Файл: Россия перед реформами Петра Первого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
больше похоже на привилегированный класс, который состоял из военных и гражданских лиц, которые полностью и безоговорочно служили абсолютной монархии. Их привилегии заканчивались в ту же минуту, когда они попадали в немилость царю или уходили со службы. «Эмансипация» дворянства произошла позже - в 30-60-е гг. XVIII в.

В истории рассматривают две точки зрения, которые касаются абсолютной монархии Петра Первого. Первая из них, это то, что абсолютная монархия, которая образовалась за время правления Петра Первого идентично абсолютной монархии западных государств. У абсолютной монархии Петра были такие же характеристики, как и в других странах - это власть царя, которая никем и ничем не ограничивается, постоянная могучая армия, которая защищает это самодержавство, также в таких странах очень хорошо развита и, причем на всех уровнях государства бюрократия и наконец, то централизованная налоговая система.

Что касается второй точки зрения историков, то суть ее состоит в том, что: абсолютная монархия на Западе возникла в условиях капитализма, а России до этого было очень далеко, то русскую систему управления государством можно назвать или деспотизм, который близится до азиатского или абсолютная монархия, которая возникла в России полностью типологически отличается от западных стран.

Проанализировав все события, происходящие в России в период Петра первого, можно смело утверждать, что вторая точка зрения имеет больше прав на существования, чем первая. Это можно подтвердить тем, что в России абсолютная монархия независима по отношению к гражданскому обществу. То есть все безоговорочно должны были служить монарху. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.

Развитие государства во всех сферах деятельности, как в промышленной, так и политической, требовало знающих и подготовленных людей. Для подготовки специалистов создавались школы. Учителя часто приглашались из-за границы. Наука и образования того времени часто зависела от стран зарубежья. Поскольку была острая не хватка образованных учителей, и их часто приглашали из стран Европы. Но по мимо этого за границу часто отправляли и наших, для получения там более высокого и квалифицированного образования. Для этого в 1696 году Петр Первый выдает указ о направлении на учебу 61 человека, большая часть которых принадлежала к дворянам. За границу могли отправлять, как по доброй воли, так и принудительно. Если до времен Петра Первого выезжать имели право, только люди,
приближенные к правительству и купцы, то в эпоху Петра, выезда за границу приветствовались и поощрялись. Иногда для учебы отправляли даже купцов и мастеров.

В 17 веке В России существует две духовные академии, одна в Москве, другая в Киеве. Созданы они были с целью получить высокообразованного светского населения.

В 1701году открывается школа «математических и навигациях наук» Учителем которой был один из самых образованных людей того времени Леонтий Магницкий. В эту школу зачисляли детей дворян, в возрасте от 12 до 17 лет, но в связи с тем, что учится в ней, не хотели, были случаи, когда принимали даже 20-летних юношей. Поскольку в школу поступали дети, практически не обученные грамоте, школа делилась на три отделения: 1) Элементарная школа, 2) «цифирная» школа, 3) навигацкая или морская школа. В первых двух отделениях учились дети практически все сословий, которые могли себе позволить обучение. На третий этап учений переходили дети исключительно только дворян. Основными дисциплинами в школе была арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, геодезия и астрономия. Срок обучения не имел четких границ, в основном учились около 2,5 лет и более. Кроме того, для дворян были устроены инженерная и артиллерийская школы. В 1715 году старшие классы навигационой школы были переведены в Петербург, где была создана академия. В академию поступали сразу после окончания цифирной школы, а после академии учащихся могли отправить еще и за границу.

Порядок в Московской академии удерживался с помощью поощрений и наказаний. Этот устав школы был одобрен самими Петром Первым, он лично дописал некоторые параграфы к этой инструкции. Этот пункт гласил, что унимать шумных учеников и поддерживать порядок в классе во время занятия должен солдат в отставке и делать он это должен с помощью хлыста. Применять такой метод могли к любому учащемуся, не зависимо от его фамилии и статуса.

Еще в Москве при госпитале создали хирургическую школу. Во главе этой школы был Николай Бидлоо. В школе изучали анатомию, хирургию, фармакологию.

Отличившейся в навигационной школе студентов за их поведение, а главное уровень полученных знаний, использовали в качестве учителей. Они преподавали в новых школах, которые были созданы во многих городах России. В 1714 году выходит указ о обязательном обучении детей дворян в цифирных школах. В конце обучения, ученики получали свидетельство окончания той или иной школы. Например, без этого свидетельства священники не могли обвенчать дворян. Как и много в то время образование было подобием повинности, что ограничивало и тормозило набор новых учеников. Например, в Рязани из 96 учеников, 59 просто сбежали.


Но в общем цифирные школы продолжали существовать, уже в 1720-х годах их количество достигла 44, с общим количеством учащихся до 2000 человек. Лидирующее место среди учеников занимали дети духовенства, потом дети приказных и солдат, а меньше всего к учебе имели пристрастие дети дворян и горожан. Также на то время были особые школы, в которых готовили духовенство, они были созданы в 46 городах. То есть в каждом крупном городе России было по две школы, цифровая и духовная.

