Файл: Эмоции и чувства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Группа 21П178в
Студент
С. Е. Тарасова


МОСКВА 2023

Семинарско-практическое занятие №9по теме «Эмоции и чувства»
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией):


  1. Представьте краткую характеристику одного из видов эмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс).


Аффект в психологии — это кратковременное состояние, характеризующееся сильным доминирующим эмоциональным переживанием, которое в значительной степени снижает возможность человека осознавать/контролировать свое поведение. Аффект, обладая свойствами доминанты, не подчиняется волевому контролю и практически полностью подавляет другие психические процессы, вызывая определенный способ разрядки в действии (разрешения ситуации). Аффект характеризуется сужением сознания с четкой фиксацией на конкретных раздражителях, вызвавших его. В психологии принято считать, что это стояние развивается в критической для человека ситуации при его неспособности выйти из критических/опасных ситуаций на фоне переживаемого внутреннего конфликта c разрушением сложившихся стереотипов поведения.

В состоянии аффекта человек остро воспринимает события и не способен адекватно оценить ситуацию, у него могут меняться личностные установки, связанные с критической ситуацией, обусловленные неожиданностью ее возникновения, необычностью/новизной состояния и отсутствием стереотипа реагирования. При этом, аффект может вызываться как биологическими факторами, так и развиваться под влиянием социальных норм/оценок.


Важнейшими признаками аффекта являются:

  • высокий уровень эмоционального напряжения;

  • неожиданность/внезапность возникновения;

  • сужение поля восприятия действительности, окружающей человека/снижение уровня его сознания;

  • интенсивность внутренних психических/физиологический процессов;

  • кратковременность.

В теории аффект рассматривается различными исследователями как закрепившаяся в эволюционном развитии универсальная «аварийная» реакция человека на экстремальную ситуацию, которая не получила своего разрешения, то есть, относится к инстинктивному поведению, выполняющему защитную функцию. Возникает, когда требуется немедленная реакция в неблагоприятной ситуации, а времени на анализ/размышления нет.

Аффект практически тормозит все другие психические процессы, то есть, становится односторонним и «навязывает» человеку способ «аварийного» разрешения ситуации в виде агрессии, бегства, депрессии и др. При этом, аффект вызывает различного рода отклонения в нервно-психических процессах, а также сопровождается глубокими функциональными нарушениями.

  1. Дайте краткую характеристику одного из видов высших чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. Возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и связаны с удовлетворением или неудовлетворением стремления личности соблюдать принятые в обществе правила, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливыми несправедливым.

Проявление нравственных чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д.

Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки не соответствующими этим взглядам – аморальными (жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.). отдельно можно выделить морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом.


К нравственным чувствам относятся: чувства симпатии и антипатии; привязанность и отчуждённость, уважение и презрение, признательность и неблагодарность, доброжелательность, любовь и ненависть, трусость и жадность, злорадство, патриотизм (гордость за свою Родину). Чувства товарищества и дружбы, долга и совести обусловлены системой взглядов и убеждений (мировоззрением). Честь, стыд, гуманность порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующие эти отношения.

Особенность моральных чувств является их социальный характер, социальная значимость; их действенность, т.е. ярко выраженный стенический характер.

III. Кратко раскройте суть теории эмоций (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):

Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера

Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека.

Автор теории – Л. Фестингер. Основные положения данной теории изложены в его работе “Теория когнитивного диссонанса” (1957). До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравнивать себя с другими, причем чем более он замечает расхождений в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен реально оценивать себя. Внутреннее состояние человека при этом оценивается как:

а) консонанс – согласованность в его когнитивной структуре;

б) диссонанс – переживание противоречия между знанием и поведением, между двумя когнициями (элементами когнитивной структуры.) При этом существуют когниции двух типов – относящиеся к среде и относящиеся к поведению.

Когнитивный диссонанс – противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Существование диссо­нан­са, будучи психологически дискомфортным, вызывает стремление умень­шить его или препятствовать его росту. Проявление этого стремления включа­ет: изменение поведения; изменение знаний об объекте; игнорирование ситуации.


Источниками диссонанса могут выступать:

логическая непоследовательность, то есть логическая противоречивость двух суждений (например, человек знает, что вода замерзает при нуле градусов, но одновременно полагает, что стакан льда не растает при + 20о С);

несоответствие когнитивных элементов культурным образцам и нормам поведения;

несоответствие данного когнитивного элемента более широкой системе представлений;

несоответствие прошлому опыту.

