ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Упражнение-ассоциации «Коллектив».
Ответьте на вопрос «Что значит для меня коллектив?». В столбик напротив каждой буквы напишите слово – составляющее понятия «коллектив».
Коллектив для меня – это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом
К - команда
О – ответственность
Л - лояльность
Л - лидерство
Е - единство
К - коммуникабельность
Т - трудолюбие
И - интерес
В – взаимоподдержка
Задание 2.
Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой: 1) воображение; 2) знание; 3) талант; 4) решимость; 5) жесткость; 6) притяжение. Раскройте эти элементы применительно к лидерству в Вашей профессиональной сфере.
Составьте собственный «портрет лидера».
1) воображение. Способность человека представить несуществующее. Эта способность необходима в случае, когда нужно что-то создать, построить или организовать. Воображение незаменимо в ситуации организации бизнеса, так как успешные бизнес-идеи часто не имеют существующих аналогов;
2) знание. Это основная составляющая в принципе в любой профессиональной сфере, обширные знания, увеличивают многозадачность лидера, способность разбираться в смежных сферах деятельности, применять диалектический подход в решении каких то задач;
3) талант; Помогает лидеру отличаться от других коллег, тем, что он владеет ни только обширными знаниями, но и умеет уже решать какие то задачи, быстро учится, хорошо осваивает материал, хорошо развит в практическом плане;
4) решимость. Решимость, это то что отделяет от слов к делу или от мечты к реальности. Это такая тонкая вещь, владея и талантом и знаниями, без решимости, лидер не сможет начать себя реализовывать в своей сфере деятельности;
5) жесткость. Если быть всегда расслабленным и не иметь каких то правил устоев, даже для себя, то сложно быть лидером. Это качество и отличает лидера от других менее доминирующих лиц в профессиональной деятельност;
6) притяжение. Притяжение в том смысле, что к лидеру тянутся люди, за ним следуют, его слушают, подчиняются , так и должно быть. Лидер должен быть точкой притяжения окружения коллег, так как всем должен быть интересен он как пример подражания и от него можно чему то научится.
Раскройте эти элементы применительно к лидерству в Вашей профессиональной сфере. Составьте собственный «портрет лидера».
К данным элементам, который выделил С. Норткот Паркинсон хотелось бы добавить три элемента:
1. Пунктуальность – черта характера человека, подразумевающая умение человека выполнять свои обязательства вовремя, например, появляться к назначенному для встречи времени, а также точность в суждениях;
2. Организованность – это способность человека эффективно распределять силы и время.
3. Внимательность – это совокупность в чем-то близких качеств человека: собранность, осмотрительность, осторожность. В их основе лежит привычка внимательно исполнять любое дело.
-
Раскройте основные признаки коллектива через построение конкретной ситуации взаимодействия в нем.
Признаки коллектива:
1. Главным признаком коллектива считается наличие у всех его участников единой общей цели, ради достижения которой они и объединяются. Пример: в студенческой группе дали общее задание для всех. Каждый студент берет для себя индивидуально задание для того, чтобы сделать общий итог. Это выражается как сплоченность и общая цель коллектива.
2. Отношения между членами коллектива. Пример: если в группе кто-то будет возмущаться, то не будет взаимопонимания для достижения цели.
3. Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуре, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, требованиях к физическому и моральному облику участников. Пример: если в коллективе, присутствуют какие- то ценности или даже своя культура. Это могут быть общие шутки, одежда, фразы мотивирующие для достижения цели (коллектив в банке, коллектив в университете (студенты) и т.д.).
-
Дайте характеристику этапов развития профессионального коллектива.
1 этап - становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т.е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива - педагог, от которого исходят все требования.
2 этап - усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на 2 этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
3 этап - расцвет коллектива. Уровень и характер требований - они более высокие к себе, чем к своим товарищам - свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива - общий опыт, одинаковые оценки событий.
4 этап развития - этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
-
Назовите и опишите уровни развития профессионального коллектива.
Низший уровень развития коллектива характеризуется как формальная внешняя целостность. На этом уровне цели коллектива принимаются всеми, но личные мотивы их достижения могут у многих не совпадать с общественной направленностью.
Средний уровень характеризуется активизацией коллектива. Теперь имеет место не только единство воли руководителя и актива, но и поддержка их деятельности большинством. Однако на этом уровне еще сказывается тормозящее влияние недобросовестных работников. Противоречия между станами различных групп приводят к конфликтам, которые однако успешно разрешаются. В деятельности организации имеются падения и подъемы, т.е. известная неравномерность.
