Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 4 Ощущение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная/очно-заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общий психологический практикум (Часть 1/4) Точилина
Группа ММ19П111
Студент Е.В.Куприянова

МОСКВА 2019

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия № 4 «Ощущение»



  1. Что вы понимаете под понятием ощущение.

Под ощущением предполагается чувство человека, которое формируется при общении с кем-либо или наблюдении за каким-либо явлением. Например, если мы видим человека в белом халате, то у нас складывается ощущение, что он – врач. Если же кто-то незнакомый обращается к нам на «ты», то у человека складывается ощущение, что к нему относятся неуважительно. Ощущение бывает двух видов: бывает тактильное ощущение, которое формируется от соприкосновения с чем-либо, а бывает мысленное представление, картинка, которая создается в мышлении человека.

  1. Охарактеризуйте физиологические механизмы ощущений.

Ощущение – это процесс, который возникает тогда, когда какой-то объект непосредственно воздействует на наши органы чувств. То, что на нас воздействует, называется раздражителем, или стимулом. Воздействие раздражителей на органы чувств вызывает раздражение. Анализом раздражений занимаются специальные системы нервных клеток – анализатор (сенсорная система). 1) В каждом органе чувств есть специальные клетки, которые принимают раздражение - рецепторы. Например, глаз имеет особые рецепторы, которые реагируют на яркость света, помогают различать цвета. На коже рецепторы реагируют на температуру, прикосновение, боль.

2) Вторая часть анализатора – это нервные проводящие пути. По ним сигнал идёт в мозг.


3) Третья часть анализатора – отдел головного мозга. Здесь сигналы анализируются, и у нас появляется ощущение.

Если какая-то часть анализатора нарушена, то ощущение будет нарушено или невозможно. Поэтому глухие люди не слышат звук, а слепые не видят и т.д.

  1. Какова роль ощущений в жизни и деятельности человека.

Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий некоторый информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Исследования связанные с проблемами космической биологии и медицины выявили: в тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах — цилиндры, и т.п.), испытуемые через несколько часов приходили в тревожное состояние и настойчиво просили прекратить эксперимент. Опыты по частичной сенсорной изоляции, например, изоляции от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела, показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию монохроматического света, появлялись зрительные галлюцинации. Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих.

  1. Дайте классификацию ощущений.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;

интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;

проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела.


  1. Каковы психологические особенности зрительных ощущений.

Зрительное ощущение - индивидуальное восприятие зрительного раздражителя, возникающее при попадании прямых и отраженных от предметов лучей света, достигающих определенной пороговой интенсивности. Реальный зрительный объект, находящийся в поле зрения, вызывает комплекс ощущений, интеграция которых формирует восприятие объекта.

Зрительная система имеет очень высокую чувствительность. Так, достаточно, чтобы на сетчатку попало всего несколько квантов света, чтобы возникло зрительное ощущение. Зрительные ощущения имеют особое значение в нашей жизни. В зрительных ощущениях отчетливо проявляются все основные психофизиологические закономерности рецепторной деятельности - адаптация, контрастность, последействие, так же, как и взаимодействие.

Зрение нам дает наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Недаром некоторые биологи называют человека «зрительным животным».

Зрительные ощущения возникают в результате действия световых (электромагнитных) волн, отражаемых предметами. Световые волны действуют через зрачок на сетчатку (ретину) глаза, которая является рецептором зрения. Благодаря этим ощущениям человек получает сведения о цвете предметов, а в сочетании с двигательными ощущениями - об их форме, величине, о расстояниях, о пространстве и движения предметов. Каждое ощущение, будучи отражающим действительность органическим процессом, включает в себя неизбежно полярность, двусторонность. Оно, с одной стороны, отражает какую-то сторону действительности, действующей на рецептор в качестве раздражителя, с другой – в нем в какой-то мере отражается состояние организма.

Наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Процесс ощущения осуществляется как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.

  1. Охарактеризуйте специфику слуховых ощущений.

Слуховые ощущения — это ощущения, возникающие под воздействием звуковых волн, которые вызывают колебания барабанной перепонки. Колебания передаются во внутреннее ухо, в котором находится особый аппарат — улитка — для восприятия звуков.


Различают 3 вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет 4 качества:

— силу звука (громкий — слабый); зависит от амплитуды колебаний.

— высоту (высокий — низкий); зависит от частоты колебаний.

— тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента); отражение форм колебаний звуковых волн.

— длительность звука (время звучания).

Музыкальные ощущения позволяют различать качества звука (сила, высота, тембр, длительность). Музыкальный слух формируется лучше, если ребенка чем можно раньше приобщать к музыке.

Речевые ощущения позволяют различать звуки речи. Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком затруднено, так как предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Речь может вызвать определенный эмоциональный настрой.

Шум — шум мотора, поезда, грома. Шумы могут вызвать определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев); служат сигналом опасности (шипение змеи, грохот поезда) или радости (шаги любимого человека, топот ножек ребенка). Однако замечено, что сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, утомляет нервную систему, наносит ущерб сердечно-сосудистой системе, вызывает рассеянность, снижает работоспособность, понижает слух. Поэтому на уроках учителя должны стремиться к соблюдению тишины.

  1. В чем сущность чувствительности как общего свойства ощущения.

А) Абсолютные пороги.

Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Та наименьшая, минимальная сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Та наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данного вида, называется верхним порогом чувствительности. Дальнейшее увеличение силы раздражителя, действующего на наши рецепторы, вызывает лишь болевые ощущения (сверх громкого звука, слепящая яркость).

Б) Другая важная характеристика анализатора — его способность различать изменения в силе раздражителя. Так называемый порог различения.


Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличится сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения (н-р, если к хору, состоящему из 100 человек прибавить 10 человек, то мы почувствуем разницу)

Следующая закономерность ощущений — адаптация

Адаптация — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Различают 3 разновидности этого явления:

1. полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз, часы на руке, исчезновение запаха и т.п.)

2. притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (рука в холодной воде, из темноты на яркий свет)

3. повышения чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (темновая адаптация: глаза в темноте лучше видят через некоторое время; слуховая адаптация — адаптация к тишине).

Г) Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолировано друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

  1. В чем сущность адаптации как общего свойства ощущения Адаптация.

Адаптация помогает улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения.

Сильная адаптация наблюдается в кожных (тактильных). Зрительных, обонятельных, температурных ощущениях, слабая — в слуховых и болевых. К шуму и боли можно привыкнуть, не обращать на них внимание, но ощущать их не перестанешь.

  1. В чем сущность сенсибилизации как общего свойства ощущения.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологически это обусловлено тем, что слабый раздражитель вызывает в коре процесс возбуждения, который легко иррадирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. Под воздействием сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности в них.

  1. В чем сущность синестезии как общего свойства ощущения.