Файл: Дисциплина Психотерапия Практическое задание 3, Модуль Основные направления психотерапии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А) Жалобы на эмоциональные нарушения. Это и депрессии, и фобии, и тревоги, и постстрессовые состояния, и эмоциональные зависимости, и чувство вины и стыда, и душевная боль, и горе, и печаль, и разочарование, и неуправляемый гнев, и навязчивые мысли и действия.
Б)Психосоматические нарушения. Их чрезвычайно много: это головные боли, некоторые болезни органов дыхания (хронический ринит, астма), ряд сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма и др), ожирение, нервная анорексия, булимия, язва желудка и ДПК, запоры, диарея, определенные нарушения работы щитовидной железы, нейродермит, псориаз, ревматоидный артрит, некоторые гинекологические заболевания, предменструальный синдром, сексуальные расстройства.
В) Коммуникативные проблемы. Это не просто отсутствие навыков общения. Коммуникативные трудности могут быть следствием социофобии, речевой фобии, чувства стыда или вины, чувства неполноценности или отверженности. Они могут быть результатом тех или иных особенностей характера (вспыльчивость, дистимность), а иногда и следствием серьезного психологического заболевания. К этой категории можно отнести и застенчивость, и неспособность понимать и выражать чувства (алекситимия), и заикание и т.д.
Г) Когнитивные нарушения. Могут затрагивать любые психические процессы, ответственные за познание мира. Это нарушения памяти, внимания, мышления и восприятия, такие как ложные воспоминания, замедленное мышление, рассеянность внимания, те или иные виды амнезии, дезориентировка сознания и т.д.
Д) Нарушения характера. Искажения характера встречаются в той или иной форме повсеместно. Они предопределяют многочисленные психологические проблемы, с которыми сталкивается личность. Такие искажения в психологии называются акцентуациями характера, т.е. когда та или иная черта оказывается сильно выраженной и определяет неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции. При чрезмерном развитии той или иной патологической черты характера можно говорить не об акцентуации, а о психопатии (расстройстве личности). В ходе консультаций можно диагностировать ту или иную черту характера, дать клиенту соответствующие разъяснения, дать совет, как найти позитивное применение данной особенности характера или постепенно компенсировать ее. Консультант должен помнить, что за фасадом многих симптомов и проблем стоят устойчивые черты характера, без коррекции которых первичная задача решена быть не может.
АНАЛИЗ ЗАПРОСА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА
Задача психолога - привести запрос в максимально конкретную форму, доступную для решения, или отклонить его ввиду неразрешимости, но предложить в этом случае реалистичную задачу, решение которой могло бы способствовать личностному росту клиента и улучшения его жизни.
Анализ запроса должен привести к заключению терапевтического контракта между клиентом и консультантом. Контракт всегда сосредотачивает усилия на главной задаче. Без контракта процесс терапии рискует постоянно отклоняться в неизвестном направлении, поскольку каждый частный вопрос может вызывать множество новых вопросов и ассоциаций, в результате производиться много работы, но она остается бессистемной и не приводит ни к каким результатам. (есть виды терапии где контракт не заключается – гештальттерапия, психоанализ, гуманистическая терапия).
Обычно контракт заключается устно в форме выражаемого соглашения о том, какая основная цель должна быть достигнута.
Важнейший смысл контракта состоит именно в том, что клиент обязуется работать над самим собой, ведь без его активного и ответственного участия ничего не получиться.
Над заключением контракта клиент работает вместе с терапевтом, но заключает его, по сути дела, с собой. Контракт иногда необходимо перезаключать по ходу терапии, если выясняется, что какая-то другая задача оказалась более значимой.
Контракты могут быть простыми и неопределенными.
Простой контракт – клиент сразу предлагает конкретную задачу, при этом понятно для чего ему необходимо ее решение, и очевидна его готовность к сотрудничеству.
Неопределенный контракт – клиент затрудняется с формулировкой своей проблемы, может бояться выразить свои истинные цели, может говорить очень неконкретно, не понимая для чего ему все это нужно. И здесь терапевту нужно провести работу по уточнению и формулировке действительно важного для клиента контракта. С помощью следующих средств:
-
Логический анализ (уточняющие вопросы, выявление противоречий, конкретизация понятий и сведение их к определенным терминам и т.п.) -
Упрощение выражений (терапевт просит клиента сказать тоже самое, но простым языком) -
Иллюстрация примером (терапевт просит клиента объяснить проблемную ситуацию с помощью примера) -
Моделирование (проиграть проблемную ситуацию в «здесь и теперь») -
Выявление целей (спросить клиента для чего ему необходимы те результаты, к достижении. Которых он стремиться, «Что вы будете делать, когда данная проблема уйдет из вашей жизни?», «Что вы получите хорошего, когда избавитесь от этой фобии – депрессии, заикания?» «А зачем ванн надо это менять?»)
