Файл: Выпускная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами нетрадиционнных технологий ИЗО.»




Выполнил:

слушатель группы 3.2.11

«Педагогическое проектирование

образовательного процесса»

Захаревич Яна Николаевна

воспитатель дошкольной группы

Муниципального дошкольного учреждения «Ясли – сад комбинированного типа №287 города Донецка»

Руководитель выпускной работы

канд. истор. наук, старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин и мтодики их преподавания

Негода Елена Александровна
Работа допущена/ не допущена






Донецк, 2020г

2020

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются цели, задачи и условия развития познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Основное внимание уделено проблеме развития ориентировки в окружающем мире через освоение детьми средств и способов познания. Представлены эффективные пути развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: коллекционирование, метод проектов, метод проблемного обучения, постановка творческих задач, детское экспериментирование. Описаны особенности предметно-развивающей среды для решения задач познавательного развития дошкольников.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников …………………………………………….…………………………………6

  2. Экспериментальная деятельность дошкольников по ознакомлению

с природой……………………………….. ………………………………10

Выводы……………………………………………...……………………………15


Литература………………………………………………………………..……...16

ВВЕДЕНИЕ

Работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательский навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путем прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.

Целью курсовой работы является теоретическое изучение познавательно-исследовательской деятельности как средство развития у детей интереса к окружающему миру.

Эта тема актуальна, так как ребёнок по природе своей исследователь, однако самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Я пришла к выводу о необходимости включения дошкольников в исследовательскую деятельность.

Задачи:

- подходы к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников;

- важность и актуальность методов познавательного развития дошкольников;

- влияние педагога на развитие познавательных способностей дошкольников;

«Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, на­блюдать.

В. Сухомлинский»

Ребёнок является исследователем окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.

Потребность исследовать окружающий мир у человека задана генетически. Стремление к познанию нового универсально и проявляется в исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем возрасте, представляет собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.


Наблюдениями установлено, что старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность выделяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами с целью понять, как устроен окружающий мир.

Ребёнку естественно познавать окружающий мир и экспериментировать с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками или языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими с признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, размер: мнётся - ломается, высоко - низко, мягкий - твёрдый, кислый – сладкий и так далее).

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Педагогами делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?», «откуда?» и «зачем?»

Формирование познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит ещё и от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности
, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы.

Основное содержание исследований, проводимых детьми старшего дошкольного возраста, предполагает формирование у них, следующих представлений:

– о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, резина);

– о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад, туман или дождь); о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год) и пр.;

– об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.);

– о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнивание цветов и других растений);

– о предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.);

– о геометрических фигурах (круг, квадрат, цилиндр, треугольник, конус, овал)

Старших дошкольников следует знакомить с живой и неживой природой, с рукотворным миром, с элементами географии и истории, приобщая их к средствам взаимодействия с миром.

Детское экспериментирование является необходимым условием творческого становления личности в целом. При этом в структуре личности ведущую роль играет активно-наступательная позиция дошкольника – позиция маленького исследователя-экспериментатора. В процессе экспериментирования ребенок получает часто совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению направленности его деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования – способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Таким образом, объектами исследовательского поведения ребенка являются все предметы окружающей действительности, которые он может познавать, пользуясь различными средствами. По мнению разных ученых средствами познания дошкольников могут являться модели, схемы, картинки, чертежи, карты, природные материалы и тому подобные

Известный педагог Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.


Первый характеризуется тем, что именно ребёнок проявляет собственную активность, которая ведёт к развитию и, что не мало важно, самостоятельности.

Конечно, когда дети маленькие, без проб и ошибок не обойтись. Наличие их говорит о том, что ребёнок, для достижения собственно поставленной цели, комбинирует и меняет порядок своих действий в случае неудач. Исследования многих педагогов доказывают нам то, что именно при таком раскладе (удачные попытки или не совсем удачные) ребёнок саморазвивается.

Но познавательно-исследовательская деятельность заключается не только в том, что ребёнок трогает что-либо, нюхает или пробует на вкус. Не мало важную роль в развитии любого человека играет элементарное наблюдение.

Педагог должен научить ребёнка не просто смотреть на предмет, его форму, цвет или текстуру, но ещё и видеть происходящие изменение. Но это трудно сделать, так как объекты обычно являются статичными, а это значит, что изменяются они медленно. Но мы живём в 21 веке, когда технологии идут в ногу с человеком. Простой эксперимент, который скорее всего очень заинтересует детей, можно провести в весеннее время. Для него понадобиться либо телефон с камерой, либо фотоаппарат, в общем любая цифровая техника. Поручаете детям фотографировать каждый день определенный объект (ну, к примеру, ветку с почками) в течении недели, а затем на бумаге или на компьютере сравниваете результаты работы. Дети будут наблюдать динамику распускания листиков. У многих детей после похожих опытов ярко проявляется интерес к познанию окружающей среды.

Интерес ребёнка к тому или иному предмету может перерасти в коллекционирование. Коллекции могут быть очень разнообразными: ракушки, камни, медали, куклы или машинки, гербарий или те же открытки. Коллекционирование – это достаточно распространенный вид познавательной деятельности человека. Задача родителей и педагогов – поддержать занятие ребёнка, всячески поощрять его интерес, может даже в какой-то степени помогать, устраивая различные выставки. В последствии коллекционирования замечательно развиваются логические методы познания: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях активно вводится система проектов и исследований. Это позволяет детям как можно больше участвовать в различных опытах, устанавливать связь между условиями и результатами деятельности. Дети учатся получать информацию не только от взрослых, из книг или Интернета, но и из собственного опыта.