ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нервная система может быть одновременно более сильной в отношении раздражительного процесса и более слабой в отношении активного торможения.
Трудные состояния коры больших полушарий возникают также при перенапряжении подвижности нервных процессов.
Из многочисленных лабораторных проб на подвижность нервных процессов как на более распространенные можно указать пробы на переделку значений антагонистической пары условных раздражителей, на проверку динамического стереотипа действием слабого раздражителя, на «сшибку» двух основных нервных процессов и на выработку запаздывающего условного рефлекса. Мы выделили эти пробы потому, что они являются экспериментальными моделями жизненно важных трудных состояний.
Жизнь требует от человека подвижности нервных процессов, но это не значит, что подвижность всегда положительная черта, а противоположная подвижности инертность — отрицательная.
В западной физиологической и психологической литературе много исследований посвящено проблеме состояния «напряжения».
При реферировании этих исследований советскими учеными нередко термин «стресс» остается совсем без перевода.
Еще в 1929 г. Кэннон обратил внимание на особые синдромы, которые возникают при напряжении или «нагрузке», конкретно имея в виду прежде всего аффективные реакции.
Наибольшее развитие физиология «стресс» получила в работах канадского ученого Ганса Селье (1950).
Психологическая сторона напряжения служила предметом исследований Мирке (1955).
Состояние «стресс» можно, как мы думаем, рассматривать в плане решения организмом и психикой трудных задач.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Следует иметь в виду, что патологические явления функционального порядка вызываются, в нервной системе и психике, как неоднократно указывал И. П. Павлов, неумением или неспособностью человека справляться с трудностями жизни.
Анализируя нервные и психические заболевания, И. П. Павлов часто для их объяснения пользуется двумя
понятиями: «раздражительная слабость» и «патологическая инертность», которая лучше выражает то, что обозначается синонимическими терминами «застойность» и «навязчивость».
Раздражительная слабость — перенапряженность раздражительного процесса, приводящая к сильным
взрывным реакциям; она всегда означает ослабление активного торможения.
При раздражительной слабости часто возникают состояние тревоги и беспорядочность движений.
И. П. Павлов различал взрывчатость первой и второй сигнальных систем от взрывчатости подкорки.
Часто, объясняя нервные и психические заболевания, Павлов прибегал к понятию патологической инертности.
Патологическая инертность выражается в явлениях болезненной стереотипии и персеверации, которые могут относиться как к двигательной области коры, так и к корковым клеткам, связанным с ощущениями, чувствами, представлениями.
Стереотипия и персеверация — один из симптомов истерии.
Весьма характерно состояние патологической инертности для навязчивого невроза, для психических заболеваний с навязчивыми и бредовыми идеями.
Патологическая инертность лежит и в основе паранойи.
Механизмами раздражительной слабости и инертности нельзя объяснить все патологические состояния, хотя во многих случаях патологии они играют очень существенную роль.
Большое значение в патологических состояниях имеет нарушение правильного взаимодействия между корой и подкоркой.
На характер патологического состояния влияет также нарушение правильного взаимодействия двух сигнальных систем.
Психиатры при диагностике психических заболеваний обычно говорят о нарушениях как отдельных психических процессов и функций, так и о болезненных отклонениях личности.
А. Бинэ и Т. Симона в 1909—1910 гг. для каждой основной душевной болезни пытались установить характеризующее ее общее психическое состояние, на фоне которого рассматриваются и симптоматика и отношение больного к болезненным симптомам.
Такими психическими патологическими состояниями, по номенклатуре Бинэ и Симона, должны быть: для истерии— состояние разобщенности различных видов деятельности (явления раздвоения личности, внушаемость- действия, чуждые личности больного и т. п.); для помешательства с сознанием (всякого рода бредовых и навязчивых идей)—состояние конфликта между сознанием и интеллектом, с одной стороны, и волей — с другой; для маниакально-депрессивного психоза — состояние доминирования некоторых функций и видов деятельности; для систематизированного помешательства (например, паранойи) — состояние патологического извращения направленности действий, дезорганизация душевной жизни; для умственной отсталости — задержка развития.
Как принятая Бинэ и его сотрудниками классификация душевных болезней, так и характеристика типических для этих болезней психических состояний едва ли могут претендовать на признание в современной психиатрии и патопсихологии; однако надо считать плодотворными попытки Бинэ найти в краткой целостной характеристике как бы ключ к описанию душевного заболевания. И. П. Павлов, дав направление патофизиологии высшей нервной деятельности, всегда стремился к общим характеристикам нервного или психического заболевания, к выделению основного в состоянии нервной системы больного.
III. Практическое задание.
1. Проведите диагностику по методике «Самочувствие, активность, настроение (САН)») с одним или несколькими испытуемыми(либо самодиагностику), проанализируйте результаты и представьте их(количественный и качественный анализ).
Результаты теста испытуемого:
Самочувствие -2.8
Активность – 2.8
Настроение- 3.9
Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Самочувствие – это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т. п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).
Так как у нашего испытуемого оценка за самочувствие -2.8, мы можем сделать вывод, что на данный момент чувствует он себя неважно.
Активность – 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.
Так как активность тоже на низком уровне – 2.8, то можно допустить, что испытуемый ведёт малоподвижный образ жизни.
Настроение – сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) то есть являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение, будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.
У испытуемого показатели настроения наиболее приближены к норме-3.9, поэтому можно допустить, что сравнительно продолжительное эмоциональное состояние нормальное.
-
Укажите достоинства и недостатки данной методики. Обоснуйте свой ответ в письменном виде.
В описанной методике есть один существенный недостаток. В опросник САН включены довольно общие признаки для многих состояний. Это затрудняет диагностику. К тому же ответы часто крайне субъективны.
Достоинства это теста повторяемость и выявление необходимости отдыха на данный момент.
Так как я проводила самодиагностику, могу с уверенностью сказать, что да, на данный момент и самочувствие моё не очень-то… Я уже пятый час за компьютером, устала, глаз болят, спину ломит, прямо как Матроскин в «Простоквашино»))) Отсюда и активность ниже некуда. Но в целом настроение хорошее, потому что, когда я сдам сессию, у меня начнётся отпуск, и придёт состояние эйфории. А вообще я очень активная и самочувствие чаще всего у меня замечательное, вот поэтому я считаю данную методику не совсем точной, чуть ли не методикой на час. То есть через 15 минут я могу закрыть ноутбук, выйти на прогулку и ответы будут совсем другие.
САН вполне годен для определения самочувствия, активности и настроения у подростков, чтобы выявить насколько и когда им необходим отдых.
Семинарско-практическое занятие №12по теме «Общее понятие о стрессе»
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией):
5.Понятие «фрустрация» и ее характеристика
Фрустрация – это психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимым или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи.
Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.
Принято различать: фрустратор – причину, вызывающую фрустрацию; фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию.
Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и т. д. Фрустрация может возникать, например, в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Состояние фрустрации, как правило,