Файл: 1 Межличностное общение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ни образовательный процесс сегодня не представляются возможными.

Термин «тренинг» (англ. – train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка.

Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой, учебной или иной деятельности.

17) Эго-психология и ее концепции в групповой работе позволяют объяснить внутреннюю самоорганизацию индивида, его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность социальному работнику понимать поведение клиента как отдельного индивида и как члена группы, анализировать, как происходит индивидуальное приспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется внутреннее беспокойство.

Когнитивные теории и теории социального научения дают возможность социальным работникам интерпретировать и анализировать мотивы поведения индивидов в межгрупповом взаимодействии, определить ценностные ориентации клиентов. Они помогают понять, как члены группы "чувствуют" друг друга, как формируется их знание о мире и ситуации. Опыт группового взаимодействия создает ценностные ориентации, позитивные ожидания, компетентность и навыки социального взаимодействия.

Теория отношений позволяет осмыслять межличностные взаимодействия как фактор взаимовлияния людей друг на друга. Применительно к групповой работе отношения анализируются как определенные устойчивые связи, помогающие клиенту понять свои обязанности в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы в изменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для выстраивания психологической дистанции в процессе межгруппового общения.

Ролевая теория личности подразумевает, что в процессе межличностного взаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения, соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает социального работника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях, формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важно создать условия для личностного роста клиента, улучшить его социальное функционирование в обществе.


18) Основные виды тренинговых групп

Выделяют следующие виды тренинговых групп.

Тренинг-группы (Т-группы) – это вид групп, который по существу «пронизывает» все типы группового обучения.

Признаки Т-группы:

наличие четкого акцента на взаимоотношения между участниками группы, которые устанавливаются и развиваются по принципу «здесь и сейчас»;

объективация субъективных эмоций и чувств участников группы относительного самих себя, что является одним их основных материалов для группового анализа;

обязательное установление доброжелательной атмосферы, в рамках которой все участники будут чувствовать себя свободно и раскованно, в результате чего выраженные ими чувства будут правдивыми и искренними;

установление климата психологической безопасности, обеспечивающего каждому участнику возможность принимать активное участие в тренинге.

Основные цели Т-тренинга:

Снижение барьеров психологической самозащиты и развитие самопознания на личностном уровне.

Понимание тех условий, которые облегчают или затрудняют нормальное функционирование группы.

Установление эффективных межличностных взаимоотношений, позволяющих плодотворно взаимодействовать участникам группы.

Овладение навыками самодиагностики.

Группы обучения (Study groups) - это вид групп, которые были сформированы в качестве альтернативы Т-группам, с целью изучения моделей индивидуального и группового поведения.

Основные отличия S-групп от Т-групп:

центральное место занимает не равенство участников, как в Т-группа, а напротив, лидерство и авторитет;

основой обучения является бихевиоральная ориентация, которая направлена на отучение человека от неэффективных реакций и обучение его эффективным (адаптивным);

основной методикой обучения является репетиция нужного поведения, в условиях различных ситуация, созданных искусственно в рамках группы;

подкрепление правильного поведения и действий, неодобрительная реакция не отрицательное поведение или неудачные действия.

Группы встреч (Encounter-groups) – это группы, которые были разработаны Карлом Роджерсом, прошли длительный путь развития, в начале 60-х годов их принято было называть «группы сензитивного обучения».

Данный вид групп, так же создан на основе Т-групп, но имеет ряд характерных отличий:

за Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно-ориентированы и нацелены на решение вопросов относительно человеческого существования, в условиях данных групп часто применяются индивидуальные занятия;



под E-группами понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько методов групповой работы, в том числе и метод Т-групп.

В настоящее время выделяют до десяти известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием «инкаунтер-группы». Это Т-группы, гештальттерапия, транзактный анализ, эзален эклектик, личностный рост, синанон, психодрама, марафон, психоаналитически ориентированные группы, инкаунтер-тейпс.

19) Группа формируется по принципам:

– гетерогенности: разный пол, возраст, степень знакомства;

– проблемности (для специализированного тренинга): отбор участников в специализированную группу производится на основе предварительного тестирования и индивидуального собеседования в ходе которых подтверждается наличие конкретной личностно-профессиональной проблемы и желание ее скорректировать (незнание технологий карьерного роста, заниженная самооценка, неумение работать в условиях дефицита времени и др.).

– Общее количество членов группы не должно превышать 12 человек.

– Ведущий должен не допустить в тренинговую группу лиц, особенности характера которых могли бы отрицательно повлиять на других участников (невротизм, замкнутость, раздражительность, истероидность и др.).

– Каждый участник должен дать согласие на работу в группе тренинга.
  1. 20) Стадия знакомства

Описание: первый этап, в течение которого происходит знакомство участников, эмоциональная оценка окружающих и ситуации. Участник отвечает для себя на вопросы: Комфортно ли мне здесь? Как поведут себя окружающие? Как лучше себя показать? Кому здесь можно доверять?

