ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенность работы с дошкольниками заключается в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокий уровень самостоятельности, а это означает, что значительную роль в развитии любого ребёнка играет взрослый.
Второй вид исследовательской деятельности организуется именно взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
В обоих случаях дети используют умения:
-
выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; -
предлагать возможные решения и проверять их; -
делать выводы в соответствии с результатами проверки; -
применять выводы к новым данным и делать обобщения.
При этом проявляется активность, самостоятельность, инициативность дошкольников.
Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):
-
опыты (экспериментирование).
-
Коллекционирование (классификационная работы).
-
Путешествие по карте.
-
Путешествие по «реке времени».
Не стоит забывать, что ребёнок развивается не только в следствии работы с квалифицированным педагогом, но и дома, в семье. Родители могут помочь ребёнку в организации различных опытов, подборе информации из разных источников, оформлении информации для презентации её другим. Но не всегда родители могут это делать правильно, поэтому, для исключения не самых хороших последствий, стоит проконсультироваться с педагогом, а именно:
- консультирование родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях;
- организация картотеки для домашних опытов;
- подборка аудио и видеоматериалов исследовательской деятельности по различным тематикам;
- параллельная постановка опытов (дома и в саду);
- рекомендации по совместному посещению выставок и музеев;
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъективного опыта человека. Каждый ее компонент способствует формированию у ребёнка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействием с окружающим миром, возникновение новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. Проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в детском саду, порождают у него интерес к многим объектам, питают их инициативу, воображение, побуждает к творчеству и даёт возможность быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать деятельность, сравнивать, анализировать, наблюдать, экспериментировать и получать новые результаты.
Именно в дошкольном образовательном учреждении ребёнок получает опыт освоения окружающего мира. В предметной среде группы должны быть представлены такие средства познания как разнообразные модели (например, палочки Кюизенера – модели числа, времени, пространственные схемы и прочее); эталоны предметные и эталоны социального поведения( цвета спектра ,геометрические фигуры, картинки с правилами поведения на улице или на дороге, правилами общения с детьми и взрослыми); знаки (например, дорожные, цифры); символы (флаг, герб и гимн государства , у нас, в частности, Донецкой Народной Республики) и тому подобное.
Что касаемо изменений группы, то можно было бы организовать место, где подобраны различные предметы и материалы, с помощью которых ребёнок мог бы больше узнавать об окружающей его среде. Например : музыкальные инструменты, книги, картинки, калейдоскопы и другое.
Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным признакам (цвет, форма, размер или материал), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (обычные пазлы).
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
В соответствии с ФГТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.
С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте - при последовательной работе - понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учётом их возрастных особенностей.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Мы считаем, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаем:
во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Для нас важно, что данная деятельность не задаётся нами заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В. А. Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".
Подведя итог, можем с уверенностью сказать, что познавательно-исследовательская деятельность очень важна для развития любого ребёнка. И мы, педагоги, должны осознавать важность своего вклада в это развитие.
ВЫВОДЫ
Проанализировав научную литературу, узнали, что познавательно-исследовательская деятельность как средство развития интереса у детей к окружающему миру является эффективным средством развития ребёнка, что позволяет достигнуть целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. В своей работе с познавательно-исследовательской деятельностью стараемся реализовать творческий потенциал детей, их потребность в новых знаниях. Формируем предпосылки учебных качеств.
Эта тема актуальна, так как ребёнок самостоятельно ещё не может найти ответы на многие вопросы, в этом ему помогают педагоги.
В своей работе мы с моей напарницей описали подходы к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников, определили важность и актуальность методов познавательного развития детей, а также показали, насколько сильно влияют педагоги на развитие познавательных способностей дошкольников.
Таким образом, специально организованная познавательно-исследовательская деятельность делает процесс обучения максимально эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015г.; (дата обращения 08.02.2017г.)
2.Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г.;
3.Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 №843;
4.Концепция «Филологическое образование: русистика», утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.02.2016 №143;
5.Государственный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг. (дата обращения 08.02.2017г.)
6.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» (дата обращения 08.02.2017г.)
7.Поддьяков А.Н. исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ПЕР СЭ,2006.
8.Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет. – М., ТЦ «Сфера»; СПБ.: Речь, 2010
9.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие.- М., Ось – 89,2005