НЕПРИЕМЛЕМЫЕ КОНТРАКТЫ
В ряде случаев терапевт может столкнуться вроде бы с адекватно сформулированным, мотивированным, но все-таки неприемлемым контрактом, предлагаемым клиентом. Если терапевт допустил ошибку и принял такой контракт, то работа будет неуспешной до тех пор , пока контракт не будет пересмотрен.
-
Родительский контракт. Это контракт исходящий из родительского Эго-состояния клиента. Заключая контракт, он предъявляет к себе требования, которые должен выполнить. Если «должен», это значит, что «не хочет» ничего выполнять. Поэтому, приступая к выполнению контракта, он превращается в Ребенка, который с помощью различных хитростей или прямого саботажа сопротивляется его выполнению. При этом терапевт, который принял контракт, начинает играть роль Родителя клиента, и уговаривает, распекает, пытается добиться от последнего выполнения его собственных пожеланий. В такой ситуации у терапевта ничего не получается, а клиент начинает еще суровее критиковать себя и испытывать свою разросшуюся вину. К родительским контрактам относятся, как правило, все контракты типа перестать пить, курить, переедать, принимать наркотики и т.д. Сюда же могут относится контракты заставить себя учится, писать диссертацию, рано вставать, убирать квартиру и т.д. С позиции Родителя клиент понукает и обвиняет самого себя, а с позиции Ребенка – сопротивляется, испытывает отчаяние и вину. Чувство вины, с его точки зрения, является достаточной расплатой за то, что он ничего не делает для достижения успеха. При обнаружении родительского контракта, терапевт договаривается с клиентом добавить в него следующие слова: «Я все равно добьюсь успеха, даже если это понравиться моему терапевту, моей группе, моей матери(отцу)». Одним из важнейших моментов, позволяющих решить эту проблему, является отказ клиента испытывать вину и стремиться к победе над Родителем. Бывает, что клиент предлагает нормальный контракт, но в ходе работы над его выполнением он незаметно подменяет его родительским, ставя терапевта в позицию Родителя по отношению к себе. При этом отвечает терапевту в духе6 «Да, это все правильно, но…», за этим «но» следует длительное объяснении почему он не может это сделать. Если вы это заметили, то стоит похвалить клиента за силу, ум, изворотливость, проявленные при сопротивлении. Например, «Ты молодец, здорово ты меня провел!», «Ты просто герой сопротивления, я бы тебе медаль выдал!». Так или иначе терапевт работает над тем, чтобы Внутренний ребенок клиента вновь решил жить и быть здоровым, чтобы клиент хотел добиться результата для себя, а не потому что он должен кому-то. -
Контракты на изменение других. Клиент считает, что для решения его проблемы необходимо, чтобы изменился не он, а кто-то другой: жена/муж, родители, дети, все люди на свете… А они об этом даже и не знают. На самом деле такая постановка вопроса помогает ему избегать ответственности за свои проблемы, он уверенно связывает свои страдания с поведением других людей или обстоятельствами или отрицает свою автономию. Более того, он настаивает на своей зависимости, он представляет себя жертвой других людей, не имеющей своей воли и, похоже, не имеющей разума. Подобный контракт необходимо отклонять, но вместо него следует предлагать другой, основанный на тех целях, к которым стремится клиент, предлагая достичь их вне зависимости от поведения других людей. Человек сам выбирает свои чувства и поведенческие реакции, никто не может заставить его чувствовать себя плохо и вести себя неправильно, за исключением случаев прямого насилия, угрозы жизни ограбления и т.д. (это краеугольное положение психологии). Если индивид ощущает эмоциональную зависимость от других людей или обстоятельств, то необходимо работать против этой зависимости, помогая ему обрести самостоятельность и уверенность. Если он подвергается эмоциональному шантажу и давлению, то можно помочь ему научиться противостоять подобным воздействиям. Манипулятивный контракт может проявляться не сразу. Сначала предлагается нормальный контракт, скажем, чтобы избавиться от чувства зависти. Однако когда терапевт пытается помочь клиенту изменить свои мучительные чувства, он выдвигает тезис о том, что не может изменить свои чувства, пока не будет иметь то, что не хуже, чем у кого-то другого. Поскольку терапевт не может дать клиенту, то, что тот хочет, то он чувствует себя в ловушке. В таком случае клиенту следует объяснять, что наверное он обратился не к тому специалисту, что психолог является специалистом во внутреннем мире человека, там он и может добиться изменений, но только при содействии самого клиента и никак иначе. -
Игровые контракты. Это контракты, которые втягивают терапевта в игру (по Э.Берну). Клиент хочет, чтобы терапевт одобрил то, что причинит ему боль или сделает его несчастным. На внешнем плане он выдвигает вроде бы благовидную цель, но на самом деле стремиться к достижению другой, скрытой цели, приводящей не к решению, а к усугублению проблемы. -
