Файл: Дисциплина Психотерапия Практическое задание 3, Модуль Основные направления психотерапии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая (медицинская) психология со специализацией в психологии экстремальных ситуаций и состояний (2030)

Дисциплина:Психотерапия

Практическое задание 3, Модуль 2. Основные направления психотерапии

 

Выполнил:

 слушатель Виноградова Елена Алексеевна

Преподаватель:

Пантюшина Ольга Игоревна

 Москва – 2019

1. Произвольно выберите запрос клиента на работу с психологом. Запрос может быть реальным, может быть взятым из жизни художественных персонажей, героев фильмов или найденным на форумах психологической помощи.



yandex.ru

РЕКЛАМА
Промокод для новых клиентов на рекламу в Яндекс Директе

Пополните счет на 10000р и Яндекс добавит вам еще 5000р на рекламу

|Промокод на первую рк
Узнать больше



kranarenda.ru

РЕКЛАМА
Аренда башенного крана

При аренде от трех кранов – ППРК в подарок! Свой парк спецтехники. Работаем 24/7.

|Условия аренды
|Акции
|О компании
|Контакты
Узнать больше

 

Мама привела девочку 8-ми лет с бронхиальной астмой. Девочка обследована  врачом и направлена к психотерапевту: процесс заболевания носит характер функционального расстройства, органических патологических изменений внутренних органов не выявлено. Обратились в период обострения. Семья с ребенком, страдающим психосоматическим заболеванием, очень редко осознает, что ей нужна помощь. Как говорил Карл Витакер: «только когда семья в отчаянии, она меняется». Психосоматические расстройства имеют свою специфику, они характеризуются чередованием обострения и ремиссии, в периоды ремиссии родителям часто кажется, что нет повода для обращения к психотерапевту. Запрос на выздоровление-сокращение эпизодов приступов удушья.


 

2. Выберите 2 направления психологического вмешательства, которые Вам кажутся наиболее интересными в практической работе.

 

3. Заполните таблицу:

 

Основания для сравнения работы с конкретным запросом в рамках выбранных моделей

 

Выбранные Вами направления психологического вмешательства

Семейная психотерапия

Психоанализ




Особенности понимания запроса в каждой из выбранных моделей. Запросом в психологической работе называется ориентировочная цель работы, направление, предполагаемый результат.

Модель краткосрочной семейной психотерапии предусматривает работу с семьей, как с системой в целом. В рамках семейного подхода я считаю эффективным проведение аналитико-системной семейной психотерапии – работу с семьями в ситуациях «здесь и сейчас», а также «там и тогда». В ходе работы психотерапевт изменяет равновесие в семейной системе, подготавливая ее к изменениям, что вначале может приводить к усилению симптома (возникновение приступов удушья), поэтому необходимо провести ряд сессий с детской и родительской подсистемами отдельно. Это помогает снизить семейную тревогу, возросшую в начале перестройки семейных ролей, а также снизить тревогу и напряженность ребенка, который сможет эмоционально отреагировать свои проблемы. После этого терапевт продолжает работать с семейной системой в целом. Во время психотерапии мы работаем над тем, чтобы преодолеть семейную дисфункцию и максимально приблизиться к нормально функционирующей семье. Используя свои ресурсы, личностные и семейные, приложив много сил, члены семьи могут справиться с дисфункциональностью. Окончательной проверкой того, удалось ли семье стать функциональной, будет следующий нормативный стресс, например, когда ребенок перейдет из младшего школьного в подростковый возраст. Дисфункциональная семья, как правило, ригидна и ей трудно менять правила, установки, модели взаимодействия с ребенком, несмотря на то, что он уже стал старше и ситуация изменилась. А функциональная семья принимает произошедшие изменения, меняет семейные правила, вырабатывает новые функции. И вот когда семья начинает вырабатывать новые правила при изменении ситуации - это самый надежный показатель того, что семья уже функционирует нормально.

Детский психоанализ представляет собой недирективную модель воздействия на психику ребенка и интерпретацию детской игры так, как будто это сновидение. В своих разговорах психоаналитик использует слова, которыми пользовались сами дети, но говорит прямо и откровенно и о сексуальности, и об агрессии, и о многом другом. При помощи игры внутренние конфликты ребенка проявляются вовне, таким образом, происходит снятие напряжения, и симптоматика уходит, т.е. результатом работы психоаналитика будет сокращение эпизодов удушья.