Признаки:

  • участники сидят далеко друг от другу, иногда отсаживаются подальше, свои вещи держат рядом

  • позы закрытые

  • участники практически не общаются между собой

  • мало вопросов, возражений

  • участники выполняют задания, следуют правилам

  • активность группы небольшая, основной лидер – это тренер

Задача тренера: озвучить правила работы, познакомить между собой участников, создать комфортную для работы обстановку.

  1. Стадия распределения внутригрупповых ролей

Описание: в группе появляются лидеры, которые делают взаимодействие группы более эмоциональным. Лидеры активизируют группу
, организуют взаимодействие в мини-группах. Также лидеры могут и дезорганизовать работу (уводить разговор в сторону, высказывать многочисленные возражения).

Признаки:

  • группа может разделяться на пары, тройки

  • общение более активное, очень часто может отходить от сути

  • задания могут выполняться невнимательно, группа отступает от правил

  • большая активность, много вопросов, уточнений, возражений

  • есть несколько активных ярких участников

Задача тренера: пользоваться возросшей энергетикой группы, ускорять динамику (повышать сложность заданий, скорость их выполнения), постоянно менять состав мини-групп в упражнениях для скорейшей адаптации участников друг к другу.

  1. Стадия устойчивой работы группы

Описание: максимальная работоспособность, когда вся группа сосредоточенно работает на достижение цели. Участники доверяют друг другу и готовы к сотрудничеству. Микроклимат в группе ровный, спокойный, комфортный.

Признаки:

  • открытые позы, лица спокойные открытые

  • высокая активность

  • участники готовы воспринимать критику

  • группа способна выполнять максимально сложные задачи

  • группа выполняет правила, либо правила адаптируются под запросы группы

  • настроение рабочее, собранное

 Задача тренера: поддерживать работоспособность группы, раскрывать максимально сложную информацию, давать объективную обратную связь.

  1. Стадия завершения группы

Описание: этап завершение общения, когда участники подводят итоги тренинга, резюмируют для себя самое ценное. Участники в эмоционально приподнятом настроении, активны, доброжелательны.

Признаки:

  • участники максимально раскованы

  • активное общение между собой, в котором участники делятся выводами

  • хорошее настроение, возможно небольшое сожаление о том, что тренинг уже завершается

Задача тренера: помочь каждому участнику подвести итоги работы и выделить для себя самое главное. Собрать обратную связь, организовать необходимые процессы – обмен контактами, информацией и др. Завершить общение на позитиве!

21) Выделены профессионально важные качества личности тренера:

- деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность

-рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, эрудиция, широкий кругозор

-коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, обязательность


-эмпативные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, способность к сопереживанию

22) Шаг 1. Пред-тренинговая диагностика потребности в обучении


Пред-тренинговая диагностика, как камертон, некий эталон, под звучание которого настраивается музыкальный инструмент. Инструменты пред-тренинговой диагностики позволяют услышать тот самый камертон обучения, под который вы настроите всю свою программу, как на этапе разработки тренинга, так уже и в процессе проведения.

Когда мы говорим о диагностики потребности в обучении, речь не идёт о том, чтобы решить "учить или не учить", всегда учить! Вопрос касается, чему именно учить, на чем сфокусировать внимание, достижению каких бизнес-целей должен способствовать тренинг, на самом деле.

Существует несколько вариантов провести диагностику потребности в обучении:

  • интервью с Заказчиком обучения;

  • анкетирование и сбор ожиданий от участников тренинга;

  • тестирование уровня знаний;

  • наблюдение на рабочем месте.

Проведение качественной диагностики обеспечит вам как тренеру максимальное попадание в потребности группы и ожидания Заказчика. Для вас как для тренера это несёт очевидные преимущества: благодарность, позитивная обратная связь, рекомендации, дополнительные заказы.

Шаг 2. Формулирование целей тренинга


Когда вы знаете тему тренинга, вами проведена предтврениговая диагностика, и вы имеете чёткое представление о запросе и ожиданиях участников и заказчика, самое время сформулировать цели обучения. Цели интерактивного обучающего курса, т.е. тренинга могут касаться трёх областей:

  • Во-первых, изменение уровня знаний участников тренинга;

  • Во-вторых, изменения уровня владения навыками;

  • В-третьих, работа с ограничивающими установками и убеждениями.

Особую ценность очного обучения и внимания тренера заслуживает третий тип целей на обучение.

Сегодня практически вся информация, в том числе "новейшая" и "уникальная" легко может быть найдена в сети интернет или в книгах. Однако тренинги активно посещают в открытом формате и заказывают в корпоративном. Почему? В ожидании, что на тренинге научат действовать, на практике применять новейшие теории и подходы.

Почему новая информация автоматически не становится руководством для применения, и нужен тренер, наставник, коуч, кто поддержит во внедрении новых моделей поведения в жизнь и формировании навыков. Зачастую информация о новом подходе проходит через фильтры старых привычек, стереотипного мышления и поведения. Поэтому для тренера, который заинтересован в успехе своих клиентов так важно создать на тренинге пространство для самоосознания своих установок и ограничивающих убеждений. Если участники осознали свои успешные и неуспешные модели поведения, у них будет больше оснований и выше готовность трансформировать полученные знания в новые навыки.