Файл: Упражнениеассоциации Коллектив.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Упражнение-ассоциации «Коллектив».

Ответьте на вопрос «Что значит для меня коллектив?». В столбик напротив каждой буквы напишите слово – составляющее понятия «коллектив».

Коллектив для меня – это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом

К - команда

О – ответственность

Л - лояльность

Л - лидерство

Е - единство

К - коммуникабельность

Т - трудолюбие

И - интерес

В – взаимоподдержка

Задание 2.

Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой: 1) воображение; 2) знание; 3) талант; 4) решимость; 5) жесткость; 6) притяжение. Раскройте эти элементы применительно к лидерству в Вашей профессиональной сфере.

Составьте собственный «портрет лидера».

1) воображение. Способность человека представить несуществующее. Эта способность необходима в случае, когда нужно что-то создать, построить или организовать. Воображение незаменимо в ситуации организации бизнеса, так как успешные бизнес-идеи часто не имеют существующих аналогов;

2) знание. Это основная составляющая в принципе в любой профессиональной сфере, обширные знания, увеличивают многозадачность лидера, способность разбираться в смежных сферах деятельности, применять диалектический подход в решении каких то задач;

3) талант; Помогает лидеру отличаться от других коллег, тем, что он владеет ни только обширными знаниями, но и умеет уже решать какие то задачи, быстро учится, хорошо осваивает материал, хорошо развит в практическом плане;

4) решимость. Решимость, это то что отделяет от слов к делу или от мечты к реальности. Это такая тонкая вещь, владея и талантом и знаниями, без решимости, лидер не сможет начать себя реализовывать в своей сфере деятельности;

5) жесткость. Если быть всегда расслабленным и не иметь каких то правил устоев, даже для себя, то сложно быть лидером. Это качество и отличает лидера от других менее доминирующих лиц в профессиональной деятельност;

6) притяжение. Притяжение в том смысле, что к лидеру тянутся люди, за ним следуют, его слушают, подчиняются , так и должно быть. Лидер должен быть точкой притяжения окружения коллег, так как всем должен быть интересен он как пример подражания и от него можно чему то научится.


Раскройте эти элементы применительно к лидерству в Вашей профессиональной сфере. Составьте собственный «портрет лидера».

К данным элементам, который выделил С. Норткот Паркинсон хотелось бы добавить три элемента:

1. Пунктуальность – черта характера человека, подразумевающая умение человека выполнять свои обязательства вовремя, например, появляться к назначенному для встречи времени, а также точность в суждениях;

2. Организованность – это способность человека эффективно распределять силы и время.

3. Внимательность – это совокупность в чем-то близких качеств человека: собранность, осмотрительность, осторожность. В их основе лежит привычка внимательно исполнять любое дело.

  1. Раскройте основные признаки коллектива через построение конкретной ситуации взаимодействия в нем.

Признаки коллектива:

1. Главным признаком коллектива считается наличие у всех его участников единой общей цели, ради достижения которой они и объединяются. Пример: в студенческой группе дали общее задание для всех. Каждый студент берет для себя индивидуально задание для того, чтобы сделать общий итог. Это выражается как сплоченность и общая цель коллектива.

2. Отношения между членами коллектива. Пример: если в группе кто-то будет возмущаться, то не будет взаимопонимания для достижения цели.

3. Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуре, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, требованиях к физическому и моральному облику участников. Пример: если в коллективе, присутствуют какие- то ценности или даже своя культура. Это могут быть общие шутки, одежда, фразы мотивирующие для достижения цели (коллектив в банке, коллектив в университете (студенты) и т.д.).

  1. Дайте характеристику этапов развития профессионального коллектива.

1 этап - становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т.е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива - педагог, от которого исходят все требования.

2 этап - усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на 2 этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.


3 этап - расцвет коллектива. Уровень и характер требований - они более высокие к себе, чем к своим товарищам - свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива - общий опыт, одинаковые оценки событий.

4 этап развития - этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

  1. Назовите и опишите уровни развития профессионального коллектива.

Низший уровень развития коллектива характеризуется как формальная внешняя целостность. На этом уровне цели коллектива принимаются всеми, но личные мотивы их достижения могут у многих не совпадать с общественной направленностью.

Средний уровень характеризуется активизацией коллектива. Теперь имеет место не только единство воли руководителя и актива, но и поддержка их деятельности большинством. Однако на этом уровне еще сказывается тормозящее влияние недобросовестных работников. Противоречия между станами различных групп приводят к конфликтам, которые однако успешно разрешаются. В деятельности организации имеются падения и подъемы, т.е. известная неравномерность.

