Файл: Школа и педагогика в России в к. Xix н. Xx вв. Основные направления развития педагогической мысли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


272 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....

12.3. Развитие педагогической науки


дневник чтения воспитанника, отмечая читательские впечатления ребенка. Мониторинг давал возможность проследить интеллектуальное развитие ребенка-олигофрена, помогая педагогам выбрать дальнейшую методику коррекционной работы.

Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943), дефектолог, один из первых организаторов научно-исследовательской работы в области дефектологии и высшего дефектологического образования. Учился на медицинском факультете Московского университета (1891—1894), за участие в студенческих революционных кружках исключен из университета и выслан из Москвы. После окончания в 1897 г. медицинского факультета Киевского университета работал земским врачом. Кащенко занимался исследовательской деятельностью в лабораториях А.П. Нечаева и А.Ф. Лазурского в Петербурге, стажировался в Европе по дефектологии. Именно Кащенко ввел термин «дефективный» для обозначения состояний физического и психического развития.

Он открыл одно из первых учреждений для детей с ограниченным интеллектом и трудностями поведения и обучения — частную «Школу-санаторий В.П. Кащенко для дефективных детей» (1908). В школу-санаторий принимались «малоуспевающие, нервные, трудные в воспитательном отношении» дети в возрасте от 4 до 16 лет. Используя медико-педагогические средства, Кащенко добивался ослабления недостатков развития у аномальных детей.

Организуя учебно-воспитательный процесс на основе развития инициативы детей, Кащенко применял методы активации самостоятельного исправления недостатков их поведения. Для аномальных детей важно качество знаний, а также педагогическая деятельность, развивающая познавательные возможности учащихся. Воспитатель проживал с питомцами в группах — «семьях». Путем лечения, воспитания и обучения воспитанников готовили «к полезной жизни», большое внимание уделялось ручному труду. В школе использовалась концепция свободного обучения, не было обязательной программы. Занятия проходили в игровой форме, детей водили на «кислородные экскурсии» — пешие прогулки на пять верст, проводились спортивные соревнования, художественные и музыкальные конкурсы. В санатории существовало самообслуживание как способ воспитания детей.

Ведущим принципом лечебной педагогики, разрабатываемой В.П. Кащенко, выступал антропологический подход к обучению, построенный на систематическом изучении ребенка и учете индивидуальных различий. Основываясь на положительных сторонах личности ученика, педагоги санатория воспитывали их в любви.


Теория и практика свободного воспитания. В начале XX в. в России большое распространение получила теория свободного воспитания, которую развивали К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Н. Дурылин, А.У. Зеленко, СТ. Шацкий, Н.В. Чехов и др. Сторонники свободного воспитания считали, что школьная педагогика строится на следующих принципах: организация школы — совместная задача коммуны, состоящей из учащихся и их родителей; в основе обучения лежат не учебные планы и программы, но интересы детей; все отношения в процессе педагогического общения взрослых и детей сугубо индивидуальны и основаны на взаимном доверии и симпатии; обучение строится на принципе свободы выбора преподавания и обучения.

Константин Николаевич Вентцель (1857—1947) — наиболее яркий последователь разработанной Л.Н. Толстым теории свободного воспитания. Протестуя против государственной политики в области воспитания, Вентцель пришел к отрицанию систематического обучения, построенного на личностно-отчужденной модели обучения. Его труды «Освобождение ребенка», «Новые пути воспитания и образования детей», «Этика и педагогика творческой личности» самым существенным образом меняли парадигму отечественного образования, предлагая нестандартное решение вопроса: чему и как учить? Подвергая острой критике казенную школу, автор снискал значительный авторитет среди педагогической общественности.

По Вентцелю, ребенок не является собственностью ни государства, ни общества, он имеет «самодовлеющее значение». В очерке «Осуществима ли теория свободного воспитания?» Вентцель называет три сферы насилия над личностью ребенка: государство, школа, семья. По мнению автора, теория свободного воспитания способна установить позитивные взаимоотношения человека и социума: «Чем больше мира и человечества вберет в себя, в свою душу данная индивидуальность, тем большей высоты развития она достигнет именно как индивидуальность». Обнаружив противоречие между «свободой» и «воспитанием», Вентцель видит в ребенке самостоятельный субъект процесса развития творческой личности.

Перенося акцент с проблемы, беспокоившей педагогов XIX в.: «от чего должен быть свободен образовательный процесс», Вентцель идет дальше и дает ответ на вопрос
, «в чем должна проявляться свобода»: «Каждой индивидуальной личности должно быть предоставлено право брать и усваивать из современной культуры то именно, что требует се своеобразная индивидуальность, что необходимо только для наиболее пышного ее расцвета».

18-7206

274 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....

