Файл: Тест по теме Наследственная изменчивость человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Схема решения задачи включает: 1)   генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды - ААВЬ (гаметы: АВ и АЬ); зеленый стебель, красные плоды -ааВЬ (гаметы аВ и ab); 2)   генотипы потомства в F1: АаВВ, АаВЬ, Aabb; 3)   соотношение генотипов и фенотипов в F1: пурпурный стебель, красные плоды - 1 АаВВ : 2 АаВЬ; пурпурный стебель, желтые плоды - 1 Aabb.

 

По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков F1 (1, 2, 3, 4,5).  

Элементы ответа:

1)         признак рецессивный, не сцеплен с полом;

2)         генотипы родителей: Аа х Аа;

3)         генотипы потомков в F1: 1,2- Аа; 3 – АА или Аа; 4, 5 - аа. (допускается иная буквенная символика)

 

У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

Элементы ответа:

1) генотипы родителей: ХАХа (гаметы ХА, Ха), XAY (гаметы ХА, Y);

2) генотипы возможного потомства: ХАХА, ХАХа, XAY;

3) 25 % - XaY нежизнеспособные.

 

У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (Ь). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной.

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: AaBb: AAbb;

2) генотипы потомства: AABb: AaBb; Aabb; AAbb;

3) фенотипы потомства: AABb, AaBb - черные, с длинной щетиной. AAbb, Aabb - черные, с короткой щетиной.

 

По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

Элементы ответа:

1)признак рецессивный;

2)генотипы родителей: мать - аа, отец - АА или Аа;

3)генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы – Аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи).    

 

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.


Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: aabb: aaBb;

2) генотипы детей: aabb; aaBb;

3) фенотипы детей: светловолосый с голубыми гла­зами; светловолосый с карими глазами.

 

Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.

 

 

Как называется метод генетики, позволяющий изучать наследование какого-либо признака у человека в ряде поколений и прогнозировать вероятность передачи потомкам наследственных заболеваний?

Генеалогический метод / метод родословных.

 

При скрещивании коричневых полевок с черными получено потомство черного цвета. 1.Укажите генотипы и фенотипы родительских особей (Р) 2. Укажите генотипы и фенотипы гибридов F1? 3. Укажите генотипы и фенотипы гибридов F2?

Элементы ответа:

1) Р: АА (черная), аа (коричневая);

2) F,: Аа (черная);

3) F2: АА (черная), 2Аа (черная), аа (коричневая).

 

Произвели опыление красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений. Известно, что красный цвет плодов — доминантный признак; желтый — рецессивный; нормальный рост — доминантный; карликовость — рецессивный. Все исходные растения гомозиготны; гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. 1. Укажите генотипы и фенотипы родительских особей (Р) 2. Укажите генотипы и фенотипы гибридов F1? 3. Определите соотношение генотипов гибридов F2?

Элементы ответа:

1) Р: ААВВ (красноплодные растения нормального роста), аавв (желтоплодные растения карликового роста);

2) F,: АаВв (красноплодные растения нормального роста);

3) 9/16 — красноплодные растения нормального роста; 3/16 — красноплодные растения карликового роста; 3/16 — желтоплодные растения нормального роста; 1/16 — желтоплодные растения карликового роста.

 

У матери отрицательный резус фактор крови, а у отца — положительный. 1. Какой резус фактор крови будет у их детей, если генотип отца гомозиготен? 2. Какой резус фактор крови будет у их детей, если генотип отца гомозиготен? 3. В каком из случаев (первом и/или втором) возможен резус конфликт?

Элементы ответа:

1) 100 % детей будут иметь положительный резус-фактор;

2) 50 % детей будут иметь положительный резус-фактор, 50 % — отрицательный;

3) резус конфликт возможен только во втором случае.



 

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Элементы ответа:

1) генотипы родителей: самка aabb, самец АаВЬ;

2) генотипы потомства:   1   АаВЬ серое тело нормальные крылья: 1 aabb черное тело укороченные крылья;

3) так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет АВ, ab, а самка -   один тип гамет ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1 (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи).

 

Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов и характер наследования признаков.

Элементы ответа:

1) генотипы родителей: Aabb (пурпурные гладкие) х АаВb (пурпурные колючие);

2) Генотипы потомков: 3/8 пурпурные колючие (ААВb и АаВb): 3/8 пурпурные гладкие (AAbb и Aabb): 1/8 белые колючие (ааВb): 1/8 белые гладкие (aabb)

3) независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.

 

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая - геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Элементы ответа:

1)         генотипы родителей: кошка ХВХВ, кот - XbY;

2)         генотипы котят: черепаховый - ХВХb, черный - XBY;

3)         пол котят: самка - черепаховая, самец - черный.

 

У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения других больных детей у этих родителей, если ген гемофилии (h) сцеплен с полом.

Элементы ответа:

1) генотипы родителей: мать - XHXh, отец - XHY;

2) генотип сына - XhY;

3) вероятность появления больных детей - 25 % — мальчики.


 

Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?

Элементы ответа:

1) гены расположены в хромосоме линейно;

2) гены одной хромосомы образуют группу сцепления, и поэтому они наследуются вместе;

3) число   групп   сцепления   равно   гаплоидному   набору хромосом;

4) нарушение   сцепления   генов   происходит   в   процессе кроссинговера, частота которого зависит от расстояния между генами.

 

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки - черное оперение (А), хохлатость (В).

Элементы ответа:

1) дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков;

2) генотипы родителей: курица АаВЬ (черная хохлатая) х петух АаВb (черный хохлатый); 3) четыре группы по фенотипу и генотипы потомков: 10 - черных хохлатых - А_В_ 5 - бурых хохлатых - ааВ_ 3 - черных без хохла - A_bb 2 - бурых без хохла - aabb.

 

Почему генотип - целостная система?

Элементы ответа: целостность генотипа обеспечивается

1)         взаимодействием генов (аллельных и неаллельных);

2)         влиянием одного гена на формирование ряда признаков;

3)         влиянием    многих    генов    на    формирование    одного признака.

 

ДЛЯ   чего   применяют   межлинейную   гибридизацию   в   селекции растений?

Для получения эффекта гетерозиса.

 

Скрестили двух кроликов: самка - окраска рыжая, длина уха 15 см; самец - окраска черная, длина уха - 5 см. Определите генотипы родителей и потомков в F1, а также перечислите все возможные генотипы и фенотипы крольчат (F2) от скрещивания между собой потомков первого поколения. Рыжая окраска шерсти (А) и длинное ухо (В) - доминантные признаки. Оба родителя гомозиготны по каждой паре аллелей. Гены не сцеплены.

Элементы ответа:

1) Р:    самка - ААВВ, самец - ааbb;

2) F1:AaBb;

3) F2:  AABB; AaBb; ААВb; АаВВ - рыжие, длинноухие ааВВ; ааВb — черные, длинноухие, Aabb; Aabb — рыжие короткоухие, aabb — черные, короткоухие.

 

Для каких случаев справедлив закон независимого наследования признаков, установленный Г. Менделем?

Закон Г. Менделя справедлив только для тех случаев, когда гены располагаются в разных парах гомологичных хромосом.


 

В чем причина сцепленного наследования признаков?

Причина сцепленного наследования заключается в том, что каждая хромосома содержит большое количество генов. Именно гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцеплено.

 

Почему болезни человека, вызванные генными мутациями, встречаются достаточно редко?

Особенность генных мутаций заключается в том, что, во-первых, они чаще всего носят рецессивный характер, т. е. приводят к образованию рецессивных аллелей. Доминантные мутации встречаются гораздо реже. Во-вторых, изменения в гене не всегда приводят к изменению в синтезе белка. Этому препятствует вырожденность генетического кода. Однако известен ряд случаев, когда изменение всего лишь одного нуклеотида в определенном гене оказывает глубокое влияние на фенотип. В этом случае у гомозиготных по мутантному гену особей развиваются такие наследственные болезни, как серповидноклеточная анемия, фенилкетонурия и др.

Следовательно, правильный ответ можно сформулировать так: «В результате генных мутаций обычно образуются рецессивные аллели, которые проявляются только в гомозиготе. Из-за вырожденности генетического кода генные мутации не всегда приводят к изменению наследственной информации».

 

Почему в природных популяциях растений количество полиплоидных форм увеличивается по мере продвижения на север?

Полиплоидия — это геномная мутация, заключающаяся в кратном увеличении числа хромосом. У растений эта мутация может сопровождаться положительным эффектом, который проявляется в ускорении роста, увеличении размеров, повышении устойчивости организма к болезням и неблагоприятным условиям среды. В частности, некоторые полиплоидные растения становятся более устойчивыми к низким температурам. Ускорение роста способствует тому, что растения успевают отцвести и дать плоды с семенами за короткое северное лето. Таким образом, полиплоиды получают преимущество перед диплоидами. У них больше шансов выжить и оставить после себя потомство.

 

Каковы перспективы использования методов клеточной инженерии в селекции растений?

С помощью клеточных культур получают отдаленные гибриды растений в том случае, если обычная гибридизация половым путем невозможна. С этой целью разработаны приемы объединения хромосомных наборов соматических клеток, взятых от разных организмов. Из полученных гибридных клеток затем выращивается целостный организм. Клеточная инженерия позволяет ускорить селекционный процесс при межлинейной гибридизации растений в 2— 3 раза. Сейчас разработан метод получения гаплоидных растений на основе проращивания гаплоидных пыльцевых зерен на питательных средах. Затем у таких растений удваивают число хромосом и получают полностью гомозиготные