Файл: Контрольные вопросы для самостоятельнои подготовки по теме семинарского занятия No1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировои и россиискои истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История России



Группа
Студент

МОСКВА 2023

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия No1 «На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской истории»
Вопрос №8. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и последствия.

Контрреформы Александра III – это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора.

Причины контрреформ.

Поводом для введения контрреформ стало убийство царя Александра II. Вступивший на престол Александр III озаботился усилением со стороны революционных сил и очень осторожно выбирал пути своего нового курса. Выбор помогли сделать сторонники реакционной идеологии К. Победоносцев и Д. Толстой. Приоритетами стали сохранение самодержавия, укрепление сословного строя, традиций и основ российского общества и неприятие либеральных преобразований.

Еще одной причиной контрреформ стало то, что власть не была готова к быстрому развитию и изменениям. А эти изменения уже начались: усилилось имущественное неравенство в деревне, возросло количество пролетариата. Власть не всегда понимала проходящие процессы и мыслила старыми понятиями.

Император прислушался к рекомендациям Победоносцева и отправил в отставку главного либерала М. Лорис-Меликова, поскольку не согласился с его планом преобразований.

В результате была создана программа нового царствования, которая была изложена 29 апреля 1881 года в Манифесте о незыблемости самодержавия. Автором манифеста стал К. Победоносцев.


Содержание контрреформ

Крестьянский вопрос. Были приняты меры по поддержке дворянского сословия. В 1885 году создан Дворянский банк, задачей которого стало субсидирование помещиков.
Принимались меры для сохранения патриархального строя на селе. Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Рабочее законодательство. Император выступил инициатором первого в России законодательства для рабочего класса. 1 июня 1882 года был принят закон, который запрещал труд детей младше 12 лет. Также в этом законе вводилось 8-часовое ограничение на труд 12-15 летних детей. Позже принят дополнительный закон, в котором запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних. Ограничение размера штрафа для рабочих, кроме того, все штрафы поступали в специальный государственный фонд. Введение расчетной книжки для внесения всех условий найма рабочего. Создание фабричной инспекции для проверки выполнения законов в трудовой сфере.

Изменения в судебной системе. Претерпела изменения судебная реформа 1864 года. Судоустройство усложнялось и бюрократизировалось, сокращалась компетенция суда присяжных. На селе мировой суд практически заменился произволом чиновников. Служащие из поместных дворян стали во главе всей административной и судебной власти. Они были вправе отменять решения сельских и волостных сходов. Управы на местах на них было не найти, а подчинялись они только предводителю дворянства.

Образование и его реформирование. Изменения в образовательной системе ставили своей задачей усиление контроля над средней школой. Принятый циркуляр о «кухаркиных детях» не допускал до учебы в гимназиях детей простолюдинов. Начальная школа полностью контролировалась Святейшим синодом. В 1884 году был принят Университетский устав, который окончательно отменял университетскую автономию. Выросшая цена на образование также отсекла от учебы многих молодых людей.

Земская контрреформа. В 1864 году Александр 2 подписал указ о создании органов местного самоуправления – земств. Они создавались на трех уровнях: губернском, уездном и волосном. Александр 3 считал эти учреждения потенциальным местом для распространения революционных идей, однако не считал их местом бесполезным. Именно поэтому он не ликвидировал их. Вместо этого 12 июля 1889 года был подписан указ об утверждении должности земского начальника. Эту должность могли занимать только представители дворянского сословия. Кроме того, они имели очень широкие полномочия: от проведения судебного процесса до указов об организации арестов в районе.



В 1890 году были внесены изменения в земскую реформу. Были проведены изменения избирательной системы в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.

Результаты и последствия.

Контрреформы имели неоднозначные последствия, историческое их значение также неоднозначно. С одной стороны, развивалась экономика, увеличился размер бюджета, строились новые заводы и железные дороги, а с другой, в стране в 1891-1892 гг. разразился голод. Несмотря на значительное послабление отношения к крестьянам, открытие Крестьянского банка и снижения налогового гнёта, строительство железных дорог, укрепление экономики и армии, сдержать революционный взрыв преобразования не сумели, поэтому при их рассмотрении можно говорить как о положительных, так и отрицательных последствиях. Социальные противоречия были лишь заморожены, а негативные настроения, направленные против царя и его власти, никуда не делись. Начиная с середины 1890 гг. число недовольных властью значительно увеличивается. Не помогают ни ссылка, ни арест, ни недопущение к высшему образованию низших сословий. Число стачек и протестных выступлений уменьшилось, террористических актов не было, но основной цели своей контрреформы не достигли, императорская власть должной поддержки не получила, возврата к самодержавию, как показали события уже начала XX в., не произошло. Контрреформы Александра III, имевшие своей целью укрепить самодержавие, этой цели не достигли, результат был временным. Поддержки от ослабленного дворянства император не получил, положение народных масс было облегчено, но количество революционно настроенных общественных деятелей увеличилось.
Задача №1. В Российской Империи дворяне традиционно считались «опорой трона», и, по мнению многих историков, внутренняя политика в XVIII – первой половине XIX вв. носила «продворянский характер». Казалось бы, дворяне должны были быть довольны. Однако, в декабре 1825 г. в Санкт-Петербурге происходит восстание декабристов. Это было первое восстание в истории России, в ходе которого были выдвинуты требования о смене формы правления – самодержавия. Декабристы были дворянами, и они восстали против самодержавной власти, которая всю свою политику проводила ради их блага.


