ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1)Межличностное общение - это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
2)Виды взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт)
3)Императивная стратегия соответствует «объектной» или «реактивной» парадигме в психологии, в соответствии с которой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий.
Использование императивных методов воздействия приводит чаще всего лишь к внешнему кратковременному подчинению со стороны объекта воздействия и не затрагивает глубинные структуры его психической организации. Императивная стратегия наиболее уместна и эффективна в экстремальных ситуациях, где требуется оперативное принятие и исполнение важных для сохранения системы решений в условиях временного дефицита, а также при регламентации иерархических отношений в системах «закрытого» типа.
4)Мтшпулятивная стратегия соответствует «субъектной» парадигме, основывающейся на утверждении об активности и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, где субъект сам оказывает преобразующее воздействие на поступающую извне психологическую информацию. Манипулятив-ная стратегия реализуется главным образом с помощью приемов подсознательного стимулирования, действующих в обход психического контроля, а также так называемых маскировочных и конверсионных техник, блокирующих систему психологических защит или разрушающих ее, выстраивая взамен новую субъективную пространственно-временную организацию, новую модель мира.
5)Развивающая стратегия основывается на «субъект-субъектной» или «диалогической» парадигме, где психика выступает в качестве открытой, находящейся в постоянном взаимодействии системы, которая обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Психика в этом случае рассматривается как многомерное и «интерсубъектное» по своей природе образование. «Развивающая стратегия обеспечивает, в отличие от двух других стратегий, актуализацию потенциалов собственного саморазвития каждой из взаимодействующих между собой систем. Психологическими условиями реализации такой стратегии воздействия являются диалог и обоюдная открытость. Это предполагает, что две системы в состоянии диалога начинают образовывать некое общее пространство и временную протяженность, создавать единое „событие", в котором воздействие (в традиционном, „субъект-объектном" смысле этого понятия) перестает существовать, уступая место пространственно-временному единству этих систем» (Ковалев, 1987). Диалог как обоюдооткрытый процесс предполагает не только достаточно высокий уровень психологической культуры субъекта, но и тот факт, что диалогу надо учиться и учиться постоянно. Должны быть организованы условия для такого диалогического взаимодействия.
6)Понимающее общение – это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.п.
Техника директивного общения – это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей.
7)Транзактный анализ основывается на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.
Основной целью процесса транзактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.
В основе практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти цели; также в контракт вносятся предложения психолога-консультанта и список требований к клиенту, которые он должен выполнять. Клиент решает, какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.
9)8 стилей общения: демократический, либеральный, деловой, разговорно-бытовой, авторитарный стиль, педагогический, ритуальный, отстранение.
10)Идентификация - один из наиболее простых механизмов, который выражается в том, что человек как бы ставит себя на место другого и анализирует, как он бы поступил в данной ситуации.
Эмпатия - это способность эмоционально откликаться на переживания и чувства другого человека, сопереживать ему.
Рефлексия - это процесс осознания человеком того, как он воспринимается или будет восприниматься партнером по общени
11)Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.
Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.
Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.
12)Аттракция – это основная форма познания одного индивида другим, которая основывается на появлении позитивных эмоций между людьми. Партнеры лучше друг друга понимают из-за появления привязанности между ними. Привязанность может быть дружеской или интимного характера.
Один индивид легче принимает позицию другого, если он испытывает к нему положительные эмоции. Весь механизм заключается в следующем. Поступающие к сигналы через органы чувств могут исчезать или же сохраняться. На это влияет их значимость и эмоциональное состояние личности. Сигналы, эмоционально значимые для индивида, пропускает сознание, и они остаются в кладовой памяти, даже если человек этого не сознает. Следовательно, индивид на бессознательном уровне по-другому относится к другому индивиду, не осознавая этого.
Если в момент общения человек посылает особые сигналы: эмоционально значимые, положительные и бессознательные, у другого индивида будет сформировано мнение, что собеседник был приятен в общении. Таким образом происходит формирование аттракции. Данный механизм не позволяет убедить или доказать другому индивиду что-либо. Он только позволяет положительно расположить одного человека к другому.
Механизм аттракции позволяет создать особую установку на другого индивида. При этом в ней преобладают эмоциональные компоненты. В механизме аттракции эмоциональная привязанность появляется у людей с общими взглядами и интересами. Такие отношения позволяют одному индивиду лучше понять другого. Чем больше один человек нравится другому, тем больше этот человек знает о нем, ему интересна и важна новая информация. От первого впечатления во многом зависит восприятие одного человека другим. При этом зачастую собеседники не могут точно сказать, почему им приятен или неприятен собеседник. Мнение формируется на основе подсознательных реакций и эмоций.
13)Модерация — это достаточно сложная форма организации обучения взрослых, обеспечивающая обучение на трех уровнях: 1) предметный (содержательный) уровень; 2) уровень переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровень взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в группе).
Модерация — это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности взрослых, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.
14)Подготовительный
1. Получение заказа на модерацию
2. Изучение ситуации
3. Решение организационных вопросов
4. Построение сценария события
Модератор не должен уповать на девиз «Ввяжемся, а там посмотрим». Необходимо, чтобы заказчик сформулировал цель хотя бы в общем виде. Для структурирования работы группы моде-ратор может использовать различные схемы планирования хода мероприятия.
Технологический
1. Ориентация в проблеме.
2. Определение сути проблемы.
3. Образование групп.
4. Организация расположения малых групп.
5. Организация позиционной динамики, сот-рудничества, соревнования, конструктивных конфликтов.
6. Разработка темы.
7. Презентация.
8. Утверждение плана дальнейшей работы
Технологическое описание групповой работы может содержать комбинацию самых разных модераторских методов и техник. Однако базовыми процессами остаются визуализация, вербализация, позиционирование, обратная связь.
Аналитический
Организация групповой рефлексии
2. Оценка заседания
3. Подготовка отчетной документации
Групповая работа сопровождается обратной связью и завершается итоговым анализом работы. Аналитический этап дает основание для коррек-тировки последующих действий. Обратная связь может быть получена разными способами, но обязательно ориентирована на получение от участников групповой работы информации о содержательной и формальной стороне работы.
15)Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) – оперативный метод решения проблемы, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма основывается на двух основных принципах – «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество».
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: Главное – количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. n Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
16) На сегодняшний день не существует общепринятого определения и понятия «тренинг», что приводит к разнообразному толкованию метода обучения и обозначению этим термином самых разных приёмов, форм, способов и средств, используемых как в психологической практике, так и в образовательном процессе. Однако без такого средства обучения ни деятельность организаций, ни, в целом, эффективная подготовка персонала