Вечные контракты. Некоторые клиенты готовы очень усердно работать над достижением цели, которой почему-то никак не могут добиться, но уверены, что в будущем это обязательно свершиться. Когда терапевт предлагает им изменить что-то в себе прямо сейчас, они находят разные предлоги, чтобы этого не делать. Такие клиенты, решая проблему, не рассчитывают на результат, он их пугают, они полагают, что это само произойдет когда-то. Их секретный план - оставаться несчастными до полного исцеления. Деятельность по самоанализу и «косметическому ремонту» становиться самоцелью. Предлагается заключать с такими клиентами единственный контракт – перестать заставлять себя страдать по поводу прошлого. Им необходимо помочь принять самих себя и научиться получать удовольствие от жизни. -
Скрытые контракты. Терапевт может невольно заключить с клиентом скрытый контракт, который препятствует исполнению основного контракта. Скрытый контракт состоит в том, что тем или иным образом терапевт вместе с клиентом отрицают наличие у последнего силы и автономии, достаточных для решения его проблемы, - клиент превращается в жертву. Это скрытое соглашение о том, что клиент может избегать достижения объявленной цели, а терапевт не будет ему в этом препятствовать. Например, терапевт потакает клиенту, когда тот избегает тех чувств, которые следует пережить, когда он не хочет думать над своей проблемой, не хочет действовать. Терапевт соглашается с тем, что клиент не может этого делать. Даже построение тех или иных вопросов порой содержит в себе разрешение на то, чтобы клиент мог избегать ответственности и не справляться с простыми задачами.(Можетели рассказать мне..?, Когданачаласьваша депрессия?). Слова клиента, когда речь заходить о необходимости что-то сделать: - Я попытаюсь, Я попробую. На деле это означает, что клиент собирается заменить действия попыткой. Поэтому необходимо сказать «Пробовать – значит не делать», или иронически «Попробуйте, попробуйте..», или директивно «Не надо пробовать - просто сделайте это прямо сейчас». Еще одно утверждение клиента «Я не могу». Как правило это относиться к простым и очевидным действиям, которые он, конечно же может, но не хочет. Нужно попросить его сказать «Я не хочу» или «Я не буду». (Если терапевт признает, что обстоятельства заставляют человека чувствовать, то клиент тут же оказывается жертвой и проблема не имеет решения.) Человек может считать, что другие люди заставляют его чувствовать злость, вину, унижение, обиду, страх. Однако это справедливо для случаев прямого физического воздействия. Человек сам выбирает свои чувства, и обычно это те чувства, которые уже стали чертой его характера. Еще один прием клиента, заключается в том, чтобы говорить о задаче в неопределенной форме, но так чтобы терапевт принял это выражение за конкретные намерения. Для этого используются слова «может быть», «вероятно», «возможно», «наверное». К категории способов обмануть терапевта и самого себя также относиться «первое жульничество». Клиент обычно в самом начале встречи объявляет о каких-то своих особенностях, которые делают результат терапии маловероятным. Он говорит об этом как бы между делом, и терапевт может этого не услышать, но у клиента создается ощущение, что он честно предупредил и может теперь следовать тому, что сказал о себе.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ
Дополнительные контракты необходимы для успешного выполнения основного контракта. Виды:
-
Клиенту предлагается сказать или вписать в основной контракт определенные фразы. Например, «Я добьюсь успеха даже если это понравиться моему терапевту, моей группе и моей маме.» -
Антисуицидальные контракты. Они необходимы в работе с клиентами, совершавшими попытки самоубийства или имеющими такие склонности. -
Антитабачный, антиалкогольный, антинаркотический. Эти контракты заключаются если ведется работа по избавлению клиента от табачной, алкогольной и т.п. зависимости. -
Антипсихозный контракт, заключается при работе с психотической личностью.
КОНТРАКТЫ С КЛИЕНТАМИ ПОНЕВОЛЕ
Это могут быть алкоголики, которых жены заставили лечиться; наркоманы, которых принуждают лечиться родители; дети с асоциальным поведением; подростки не желающие учиться и т.д. Клиент, пришедший поневоле, считает, что ответственность за его изменения лежит на тех, кто его направил на терапию. Ему это не нужно, и он скорее будет сопротивляться, чем сотрудничать. Поэтому предлагается первым делом узнать у клиента, что от него хотят эти другие, чтобы ни в коем случае не занять их позицию. А потом поинтересоваться, чего он сам бы хотел изменить в себе, чтобы добиться каких-то своих целей. Как ни странно, но решая вопрос об изменениях, которые хотят клиенты поневоле, терапевт способствует и достижению тех целей, которые ставят перед собой те, кто направил к нему этих клиентов.