  4. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы обще- образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  5. Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: играя – учимся, играя – познаем! : метод. пособие для педагогов / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. – 279 с.

Интернет-ресурсы

http://ekonomica.info 

https://www.ranepa.ru/

http://www.dostatok.ru 

https://instrao.ru/index.php

http://www.mirkin.ru