Файл: Предпринимательство особый вид деятельности Предпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Концерн — промышленный комплекс, объединяющий различные заводы, часто не связанные или имеющие самые отдаленные технологические и производственные связи друг с другом.

Концерн — союз формально независимых предприятий, в рамках которого главное предприятие организует финансовый контроль за всеми участниками объединения. Формально предприятия концерна сохраняют самостоятельность, но фактически находятся в финансовой зависимости от головной компании — правления концерна.

Важной функцией концерна является организация отлаженного сбытового аппарата, что значительно повышает конкурентоспособность предприятий. Наряду с производственными и сбытовыми функциями правление концерна может выполнять банковские функции для подконтрольных предприятий.

В зависимости от степени самостоятельности выделяют следующие виды хозяйственных объединений: консорциумы, конгломераты, финансово-промышленные группы, холдинги.

Консорциум — это временное добровольное объединение предприятий для решения конкретной хозяйственной задачи. Консорциумы создаются для реализации крупномасштабных проектов. Соглашение о консорциуме может быть заключено с целью участия в международных торгах. Действие консорциума может иметь разовый характер, кратковременный и долговременный. Это объединение не имеет прав юридического лица, хотя предприятия, входящие в него, являются юридическими лицами. После выполнения поставленной задачи консорциум прекращает свое существование или преобразуется в объединение иного вида. Консорциумы могут создаваться в виде совместных предприятий с зарубежными партнерами.

Конгломерат — это многоотраслевое объединение, концентрирующее в своих руках производство самых разнообразных товаров, не имеющих ничего общего между собой по своей промышленной технологии. К примеру, выплавка металла, прокат кинофильмов, производство спортивных товаров. Слово «конгломерат» означает случайное механическое соединение разнородных элементов. Конгломерат является разновидностью концерна.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются путем объединения предприятий, финансово-кредитных учреждений, инвестиционных организаций с целью повышения конкурентоспособности и эффективности производства, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.

Основные признаки ФИГ: организационное единство, объединенное имущество, юридическая самостоятельность, единая политика ценообразования.


Возглавляет ФПГ банк, который распоряжается денежным капиталом объединения, а также координирует все сферы деятельности участников. В торговых сделках каждое предприятие объединения выступает самостоятельно.

Холдинг — это объединение любой организационно-правовой формы, владеющее пакетом акций других предприятий с целью установления контроля над ними. Предприятия, входящие в холдинг, заключают коммерческие сделки от своего имени. Однако право решения основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит головному (материнскому) предприятию. Существует два вида холдингов: финансовый и смешанный (нефинансовый).

Финансовый холдинг может осуществлять только финансовые операции. Он объединяет капиталы, но не предприятия.

В смешанном холдинге головная компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. В его состав входят головная (материнская) холдинговая компания и дочерние предприятия. Дочерние компании не могут владеть акциями головной холдинговой компании, а головное предприятие, имея акции дочерних предприятий, эффективно контролирует их деятельность.

Трест — форма объединения, при котором предприятия, входящие в него, полностью теряют производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность, действуя по единому плану. Характеризуется высокой степенью централизации управления.

Таким образом, предприятия объединяются для централизации коммерческой деятельности и достижения синергетического эффекта. Существующие формы объединения отличаются по степени самостоятельности их участников.

  1. Страховое и посредническое предпринимательство


Предпринимательская деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя предприниматель действует на благо общества.
Посредническое предпринимательство
Посредническая деятельность заключается в том, чтобы получить прибыль, за оказание определенных услуг потребителю, в роли которого также могут выступать предприниматели. Как правило, это упрощение операций купли-продажи, информационные услуги и т. д. Предприниматель как посредник сталкивается с решением следующих задач с целью привлечения клиентуры:


1) определение дефицита, потребностей определенных сегментов рынка и поиск способов их удовлетворения;
2) выявление сфер бизнеса, которые нуждаются в посреднических услугах различного вида.
Посредники - физические или юридические лица, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, представляющие интересы производителя или потребителя, действующие от их имени и получающие от этого доход.
В экономической теории посредничество - это операция, проводящаяся в промежуток времени между выпуском продукции (оказанием услуги, выполнением работ) и доставкой ее к потребителю. В процессе ведения предпринимательской деятельности большинство предпринимателей используют услуги посредников при заключении сделок.
Торговая посредническая деятельность отличается от других разновидностей этой предпринимательской деятельности тем, что приобретает право собственности на товар, с которым работает. Самая многочисленная часть представляет розничную торговлю(продукция перепродается конечному потребителю) и оптовую (крайне редко имеет дело с конечным покупателем). Оптовики повышают эффективность торгового процесса. Мелкий производитель, у которого ограничены финансовые ресурсы, не может создать и обеспечить организацию грамотного маркетинга. Хорошие оптовые торговцы - с приличным стажем своей деятельности, с запасом специальных знаний и умений - имеют большое число деловых контактов в сфере розничной продажи. Оптовики располагают сформировавшейся клиентской базой, которая помогает производителю связаться с множеством мелких фирм-потребителей при сравнительно небольших затратах. Покупатель, как правило, получает больше гарантий от оптовика, чем от какого-то далекого производителя. Оптовик подбирает необходимые изделия и формирует необходимый товарный ассортимент, избавляя тем самым клиента от значительных хлопот. С оптовыми торговцами, в отличие от предприятий-производителей, можно договориться об уменьшении размера партий товаров или их дроблении. Оптовики осуществляют складирование товарных запасов, снижая тем самым соответствующие издержки поставщика и потребителя, выполняют более оперативную доставку товаров, находясь ближе к клиентам, чем предприятия-производители. Оптовики содействуют своим клиентам в предоставлении информации о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и изменениях на рынке.

Страховое предпринимательство
Суть страхового предпринимательства заключается в том, что предприниматель гарантирует клиенту возмещение ущерба в соответствии с условиями, прописанными в договоре, не противоречащем действующему законодательству, в случае непрогнозируемых обстоятельств потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других потерь за определенную сумму при заключении договора страхования. Прибыль страхового предпринимательства составляют страховые взносы за вычетом выплат страховки при определенных обстоятельствах. Как правило, вероятность появления форс-мажорных обстоятельств невелика и существенная часть страховых взносов образует предпринимательский доход.
Несмотря на то, что страховое предпринимательство не производит никаких товаров, оно все равно остается одним из самых рискованных видов деятельности. Страхователи (организации, предприятия, физические лица), наоборот, за определенную плату могут получить компенсацию при наступлении случаев, прописанных в договоре. Несмотря на то, что такой вид предпринимательства набирает обороты, уровень доверия потенциальной клиентуры остается очень низким. Предпринимателям приходится прибегать к определенным уловкам и тратиться на широкомасштабные рекламные кампании.
Каждый клиент в соответствии с договором платит страховые взносы, которые образуют страховой фонд. Он используется для выплат страховок. Однако ведение страховой деятельности возможно только при существовании законодательных документов, инструкций и методических материалов, необходимых для формирования страховых отношений, которые в совокупности образуют страховое законодательство.
Задачи, выполнение которых необходимо для развития страхования:
1) формирование строгой законодательной базы страховой деятельности, не допускающей различных толкований;
2) развитие обязательного и добровольного страхования;
3) создание эффективного контролирующего страховую деятельность органа;
4) совместная работа национальной системы страхования с иностранными страховыми рынками.
Правовая сущность страхового предпринимательства состоит в установлении правовых отношений по защите имущественных интересов клиента за счет страховых выплат в соответствии с заключенным договором. Имущественный интерес страхователя является условием сотрудничества со страховщиком, без него страховая деятельность невозможна.

Страховое предпринимательство отличается от коммерческого страхования и всевозможных видов государственной поддержки. Страхование в данном случае является лишь видом деятельности с целью получения прибыли и страховые фонды выплат формируются отдельно у каждой компании.

  1. Основы экономики и организации предпринимательской деятельности



  1. Сущность и виды планов предприятия

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия (объекта) на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.

А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипа-тивным.

3. Принцип непрерывности предполагает, что: – процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

– разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.