Мишени психологического воздействия в этом запросе в каждой из моделей

Психотерапевтическое вмешательство направлено на семейную систему. Психотерапия направлена на коррекцию межличностных отношений и имеющее целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи

Психотерапевтическое вмешательство направлено на «личность» ребенка. 1. Коррекция образа «Я»; 2. Достижение объективности собственной оценки; реабилитация «Я» в собственных глазах; 3. Коррекция системы ценности, потребностей и их «иерархии», 4. Приведение притязаний в соответствие со своими психофизиологическими возможностями;




Методы психологической работы в выбранном запросе в каждой из моделей

В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Например, в структурной терапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. В основе нарративного (повествовательного) подхода в семейной психотерапии лежит работа с жизненными историями пациентов (анализ проблемных историй) и создание альтернативных повествований, открывающих новые перспективы для людей. Нарративный подход может служить стратегической линией для системных и психодинамических гипотез.

Методы работы в психоанализе: правило свободных ассоциаций, метод интерпретаций, метод толкования сновидений, анализ переноса, анализ неловких поступков. В детском психоанализе эквивалентом свободных ассоциаций является игра.




Ограничения психологической работы относительно запроса в каждой из моделей

Время. Вся работа занимает, в среднем, пять месяцев. Период интенсивной работы – это 2,5-3 месяца, а на последнем этапе встречи с семьей происходят уже раз в месяц. Последний этап растянут во времени, потому что семьи психосоматиков не могут изменяться быстро, качественные изменения в такой семейной системе происходят долго, гораздо дольше, чем в функциональной семейной системе. Во время психотерапии мы раскрываем как личностные ресурсы каждого члена семьи, так и ресурсы данной семьи в целом. Этап отсоединения нужен для того, чтобы семья осознала свои силы, научилась пользоваться своими семейными ресурсами и в дальнейшем уже самостоятельно, без помощи психотерапевта, справлялась с трудными жизненными ситуациями.

Долгосрочная терапия. Психоанализ претендует на работу с психикой во всей её сложности и многообразии.. Сперва нужен долгий период установления раппорта, затем должен развиться перенос на аналитика (состояние, в котором, якобы, клиент переносит свои отношения из раннего детства (не всегда, но чаще всего) на аналитика, например, пытается получить его любовь, как он это делал с матерью). Необходима настройка на анализ. Выжидание психоаналитической ситуации,  когда влечения, фантазии, переживания ребенка будут воплощены им в ходе игры в конкретное действие, которое можно будет интерпретировать.




Прогноз эффективности психологической работы с выбранным запросом в рамках каждой из моделей

Поведенческая терапия к которой относится и семейная, значительно превосходит по эффективности спонтанную ремиссию, плацебо-лечение и психоаналитическую психотерапию и является лучшим методом лечения различных «невротических» расстройств. Она всегда содержит когнитивные элементы и носит директивный характер. Психотерапевт в директивной психотерапии – руководитель, учитель, организатор. Используется власть, авторитет специалиста. Стиль работы – влияющий, позиция – доминирующая. Терапевт определяет позиции и права, требует сотрудничества в роли «Родителя». Психотерапевт задает эталоны взглядов, механизм идентификации в терапевтическом процессе. Директивные формы психотерапии преимущественно используются в работе с детьми и нефункцциональными семьями.

Ребенка побуждают к игре.  Терапевт большую часть времени слушает, он гибок. Создает атмосферу безопасности. Он эмпатичен. Темпы задает ребенок в отличие от директивной. Если психоаналитик занимает выжидательную позицию, то не понятно в какой срок будет реализована психоаналитическая психотерапия и как оценивать ее эффективность.


4. Сделайте вывод о том, какая из выбранных моделей более эффективна в работе с Вашим запросом. Аргументируйте свой ответ.

