Файл: Школа и педагогика в России в к. Xix н. Xx вв. Основные направления развития педагогической мысли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


тие в волнениях студент П.В. Карпович выстрелом из револьвера смертельно ранил министра народного просвещения Боголепова. Проект реформы оказался неосуществленным.

Кризис образования признавался правительством. «Опыт последних лет указал на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению. Я избрал вас в сотрудники себе в деле обновления и устроительства русской школы», — провозгласил Николай II в рескрипте на имя генерала П.С. Ванновского в марте 1901 г. Став министром народного просвещения, Ванновский 5 апреля опубликовал «приказ», излагавший концепцию преобразований. Обращаясь к преподавательскому персоналу, министр предлагал «войти в ближайшее общение с учащеюся молодежью и, независимо от преподавания, споспешествовать воспитанию юношества на почве любви и сердечного к нему отношения». Учащейся молодежи он «приказал» «с доверием относиться к мероприятиям правительства» и «дать властям возможность посвятить свое время и силы на устройство русской школы и учебного дела».

Летом 1901 г. комиссия под руководством Ванновского пришла к выводу, что государственная средняя школа должна быть единой, с общей программой обучения, тогда как земские школы имеют право разрабатывать собственные программы и в соответствии с ними строить учебный процесс. По проекту комиссии, срок обучения в средней школе — семь лет. Первые три класса составляют законченный цикл — «низшая школа». Переход из низшей в среднюю школу считался недопустимым: среднее образование полагалось излишним для непривилегированных сословий.

В средней школе за три года изучаются следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, отечественная и всеобщая история, география, арифметика, естествоведение, новые языки, рисование, черчение и чистописание. С четвертого класса средней школы производится разделение на две группы: одни ученики изучают естествоведение и графические искусства, другие — латинский язык. Общие предметы: Закон Божий, русский язык и логика, литература отечественная и всеобщая, законоведение, отечествоведение, языки французский и немецкий, математика, физика, космография, история отечественная и всеобщая, география и естествоведение. По окончании гимназии с двумя древними языками выпускники могли поступать в университет, тогда как при поступлении на историко-филологические факультеты абитуриенты,
закончившие гимназии с одним латинским, должны были выдержать экзамен по греческому языку.

264 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в. ...

12.2. Проекты реформы средней школы

Среднее образование согласно проекту комиссии Ванновского страдало многопредметностью и чрезмерными перегрузками учебного процесса (в каждом классе не менее 30 ч в неделю). Министр установил временный порядок введения реформы: в первом и втором классах новую программу ввели полностью, в третьем и четвертом классах отказались от греческого языка, но увеличили курс русской истории, а старших классов реформа вовсе не коснулась.

Одновременно министр Ванновский начал подготовку нового устава университетов и обратился к профессорской общественности с просьбой вносить предложения по его проекту. Однако его инициативы не встретили понимания и поддержки у императора, разделявшего идеи князя В. П. Мещерского, ярого противника либеральных идей, выступавшего за сокращение университетского образования, — была снижена норма приема евреев и воспрещен прием в университеты лиц, окончивших гимназии в окраинных учебных округах (1901). В результате Ванновский не получил поддержки и в среде вузовской общественности. В апреле 1902 г., не закончив ни в одной области начатых им реформ, Ванновский оставил пост министра народного просвещения.

С января 1915-го — по декабрь 1916 г. Министерство народного просвещения возглавлял граф Павел Николаевич Игнатьев (1870— 1945), названный в прессе «министром общественного доверия». Новый глава ведомства устраивал многих: Думу, Госсовет, земских деятелей и в особенности профессорско-преподавательский и педагогический корпус, пребывавший в унынии после разрушительной политики предшествующих министров народного просвещения Л.А. Кассо и А.Н. Шварца.

Основной проблемой всей системы народного просвещения империи оставались ее неадекватность, хроническое запаздывание и несвоевременный характер ее реагирования на запросы общества и системы высшей и средней школы. Интеллектуальное сообщество, да и большинство населения России давно готовилось к энергичному проведению реформы образования, хотя условия военного времени не позволяли изыскать необходимые средства для кардинальной реорганизации народного образования. От реформы ожидали решительного преодоления затяжного кризиса образования, вызванного политикой «министерства народного затмения». Реформа должна была удовлетворить
высокие потребности весьма развитой науки, снискавшей признание по всему миру, ликвидировать технико-экономическое отставание, ставшее причиной серьезных неудач на фронтах царской армии.


