Файл: Предпринимательство особый вид деятельности Предпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

– резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

– низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Все предприятия должны рассматривать план как систему и при его разработке предусматривать следующее.

Определение целей и задач. В современных условиях формирования рыночной системы в России предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и осуществляют производство и реализацию продукции в целях получения прибыли, достаточной для самофинансирования развития, роста или удержания доли рынка, обеспечения прироста выпуска продукции и объемов ее продажи по сравнению с предыдущим периодом. Большое значение имеет внедрение последних достижений научно-технического прогресса, использование передовых технологий и учет всех факторов, которые помогают выстоять в условиях конкуренции.

Ресурсы. Прежде всего требуется определить потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах и оптимизировать их структуру для достижения поставленных целей. Оценку выбора вида и эффективности деятельности целесообразно осуществлять по отношению прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств. Каждое предприятие должно добиваться эффективного использования привлеченных ресурсов и постоянно решать задачу максимизации показателя рентабельности активов.

Установление пропорций. При разработке плана требуется обеспечить сбалансированность показателей, определенное соответствие между ними. Большое значение имеет определение оптимальной доли собственных оборотных средств, уровня развития материально-технической базы, обеспеченность транспортными услугами и т. п.


Организация выполнения плана. Речь здесь идет об определении экономических и организационно-технических мероприятий, направленных на наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при необходимом уровне прибыли, а также о путях и средствах достижения поставленных целей.

Контроль за выполнением плана. Постоянная и своевременная проверка выполнения плана необходима для обеспечения желаемого развития экономического процесса, выявления недостатков и определения путей их устранения. В процессе контроля необходимо подвести итоги развития – хода выполнения плана за определенный период (день, неделю, месяц и т. д.), дать оценку фактического состояния дел и принять решение о корректирующих действиях.

Осуществление стратегических направлений деятельности предусматривается всей системой планов.

С точки зрения предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, можно выделить следующие виды планов:

– долгосрочные планы-прогнозы, разрабатываемые на 10–15 лет, нацеленные на решение многих стратегических направлений деятельности предприятия;

– среднесрочные планы-прогнозы конкретизируют долгосрочные планы. Они разрабатываются на 3–5 лет. На уровне министерств составляются так называемые рамочные прогнозы на тот же срок. В последние годы в России пятилетние планы предприятия стали относить к категории долгосрочных, а планы на ближайшие 2–3 года – к среднесрочным планам. В последних также предусматривается осуществление определенных стратегических направлений деятельности предприятий;

– текущие (краткосрочные) планы увязывают все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.

  1. Налогообложения бизнеса.

Уплата налогов дисциплинирует бизнес, повышает его ответственность перед государством и обществом, способствует росту платежеспособного спроса и качества жизни в регионе, где живет и работает налогоплательщик.

Налоги — обязательные и регулярные платежи юридических и физических лиц в бюджет государства, установленные законодательно.

Все законные налоги в любом случае должны быть выплачены.

Главный документ, регулирующий уплату налогов в нашей стране — Налоговый кодекс РФ (НК РФ). На его основании принимаются федеральные законы и иные подзаконные акты.

Основные категории налоговой системы РФ — налоговая база и ставка налога.


Налоговая база — величина, облагаемая налогом.

Ставка налога — процент от налоговой базы, либо, реже, твердая величина налогового платежа соответствующая содержанию налоговой базы.

Налоги и сборы взимаются в России на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральные налоги и сборы определены в НК РФ и федеральных законах, они уплачиваются на всей территории Российской Федерации.

На момент выхода учебника в России действовали следующие федеральные налоги и сборы:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизы;

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

• налог на прибыль;

• налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

• водный налог;

• отраслевые налоговые сборы и платежи — сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, регулярные платежи за пользование недрами;

• государственные пошлины.

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, они уплачиваются на территории соответствующих регионов. К региональным налогам относятся:

• налог на имущество;

• налог на игорный бизнес;

• транспортный налог.

При этом игорный бизнес в России разрешен только в некоторых регионах.

Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и актами муниципальных властей. Они уплачиваются на территории соответствующих городов и районов (муниципальных образований). Например, на местном уровне уплачивается земельный налог и налог на имущество физических лиц. Возможно введение торговых сборов.

Местные (или региональные) законодательные акты могут вводить только те виды налогов и сборов, которые определены НК РФ. При этом местные (или региональные) власти вправе устанавливать следующие элементы налогообложения:

• налоговые льготы;

• ставки налогов в пределах, установленных НК РФ;

• порядок и сроки уплаты налогов.

Все налоги можно разделить на прямые и косвенные.


Прямые налоги применяются непосредственно к объекту налогообложения, принадлежащему субъекту бизнеса — доходу или имуществу налогоплательщика.

Эти налоги не должны перекладываться на других экономических агентов. Ранее считалось, что прямые налоги возникают в сфере производства, в отличие от косвенных, относящихся к сфере потребления1. В настоящее время признается условность такой классификации.

Косвенные налоги накладываются на оборот, они связаны с конкретными видами хозяйственных операций, совершаемыми налогоплательщиками.

Косвенные налоги — НДС, акцизы, таможенные пошлины — регулярно перекладываются на потребителя путем включения их в цену на товар. Ранее косвенные налоги назывались также налогами с потребления.

12. Предпринимательство в сфере малого бизнеса

Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим – предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.

Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.

Вопреки распространенному мнению, к небольшому предпринимательству относятся не только ИП, но и маленькие компании, в штате которых находится около 50 человек. Главными особенностями такой формы можно назвать:

    1. Небольшую территорию. Речь здесь идет не только о площади, занимаемой офисом фирмы, но и областью обслуживания клиентов.

    2. Ограниченный список деятельности. Работать по такому принципу могут магазины, туристические агентства, небольшие производства, стоматологические или другие маленькие клиники, частные учебные заведения, специализирующиеся на курсах.

    3. Минимальный набор проверок. Контролирующие органы предоставляют маленьким компаниям надзорные каникулы, а когда они заканчиваются – срок проведения проверяющих мероприятий не превышает 50-ти часов в год.

    4. Статус не нужно подтверждать специальными средствами. Он определяется годовым оборотом, определенным количеством работников и долевым соотношением к уставному капиталу.


Превосходство малому бизнесу обеспечивают:

  1. Небольшой первоначальный капитал. Чтобы открыть компанию, достаточно найти финансовые средства, а затем постепенно увеличивать денежные вливания.

  2. Небольшие расходы на обслуживание и оплату обязательных платежей, в том числе заработной платы и налоговых отчислений.

  3. Возможность оперативно реагировать на изменения в экономике страны и адаптироваться к ним без потерь.

  4. Быстрое возмещение затраченных средств и получение прибыли. В зависимости от сферы деятельности компании, этот срок может составить от полугода до полутора лет.

Малый бизнес в перспективе способен стать средним и крупным, а значит обеспечить наличие новых рабочих мест. При этом плавный заход на рынки позволяет молодым коммерсантам чувствовать себя комфортно.



  1. Планирование предпринимательской деятельности

Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей. В более узком понимании планирование – это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действий хозяйствующего субъекта.

В условиях рыночных отношений одним из регуляторов действий субъектов предпринимательства являются цены на товары и услуги. Предприниматели, как хозяйствующие собственники, вынуждены подчиняться экономическим законам стоимости, спроса и предложения, рыночного ценообразования, в связи с тем, что эти законы действуют объективно, независимо от воли и сознания людей. С другой стороны, предприниматели не только подчиняются законам рынка, но и стремятся к самостоятельному принятию решения, их поведение в принятии решений является целенаправленным и осознанным. Иначе говоря, предприниматели планируют деятельность предприятия.

В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций выделяют четыре основных вида временной ориентации:

1 Реактивное планирование, нацеленное в прошлое. Любая проблема при этом исследуется с точки зрения ее прошлого развития. Реактивное планирование осуществляется снизу вверх.

2 Инактивное планирование строится на удовлетворении настоящим. Предприниматели в этом случае не проявляют стремления к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своего предприятия.