Для высшего уровня развития коллектива характерно единство мыслей и воли всего коллектива, господство порядка и социальной дисциплины. Складываются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, каждая личность ощущает ответственность за себя и за всех, в отношениях между людьми господствуют уважение и доверие. Эффективность деятельности коллектива самая высокая.
-
Как вы понимаете сущность термина «психологический климат»? Каким образом психологический климат влияет на межличностные отношения в группе, на взаимодействие в профессиональном коллективе.
Психологический климат - это преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу.
По-моему мнению, психологический климат в межличностном группе влияют влияет на оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии,
открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Психологический климат в профессиональном коллективе влияет на эффект, настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, самочувствие сотрудников, продуктивность и удовлетворенность профессиональной деятельностью.
-
Дайте характеристику понятиям «лидерство и руководство в коллективе», «стили руководства профессиональным коллективом».
Лидерство и руководство в коллективе. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество. Интеллектуальная группа Высокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией.
К основным характеристикам стиля руководства относится:
-
активность/пассивность -
коллективизм/индивидуализм -
инструктивность/попустительство -
позитивная/негативная стимуляция -
контакты с подчиненными/сохранение дистанции -
централизация/децентрализация информационных потоков -
обратная связь с коллективом/ее отсутствие.
Стили руководства характеризуются по следующим признакам:
-
активность — пассивность -
индивидуализм — коллективизм -
конструктивность — бесконтрольность -
позитивизм — негативизм (в мотивации) -
близость — строгая субординация (в отношениях с подчиненными) -
централизация — децентрализация информации -
наличие — отсутствие коммуникации с сотрудниками
7. Что такое конфликт? Назовите виды и причины конфликтов в профессиональном коллективе.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Виды конфликтов.
-
конструктивные, -
деструктивные.
Конструктивные конфликты – инциденты, приводящие в итоге к положительным последствиям. Ниже приведены их отличительные признаки.
-
Разногласие разрешается способом, который всецело устраивает его участников. Каждая из сторон чувствует свою заслугу в урегулировании возникшего конфликта. -
Совместное решение приводится в действие быстро и просто. -
Участники инцидента находят взаимопонимание, благодаря чему в будущем они могут избегать подобных проблем. -
При возникновении разногласия между шефом и подчиненным, у последнего появляется возможность высказывать без страха свою точку зрения, отличающуюся от руководителя. -
Отношения между сотрудниками становятся теплее. -
Обе стороны смотрят на раздоры, как на вполне нормальные вещи.
Пример конструктивного конфликта: представим, что простой работник не может найти общего языка с начальником, по поводу какого-либо вопроса. После открытого разговора им удается найти компромисс и улучшить взаимоотношения.
Деструктивные конфликты – инциденты, приводящие к негативным последствиям. В таких случаях обе стороны не в состоянии найти какой-либо компромисс, чтобы решить проблему.
Более того, участники конфликта начинают испытывать враждебность друг к другу. К последствиям подобного вида конфликта можно отнести:
-
сопернические взаимоотношения между субъектами; -
нежелание идти на контакт; -
рассматривание другого объекта в качестве противника, чужие взгляды – неверны, а свои – всегда правильны; -
желание к снижению или прекращению любой совместной работы с враждующей стороной; -
уверенность, что выигрыш в споре важнее, чем нахождение общих точек соприкосновения; -
пессимизм, отрицательные эмоции, ворчливость.
Примеров деструктивных конфликтов довольно много: военные противостояния, преступления, драки и т.п.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
-
невысокий уровень социально-психологической компетентности; -
акцентуация характера, тип темперамента; -
оценка поведения другой личности как недопустимой; -
недостаточный уровень психологической устойчивости; -
заниженный или завышенный уровень притязаний; -
плохо развита способность к эмпатии у человека; -
и др.
8. Чем реалистичные конфликты отличаются от нереалистичных?
В отличие от реалистического конфликта, являющегося средством достижения определенных позитивных результатов и характеризующегося наличием реальных целей у участников конфликта, нереалистический конфликт, напротив, обусловлен не наличием полярных целей у антагонистов, но необходимостью разрядки напряжения для одного из них или для обоих противников. В этом случае конфликт не ориентирован на достижение каких-то результатов.