Как объяснить подобную позицию восставших?

В начале XIX века многие дворяне, особенно молодые, прониклись идеями Просвещения. Бывая за границей, они, имея возможность сравнить жизнь там и в России, видели все недостатки сложившегося строя. Так и появились тайные общества, которые организовали восстание на Сенатской площади, а также на юге (восстание Черниговского полка). Суть восстания декабристов заключалась в жажде перемен, заговорщики намеревались сместить императора, сформировать временное правительство, принять конституцию и отменить крепостное право.
Задание №2. Внимательно прочитайте следующий отрывок:

«Реформаторский процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. XIX в. привел к трансформации и самой̆ власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия в ответ на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской̆ войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной. ... Следствием реформ стала децентрализация самодержавной власти, которая, создавая новые институты, теряла часть своей властной монополии. Бесспорно, эта тенденция противоречила самой сущности самодержавия. Всё это требовало продолжения преобразований политической системы. Печать двойственности, лежавшая на Великих реформах, проявлялась в том, что они способствовали утверждению начал гражданского общества (бессословность, выборность, равенство перед законом) и гражданскому раскрепощению общества при сохранении самодержавия как политического режима» (Н.А. Проскурякова «Россия в XIX веке». М., 2010).

Ответьте на следующие вопросы по тексту: 1. О каких реформах идет речь? 2. Почему эти реформы привели к трансформации власти? 3. Как связаны реформы и Крымская война? 4. Что такое «децентрализация верховной власти»? 5. Почему это противоречит самодержавию? 6. В чем автор видит главное противоречие реформ?

Ответы:

1. Речь идет о реформах, проведенных Александром 2 в 1860 и 1870 годах: отмена крепостного права (1861), финансовая реформа (1863), реформа высшего образования (1863), земская реформа (1864), судебная реформа (1864), реформа городского самоуправления (1870), реформа среднего образования (1871), военная реформа (1874).


2. Реформы, проведенные Александром 2 коснулись абсолютно всех сфер деятельности государства, а также всех слоев населения, отсюда и происходит трансформация государства.

3. После неудачной Крымской войны Россия потеряла право покровительства над христианскими подданными Турции. Объявляя особым манифестом о заключении мира, Александр 2 заканчивал этот манифест определенным пожеланием внутреннего обновления России: »Да утверждается и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности»…В этих словах заключалось как бы обещание внутренних реформ, необходимость которых чувствовалась как правительством, так и обществом.

4. Децентрализация верховной власти – процесс перераспределения, рассеивания функций, сил власти от центрального местоположения или управляющего органа.

5. Самодержавие основывается на централизации власти в руках верховного правителя, при этом децентрализация верховной власти является разрушительным фактором при вышеуказанной форме правления.

6. Автор видит противоречие в том, что реформы Александра 2 подразумевают отсутствие самодержавной власти и преобразование внутренней политики в целом. Так же Александр 2 пытался провести реформу самодержавия на закате своего правления, направленную на расширение уже существующего Государственного совета(включавшего в основном крупных вельмож и чиновников) и создание «Общей комиссии» (съезда) с возможным участием представителей от земств, но в основном формировавшейся «по назначению» правительства, однако не успел воплотить ее в жизнь.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия No2 «Послевоенный мир в условиях холодной войны (1946 – 1964 гг.)»

Вопрос № 1. Причины и предпосылки начала «Холодной войны».

После окончания Второй мировой войны отношения между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стали стремительно охладевать. В феврале 1946 года посол США в Москве Джордж Кеннан отправил в Вашингтон ставшую впоследствии знаменитой «длинную телеграмму», в которой он обрисовал невозможность сотрудничества с Советским Союзом