Последствия диссонанса:

а) существование диссонанса мотивирует личность уменьшить его и достичь консонанса;

б) личность избегает информации, способствующей росту диссонанса.

Л. Фестингер пытался измерить величину диссонанса между двумя когнитивными элементами, определяя ее как “функцию от важности (или значимости) элементов для индивида”. Общая величина диссонанса будет зависеть от “весовых коэффициентов” когнитивных элементов, подвергаю­щихся сравнению.

Кроме того, на величину диссонанса могут влиять следующие обстоятельства:

важность принятого решения;

степень привлекательности отвергнутой альтернативы;

однородность ситуаций (объектов), подвергающихся сравнению (принадлежность сравниваемых объектов одному и тому же классу вызывает меньший диссонанс).

Один из “защитных механизмов” в снижении диссонанса – стремление человека “рационализировать” свое решение, оправдать сделанный выбор. Меньшую объективность и большую пристрастность в рассмотрении альтернатив после принятия решения Л. Фестингер трактует как “рационализа­цию” решения.

Способами уменьшения диссонанса являются:

изменение поведенческих элементов когнитивной структуры, когда из противоположных, амбивалентных мнений выбирается наиболее подходящее, либо продуцируется интегративное суждение. В данном случае диссонанс выступает как фактор, мотивирующий изменения в когнитивной структуре человека и, скорее всего – изменения его последующего поведения;

изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (мнения, убеждения других людей, которые должны быть подвержены изменению, так как они выступают диссонирующим фактором);

добавления в когнитивную структуру новых элементов. Данный феномен избирательного подбора человеком специальной информации, способствующей уменьшению диссонанса, в психологии называется “селективной экспозицией”.

В дальнейшем в русле данной теории были экспериментально изучены следующие детерминанты возникновения когнитивного диссонанса:


диссонанс как следствие согласия солгать;

диссонанс как следствие преодоления соблазна;

диссонанс как следствие агрессии;

диссонанс как следствие непредвиденных негативных последствий выбора;

диссонанс как следствие напрасных усилий.

Теория когнитивного диссонанса, обратившая внимание на ряд интересных закономерностей и стимулировавшая дальнейшие исследования в области психологического анализа конфликта и объяснения мотивации человеческого поведения, тем не менее, имеет и ряд недостатков. Так, например, анализ мотивирующих человеческое поведение факторов сосредоточен на рассмотрении и взвешивании двух изолированных когнитивных элементов. Не учитывается роль бессознательного, так как человек не всегда может однозначно определить, какие именно когнитивные элементы вызывают диссонанс. Кроме того, одни и те же факты могут по-разному оцениваться человеком в зависимости от контекста, от конкретной ситуации.

IV. Практические задания (выполняются письменно).

  1. Подберите, опишите примеры проявления эмоций, эмоциональных состояний, дайте их анализ (примеры можно подобрать из научной, художественной, биографической и пр. литературы, из фильмов т.д

Недавно прочла «Кузина Бетти» Оноре де Бальзака.

«Любовь и ненависть — чувства, которые питаются сами собою, но из этих двух чувств ненависть более живуча. Силы любви ограничены; жизнеспособность ее зависит от условий существования и степени собственной ее расточительности. Ненависть подобна смерти и скупости, это своего рода действенная абстракция, существующая над людьми и событиями.»

В этом отрывке приводится состояние ненависти в острой стадии её проявления. Героиня де Бальзака не может справиться с этим всепоглощающим её чувством ненависти.

Всё кроется в её детстве, когда она считала, что в детстве недолюбили, недодали, и во всём этом виновата только её кузина, которую любили больше неё. Кузина была красивее, образованнее и перспективнее, чем бедная родственница из провинции. Несмотря на логику, на то, что, сестра и её семья помогала ей как могла, кузина Бетти испытывала непреодолимую ненависть к своей двоюродной сестре и всей её окружающей родне.

Ненависть является отрицательным, интенсивным по длительности окрашенным чувством, которое отражает отвращение, неприятие, враждебность к объекту ненависти (группе, человеку, явлению, неодушевленному предмету). Отрицательное чувство вызывается либо действиями объекта, либо качествами присущими ему. Ненависть может быть связана с удовольствием от неудач объекта, а также с желанием причинения этому объекту зла.