Для высшего уровня развития коллектива характерно единство мыслей и воли всего коллектива, господство порядка и социальной дисциплины. Складываются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, каждая личность ощущает ответственность за себя и за всех, в отношениях между людьми господствуют уважение и доверие. Эффективность деятельности коллектива самая высокая.


  1. Как вы понимаете сущность термина «психологический климат»? Каким образом психологический климат влияет на межличностные отношения в группе, на взаимодействие в профессиональном коллективе.

Психологический климат - это преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу.

По-моему мнению, психологический климат в межличностном группе влияют влияет на оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии,
открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Психологический климат в профессиональном коллективе влияет на эффект, настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, самочувствие сотрудников, продуктивность и удовлетворенность профессиональной деятельностью.

  1. Дайте характеристику понятиям «лидерство и руководство в коллективе», «стили руководства профессиональным коллективом».

Лидерство и руководство в коллективе. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество. Интеллектуальная группа Высокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией.

К основным характеристикам стиля руководства относится:

  • активность/пассивность

  • коллективизм/индивидуализм

  • инструктивность/попустительство

  • позитивная/негативная стимуляция

  • контакты с подчиненными/сохранение дистанции

  • централизация/децентрализация информационных потоков

  • обратная связь с коллективом/ее отсутствие.

Стили руководства характеризуются по следующим признакам:

  • активность — пассивность

  • индивидуализм — коллективизм

  • конструктивность — бесконтрольность

  • позитивизм — негативизм (в мотивации)

  • близость — строгая субординация (в отношениях с подчиненными)

  • централизация — децентрализация информации

  • наличие — отсутствие коммуникации с сотрудниками

7.   Что такое конфликт? Назовите виды и причины конфликтов в профессиональном коллективе.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Виды конфликтов.

  • конструктивные,

  • деструктивные.

Конструктивные конфликты – инциденты, приводящие в итоге к положительным последствиям. Ниже приведены их отличительные признаки.


  • Разногласие разрешается способом, который всецело устраивает его участников. Каждая из сторон чувствует свою заслугу в урегулировании возникшего конфликта.

  • Совместное решение приводится в действие быстро и просто.

  • Участники инцидента находят взаимопонимание, благодаря чему в будущем они могут избегать подобных проблем.

  • При возникновении разногласия между шефом и подчиненным, у последнего появляется возможность высказывать без страха свою точку зрения, отличающуюся от руководителя.

  • Отношения между сотрудниками становятся теплее.

  • Обе стороны смотрят на раздоры, как на вполне нормальные вещи.

Пример конструктивного конфликта: представим, что простой работник не может найти общего языка с начальником, по поводу какого-либо вопроса. После открытого разговора им удается найти компромисс и улучшить взаимоотношения.

Деструктивные конфликты – инциденты, приводящие к негативным последствиям. В таких случаях обе стороны не в состоянии найти какой-либо компромисс, чтобы решить проблему.

Более того, участники конфликта начинают испытывать враждебность друг к другу. К последствиям подобного вида конфликта можно отнести:

  • сопернические взаимоотношения между субъектами;

  • нежелание идти на контакт;

  • рассматривание другого объекта в качестве противника, чужие взгляды – неверны, а свои – всегда правильны;

  • желание к снижению или прекращению любой совместной работы с враждующей стороной;

  • уверенность, что выигрыш в споре важнее, чем нахождение общих точек соприкосновения;

  • пессимизм, отрицательные эмоции, ворчливость.

Примеров деструктивных конфликтов довольно много: военные противостояния, преступления, драки и т.п.

Основными причинами возникновения конфликтов являются:

  • невысокий уровень социально-психологической компетентности;

  • акцентуация характера, тип темперамента;

  • оценка поведения другой личности как недопустимой;

  • недостаточный уровень психологической устойчивости;

  • заниженный или завышенный уровень притязаний;

  • плохо развита способность к эмпатии у человека;

  • и др.


8. Чем реалистичные конфликты отличаются от нереалистичных?

В отличие от реалистического конфликта, являющегося средством достижения определенных позитивных результатов и характеризующегося наличием реальных целей у участников конфликта, нереалистический конфликт, напротив, обусловлен не наличием полярных целей у антагонистов, но необходимостью разрядки напряжения для одного из них или для обоих противников. В этом случае конфликт не ориентирован на достижение каких-то результатов.