 

До и после психотерапевтической работы в рамках семейной психотерапии может проводиться клиническая психодиагностика по выявлению возможного органического генеза заболевания, исследование высших психических функций, интеллекта ребенка, а это позволяет оценивать динамику. Также через год после курса семейной психотерапии может быть использован катамнестический метод оценки, когда мы еще раз встречаемся с семьями и беседуем о том, как семья себя ощущает спустя время. Вполне наглядным критерием эффективности является уменьшение частоты обострений психосоматического заболевания. Если мы видим, что до обращения к психотерапевту приступы были регулярно, в процессе терапии они значительно снизились и уже в течение года не возобновлялись – позитивная динамика налицо. В результате терапии, как правило, происходит снижение интенсивности симптомов или наступает стойкая ремиссия. Процент улучшения соматического и психологического состояния детей достаточно высокий. Возможно, в некоторых сложных случаях может быть показана дополнительная психотерапия, уже не настолько интенсивная. В рамках психоанализа выстроить структурную работу и отслеживать динамику невозможно, так как этот вид психотерапии часто сводится к игровой терапии, выражающейся в игровых действиях и сопровождающей их вербализации.

Типы запроса

Запросом называется явно выражаемая клиентом просьба или жалоба, содержащая словесную формулировку своих трудностей, разрешения которых он ждет от психолога.

  1. Неконструктивные запросы

  1. Нереалистичные запросы. Такие запросы содержат в себе пожелание, которое явно невозможно выполнить, обычно оно предусматривает в качестве цели какое-то идеальное состояние. Клиент использует слова типа «всегда» или «никогда». «Хочу всегда быть спокойным» или Хочу больше никогда не злиться на мужа/жену» или «Как сделать , чтобы ребенок всегда меня слушался?» и т.д. Люди с подобными запросами ориентированы на идеализированные требования (перфекционизм) к себе, к людям и миру. На самом деле их пожелания служат лишь средством защиты от реальных проблем, решения которых они избегают. Им следует оказать помощь в переформулировании своих запросов, для этого необходимо показать неосознаваемые ими проблемы. «Наверное вам почему-то трудно сохранять спокойствие». Следует предложить клиенту для начала избавиться от завышенных и нереалистичных требований к самому себе, а затем поставить другие задачи.

  2. Неопределенные запросы. Клиент не может конкретно определить, что же он хочет. Например, клиент рассказывает длинную историю (или много историй) не делаю выводов и не формулируя своих желаний. Или формулирует проблему совершенно абстрактным и заумным способом, или просто высказывает гнев и возмущение по поводу других людей, или рассказывает о чем-то для него эмоционально значимом, но не говорит,что бы он хотел получить от терапевта. Такие клиенты часто либо сами не понимают, что они хотят, либо надеются на инициативу терапевта, ждут совета как от друга, хотят, чтобы их пожалели, либо бояться терапевта и т.п. Следует задавть наводящие вопросы и максимально конкретизировать запрос. Можно спросить «Чем же я могу вам помочь?».

  3. Манипулятивные запросы. Такой запрос содержит в себе просьбу об изменении не самого обращающегося, а третьих лиц, т.е. об управлении другим человеком без его согласия. Потрясает вопиющая безграмотность подобных обращений. В случае манипулятивного запроса психолог должен разъяснить, что мы не можем решать проблемы третьих лиц заочно, тем более если они этого не хотят. Такой запрос следует перевести в русло работы с самим обращающимся, с его проблемами, которые могут быть связаны с третьими лицами. Манипулятивный запрос проявляется в желании управлять отношениями другого, его мнением, его желаниями, поведением или эмоциями. Это неприемлемо. Особый случай – стремление клиента манипулировать самим психологом. Психолог может обнаружить его не сразу, но чем раньше, тем лучше. Некоторые клиенты приходят на консультацию только лишь для того, чтобы «победить» терапевта, или доказать что с ним все равно нельзя ничего сделать, или заставить терапевта проявлять к ним жалость, или для того, чтобы терапевт принял на себя ответственность за проблемы клиента и т.д.


  1. Конструктивные запросы

  1. Запрос об информации. Клиент хочет просто получить психологическую информацию по важным для него вопросам. Такие запросы достаточно часто встречаются ввиду вопиющей психологической безграмотности населения, нехватки популярных знаний по многим важнейшим темам, распространенности ряда заблуждений. Две формы такого запроса:

А) Запрос о границах нормы или причинах симптома. В данном случае клиенты интересуются тем, насколько серьезно то, что их дети, близкие или они сами проявляют какие-то неадекватные способы поведения или эмоциональные реакции;

Б) Запрос о возможностях психологического изменения и его прогноз. В этом случае клиентов волнует вопрос о возможности коррекции, прогноз событий, если заниматься или не заниматься коррекцией, какая нужна коррекция, какова ее длительность и т.д.