12.3. Развитие педагогической науки

Освободив учащихся от пут бюрократической опеки, Вентцель стремился развивать самостоятельность и творческую активность детей. Решительно отказавшись от устаревших шаблонов официальной педагогики, Вентцель открыл новые пути воспитания свободной личности ребенка.

Педагог полагал, что добиться гармонического социального устройства следует не революционным, а мирным путем. Призывая воспитывать «в единении» детей разных сословий — буржуа и пролетариев, знати и слуг, новая школа прекратит классовое противостояние и создаст всеобщую солидарность.

В противовес старой школе формализма и зубрежки Вентцель создал «Дом свободного ребенка», самоуправляющуюся коммуну родителей, учителей и детей от 3 до 13 лет. Он был открыт сторонниками Вентцеля в 1906 г. и работал до 1909 г. Здесь отсутствовали систематический учебный процесс, классно-урочная система, учебные планы, программы. Дети свободно объединялись в зависимости от возраста и своих интересов в подвижные группы. Вместо постоянных профессиональных учителей обучение и воспитание проходило в виде бесед с родителями. В «Доме свободного ребенка» взрослые и дети не только беседуют и играют, но обучаются ремеслам в мастерских. Стараясь развить творческую личность, Вентцель и его соратники несколько гипертрофировали роль детской инициативы в процессе воспитания.

Просветитель и педагог Иван Иванович Горбунов-Посадов (1864— 1940) — последователь учения Л.Н. Толстого. Долгие годы Горбунов-Посадов редактировал книги по образованию, самообразованию и для народного чтения по различным отраслям знаний в издательстве «Посредник» (1897—1925). Издавал также детские книги в популярной серии «Библиотека для детей и юношества» (с 1898), уделяя большое внимание выпуску иллюстрированной детской литературы: сборники «Малым деткам» и «Для маленьких». В соавторстве с Я.Е. Егоровым он опубликовал имевшую большой успех у читателей «Азбуку-картинку с подвижными разрезными буквами» (1894) и многие книги для чтения в школе и дома.

Под влиянием идей Л.Н. Толстого вместе с К.Н. Вентцелем, М.М. Клечковским Горбунов-Посадов активно пропагандировал теорию свободного воспитания. Он издавал популярную педагогическую серию «Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей» (с 1904). Редактировал педагогический журнал «Свободное воспитание» (1907—1918), ставший рупором идей свободного воспитания и посвященный освобождению личности ребенка от пут казенной системы несвободного воспитания. Призывая уважать «свободное проявление ду-


ха ребенка», Горбунов-Посадов видел устои новой, свободной педагогики в духовном единении учителей и учащихся.

Синтез достижений русской педагогики. Василий Порфирьевич Вахтеров (1853— 1924) работал сначала народным учителем, а затем, с 1890 г., — инспектором народных училищ Московской губернии, но был вынужден уйти в отставку. Занимая пост товарища председателя Московского комитета грамотности, он сделал социально важный доклад «О всеобщем обучении» (1894). В разных губерниях Вахтеров руководил временными педагогическими курсами, читал лекции по педагогике, руководил также школами и курсами для взрослых. На 2-м съезде деятелей по техническому образованию в 1895 г. Вахтеров выступил с докладом о необходимости введения всеобщего начального обучения, поставив вопрос о реорганизации учебного процесса и пересмотре содержания обучения начальных школ. Сотрудничал в целом ряде педагогических и других изданий.

Вахтеров был убежден, что демократическая система народного просвещения — важное условие построения нового общества, воплощающего идеалы справедливости. Для достижения высоких социокультурных целей он предлагал организовать единую общеобразовательную школу на родном языке для всех детей без каких-либо различий. По его мнению, только совместное обучение мальчиков и девочек способствует формированию идеи равенства полов.

Твердый последователь антропологии Ушинского, Вахтеров считал, что развитие педагогики происходит не от умозрительного философствования, но с учетом законов физиологии и психологии. Апробируя новые методы и средства обучения в школьных условиях, он выступал за педагогический эксперимент как критерий эффективности учебного процесса.

«Русский букварь» Вахтерова к 1917 г. выдержал 117 изданий. К букварю он разработал методическое руководство «На первой ступени обучения» (1904). Вахтеров — автор учебников и учебных книг для детей и по методике обучения: «Внешкольное образование народа» (1896); «Всеобщее обучение» (1897); «Народные чтения» (1897); «Нравственное воспитание и начальная школа» (1900), хрестоматия для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (1900—1905). Построив обучение грамоте по звуковому аналитико-синтетическому методу, Вахтеров предлагал одновременно с чтением обучать письму. Основанная на возрастных особенностях детей, данная методика формировала умение вдумчивого чтения и давала навыки орфографии. На основе принципов К.Д. Ушинского Вахтеров составил методическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе под названием «Пред-