Также были созданы инженерные школы, для подготовки кадров армии и промышленности. На уральских заводах Екатеринбурга инженер Генин создал две школы - словесную и арифметическую, в каждой из них училось около 50 человек. В этих школах велась подготовка заводских мастеров, канцелярских служащих, также тут учились грамоте, геометрии, черчению и рисованию.

В Москве Пастер Глюк создал школу с более широкой общеобразовательной программой. Он планировал проводить в своей школе уроки философии, географии, различных языков, а также планировалось ввести уроки танцев и верховой езды. В этой школе, как и во всех остальных, обучались только юноши. После смерти Пастера, программа очень упростилась. В этой школе подготовка велась кадров для государственной службы

Еще один способ повысить уровень образования - это заграничные командировки с целью улучшить этот уровень. Первая такая командировка была перед началом строительства флота. Знатных дворян отправили за границу для обучения кораблестроению и управления суднами. Да и сам Петр Первый неоднократно выезжал за границу, чтобы познать и научится новому.

Учебники для школы выпускались на русском языке, но были они переведены с иностранного языка. Более всего переводились учебники по грамматике, арифметики, математики, географии, механики, землемерию, впервые были сделаны географические карты. Учебники переводились не качественно и текст очень трудно давался ученикам, за частую они просто его заучивали. Именно в это время Россия приняла в обиход иностранные слова такие, как гавань, рейд, мичман, бот. Петр Первый ввел в использование гражданский шрифт. Алфавит был упрощен, частью приблизился до латыни. Этим шрифтом печатались все книги с 1708 года. С небольшим изменением, но он сохранился и до наших дней. В это же время были введены арабские цифры, которые заменили обозначения букв церковно-славянского алфавита.


Со временем русские ученные начали создавать сами учебники и пособия для образования.

Из научных работа, самая крупная была описание географической экспедиции, в которой рассказывалось об исследования берегов Каспийского моря., а также впервые была составлена карта Каспии.

При Петре Первом начала выходить первая печатная газета «Ведомости». Первый ее номер вышел 2 января 1703 года.

Также просветительные цели имелись в виду при основании театра. При Петре были попытки создать народный театр. Так в Москве на Красной площади было построенное здания для театра. Из Дании пригласили труппу Иоганна Куншта, которые должен был обучить артистов русского населения. Сначала театр пользовался большой популярностью, но со временем зрителей становилось все меньше и в итоги театр на Красной площади закрыли вообще. Но это дало толчок для развития театрального зрелища в России.

Значительно изменился и быт высшего сословия. До эпохи Петра Женская половина боярских семей жила замкнуто, редко появлялись на свет. Основное время проводили дома, занимаясь домашним бытом. При Петре Первом были введены балы, которые устраивались в домах вельмож поочередно и женщины обязаны были в них участвовать. Ассамблей, так назывались балы на Руси, начинались около 5 часов и длились до 10 часов вечера.

Пособием по правильному этикету дворян стала книга неизвестного автора, которая вышла в 1717 году под названием «Юности Чистое Зерцало». Книга состояла с двух частей. В первой части автор разметил азбуку, таблицы, цифры и числа. То есть первая часть служила, как научная книга по обучению нововведениям Петра Первого. Вторая часть, которая была основной, состояла из правил поведения для юношей и девушек высшего сословия. Можно смело утверждать, что это был первый учебник этики В России. Молодые люди дворянского происхождения рекомендовалось прежде всего учить иностранные языки, верховой езде и танцам, Девушки должны покорно слушаться воли родителей, также они должны были отличаться трудолюбием, а также молчаливостью. В книги описывалось поведение дворян в общественной жизни, от правил поведения за столом до службы в государственных управлениях. В книги был сформулирован новый стереотип поведения человека высшего сословия. Дворянин должен был избегать компаний, которые хоть как-то могли его компрометировать, так же были противопоказано пьянство, грубости, мотовство. А сами манеры поведения должны максимально приближаться до европейских. В целом вторая часть была больше похожа на собрание изданий по правилам этикета западных стран.


Петр хотел воспитать молодежь высшего сословия по европейскому типу, при этом воспитать в них дух патриотизма и служению государству. Главным для дворянина считалось беречь свою честь и честь своей родине, но при этом честь Отечества защищалась шпагой, а вот свою честь дворянин мог защитить, обратившись с жалобой в определенные инстанции. Петр был противником дуэлей. Тех, кто нарушал указ строго наказывали.

Культура эпохи Петра Первого была всегда под контролем государства и в основном ее направлении было развитее культуры дворянства. Это и являлось особенностью русской культуры. Держава поощряла и выделяла финансы с государственной казны только на те сферы, которые считала важными. В целом культура и искусство Петра Первого шла в положительном направлении развития. Хотя даже в культуре со временем прослеживался бюрократизм. Потому что писатели, художники, актеры состояли на государственной службе, их деятельность была полностью подчинена государство и соответственно за свои труды они получали вознаграждение. Культура выполняла государственные функции. Театр, пресса и многие другие отрасли культуры служили защитой и пропагандой петровского преобразования.