Отчетливо сознавая созревшие потребности промышленного и аграрного развития страны, Игнатьев и его последователи в 1915 г. начали

проектировать реформу образования, основанную на парадигме модернизации. Предполагалось: введение всеобщего обязательного начального образования, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания древних языков в гимназиях; расширение технического и агрономического образования. Намечалась, в частности, трансформация аксиологии образования на новой концептуальной основе. Речь шла о формировании социокультурного идеала русского интеллигента — всесторонне развитого, высокообразованного, критически мыслящего человека, верного традициям своей родины, способного к принятию самостоятельных решений, готового к практической деятельности на благо народа.

Новая аксиология изменяла цель обучения: если прежде школа рассматривалась лишь как подготовительная ступень к поступлению в университет, после реформы она должна приобрести общеобразовательный статус. Практическая направленность обучения становилась важной задачей функционирования средней школы, выпускники которой мыслились активными участниками социально-экономической сферы деятельности. Памятуя, что «основное правило науки о воспитании требует гармоничного развития всех способностей человека, как душевных, так и телесных», разработчики реформы предполагали изменить содержание обучения: изъять устаревшие учебные дисциплины и внедрить новые программы естественно-научного и технического цикла, основы точных наук и предмета «ручной труд». Наряду с религиозным и рациональным содержанием образования подчеркивалась необходимость физического, трудового и эстетического аспектов обучения школьников. Отмечалось, что труд будет не только преследовать цели профессионального обучения, но станет средством развития личности школьников. Трансформировалась и методика — планировалось применять активные методы обучения: опыты, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.

Проект реформы Игнатьева включал гуманистическое признание права не только школы, но и семьи в решении совместных воспитательных и образовательных задач. Выдающийся педагог П.Ф. Капте-рев отмечал настоятельную необходимость союза школы и семьи: «Всякие попытки сближения семьи и школы должны быть приветствуемы. Школа и родители творят одно общее дело, поэтому нельзя смотреть на родителей, как на посторонний элемент. Их совместная дружная работа всегда желательна».


Летом 1916 г. министр Игнатьев снова внес в Думу проект о введении всеобщего обучения. Однако и этот проект не получил законодательного оформления. Проекты реформ были отвергнуты правитель-

266 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....

12.3. Развитие педагогической науки

ством, неблагоприятная ситуация во внутренней и внешней политике не позволила осуществить намеченное. В декабре 1916 г. Игнатьев был вынужден уйти в отставку.

12.3. Развитие педагогической науки

Педагогическая антропология. Выдающий антрополог, анатом, педагог Петр Францевич Лесгафт (1837—1909) приобрел широкую известность как подвижник демократического образования, доступного всем желающим. Его судьба неразрывно связана с общественно-педагогическим движением России. Он закончил Медико-хирургическую академию (1861). Служил в Казанском университете, а затем в столичных высших учебных заведениях, где читал курс анатомии.

После командировки в Западную Европу Лесгафта увлекла идея введения «физического образования» в школу. Он не только организовал гимнастические курсы в военной гимназии, но в «Руководстве к физическому образованию детей школьного возраста» (1888—1901) разработал теорию и практику физического образования как важнейшего фактора воспитания всесторонне развитого человека.

Его пригласили организовать военно-физическую подготовку в русской армии, но вскоре начальство отказалось от подобных занятий. В 1893 г. Лесгафт создал «С.-Петербургское общество содействия физическому развитию». Он читал лекции по антропологии в Педагогическом музее военно-учебных заведений, где в конце века собралась когорта деятелей образования: В.В. Гриневский, С.А. Острогорский, В.Д. Сиповский и др. Директор Педагогического музея А.Н. Макаров впоследствии станет первым президентом Педагогической академии Лиги образования.

Лесгафт стремился воплотить замысел воспитания «всесторонне развитого человека» — умственно, телесно и духовно. Основоположник школьной гигиены, автор «Школьных типов» и «Семейного воспитания ребенка и его значения», выдающийся антрополог отрицал теорию о генетически обусловленных «дурных наклонностях» людей, считая, что только плохие социальные условия и недостаток семейного и школьного воспитания делают детей «дурными». Задача педагога — развивать каждого учащегося. Решающую роль в формировании детей