  1. Запрос о помощи в самопознании. Этот запрос имеет много общего с предыдущим, но требует более глубокого исследования. Три формы:

А) об определении способностей или выбора профессии; Здесь, прежде всего, необходима психодиагностика, порой лучше переадресовать запрос к специалисту в области профориентации. Однако может понадобиться простое собеседование, и иногда терапевтическая работа.

Б) о структурировании Я-концепции; Этот вариант предполагает исследование личности. Человек интересуется, какой он на самом деле, какой у него характер. Следует выяснить, а какие мотивы заставляют клиента искать ответ на вопрос, а что в его жизни не так.

В) о помощи в самопринятии и самопонимании. В Данном случае клиент хочет лучше понять самого себя, уладить какой-то внутренний конфликт, понравиться самому себе. В подоплеке таких запросов может быть чувство вины, родительские директивы типа «ты не такой» и др. глубинные причины. Поэтому здесь необходима серьезная терапевтическая работа.

  1. Запрос о помощи в саморазвитии. Несколько форм такого запроса:

А) о развитии когнитивных способностей(памяти, мышления, внимания и т.д.) В этом случае клиента лучше перенаправить в одну из многочисленных групп, занимающихся тренингами соответствующих способностей, или посоветовать соответствующую литературу для самостоятельных занятий. Однако следует выяснить почему возникла такая потребность, не скрывается ли за этим какая-то другая проблема, или комплекс неполноценности.


Б) о развитии коммуникативных навыков (общения)Данный вариант запроса решается также за счет специальных тренингов различного уровня и направленности. Существуют тренинги межличностного общения, тренинги уверенного поведения, тренинги делового общения и т.д. Также следует разобраться в подлинных мотивах клиента, может быть дело не в отсутствии навыков общения, а в наличии каких-то комплексов.

В) о развитии навыков саморегуляции (релаксации, управления эмоциями и т.д.)Этот вариант лучше всего решается на группах телесной терапии, йоги, релаксации, свободного дыхания и т.д. Иногда можно обойтись простыми советами по саморегуляции.

  1. Запрос о трансформации. В этом случае клиент хочет добиться серьезных изменений в своей личности или состоянии. Существуют четыре основные формы этого запроса:

А) О личностном росте. Это такое изменение личности, при котором достигается ее развитие, переход на новый эмоционально-интеллектуальный уровень. Это качественный переход, когда проблемы предыдущего этапа становятся простыми, легко решаемыми.Человек обретает большую широту взглядов, большую гибкость и способность понимать других людей, начинает воспринимать жизнь стратегически, а не реагировать на ситуацию, развивается его философия жизни. В случае такого запроса рекомендуются группы личностного роста. При этом важно выяснить какую цель преследует клиент, стремясь к личностному росту. Это поможет сориентировать его, либо поработать индивидуально.

Б) Экзистенциальный запрос.Предполагает вопросы типа: как найти смысл жизни? Как достичь самореализации? Как жить здесь и теперь? В. Франкл и экзистенциальная психология.

В) Об изменении жизненного сценария. «Хочу стать другим человеком», «Хочу освободиться от груза прошлого и начать новую жизнь». Теория транзактного анализа Э. Берна и теория стиля жизни А.Адлера. Чаще всего причиной неудовлетворительного сценария являются детские решения, принимаемые ребенком на основе родительских предписаний.

Г) О достижении личной целостности. Выражается в первичном ощущении внутренней противоречивости, отсутствии подлинности бытия. «Хочу обрести внутренний мир», «Хочу стать самим собой» и т.д. За этим запросом может скрываться проблема личной идентичности, конфликт между желаниями личности и требованиями общества, последствия родительского предписания «не будь собой».

  1. Запрос о снятии симптома. Это наиболее распространенная форма запроса, когда клиент хочет избавиться от неприятных для него последствий своей психологической проблемы. Другой вопрос, хочет ли он решать эту проблему. Симптомов великое множество, но их можно объединить в следующие группы: