Файл: Задание 4 основные ошибки в технике овладения мячом и способы их устранения Вырывание мяча.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Задание №6

Дайте характеристику основных понятий тактики

Трудно переоценить значение тактики игры для успеха баскетбольной команды. Мало собрать в команду сильных баскетболистов, которые умеют метко бросать по корзине, владеют техническими приемами передач, ведения мяча, заслонов, обладают хорошими физическими качествами. Если эти баскетболисты не будут сыграны, не будут действовать на площадке осмысленно, коллективно, то такая команда не сможет добиться успеха в современном баскетболе.

Тактика игры представляет собой совокупность средств, способов и форм ведения игры и целесообразное их применение против конкретного противника, в конкретных условиях для достижения поставленной задачи.

Может возникнуть вопрос: почему в определении тактики сказано, что целью ее является достижение поставленной задачи, не просто победа в матче. Дело в том, что при составлении тактического плана игры тренеры реалистически оценивают соотношение сил своих воспитанников и соперников, учитывают положение команд в турнире, физическое и психическое состояние игроков, важность победы в предстоящей и последующих играх и в зависимости от этого ставят перед баскетболистами задачу на матч. Эта задача - не обязательно победа. В практике даже в крупных международных соревнованиях нередко встречались случаи, когда тренер настраивал своих воспитанников на проигрыш матча, но с небольшой разницей в счете выигранных и проигранных очков.

Словом, тактика - это область тренерской деятельности и творчества.Тактика игры — это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры.

Современная тактика баскетбола располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Их наилучшее использование возможно только при правильном учете основных факторов, которые реально влияют на данный конкретный матч. Они базируются на всесторонней оценке возможностей своей команды и команды соперника (составы команд, уровень тренированности игроков, их моральное состояние, техническая и тактическая оснащенность и пр.) и учете определенных внешних условий, при которых протекает данная встреча (погода, оснащенность и состояние поверхности площадки, особенности оборудования, реакция зрителей и т.д.). Без учета указанных факторов команда не может достигнуть максимального результата.Существование столь тесной и взаимообусловленной связи между техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характе­ристике индивидуальной активности игроков ввести специальное 
понятие — технико-тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков. Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие.

Средства ведения игры. К средствам ведения игры относятся все приемы техники нападения и защиты. Если баскетболист не владеет техническими приемами, то он не может участвовать в игре и выполнять какие-либо тактические действия. Однако если техническая подготовка направлена на изучение структуры движения того или иного приема, то тактическая подготовка вооружает баскетболиста знаниями и умениями целесообразного применения изучаемых приемов в условиях борьбы двух команд.

Способы ведения игры. Способами ведения игры являются тактические рациональные действия игроков, которые применяются в борьбе с противником (индивидуальные, групповые, командные).

Индивидуальным тактическим действием называется такое действие, которое игрок осуществляет без участия партнера по команде и которое направлено на решение отдельной тактической задачи.

Групповые тактические действия решают часть команд­ной задачи. Они осуществляются при взаимодействии двух, трех и большего числа игроков.

В командных действиях участвуют все пять игроков. Командные действия осуществляются различными способами через различные системы игры и комбинации. Командные действия направлены на решение общекомандной задачи, им подчинены индивидуальные и групповые действия.

А при характеристике целостных командных действий используется термин система игры, подразумевающий специфическое взаиморасположение и взаимодействия всех игроков команды, объединенные единой целевой направленностью (например, система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т.п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность действий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.

Структурной единицей командных действий в нападении является комбинация. Под комбинацией подразумевается заранее изученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков команды в пределах конкретной системы, направленные на создание одному из баскетболистов условий для атаки кольца. Кроме того, комбинация может быть творчески создана и реализована игроками на основе типовых взаимодействий и сыгранности и накопленного соревновательного опыта.


В ходе проведения заранее разученной комбинации пред­полагается логическое ее развитие и завершение в зависимости от сложившейся соревновательной обстановки. Комбинации могут применяться как в динамике матча, так и в статические моменты введения или вбрасывания мяча в игру (при начальном броске, при вбрасывании из-за боковой или лицевой линии или при штрафном броске).

Формы, ведения игры. Формами ведения игры называют внешнее проявление действий команды, связанных с решением определенных тактических задач. Формы могут быть активными или пассивными. В зависимости от применения активных или пассивных форм тактика носит наступательный или оборонительный характер (быстрый прорыв, личная защита). Причем оборонительная тактика может быть и пассивной, и активно оборонительной. Та или иная форма ведения игры выбирается тренером, исходя из обстановки соревнований и реальных возможностей команды. В современном баскетболе принято следующее распределение игроков по функциям (амплуа):защитники, форварды, центровые.

Основные обязанности защитников — четкое руководство действиями партнеров в нападении, а также готовность к заверяю атаки позиционным броском или стремительным проходом; в обороне — сдерживание быстрой контратаки соперников в случае потери мяча, действия на переднем рубеже защиты у своей корзины.

Форварды должны обладать хорошей маневренностью, умен; ем результативно атаковать с дальних и средних позиций, обострять игру вблизи корзины соперников за счет собственного скоростного прохода или нацеленной передачи центровому. Помимо этого они обязаны грамотно осуществлять защитные действия на своих позициях и обеспечивать вместе с центровы подбор мяча на обоих щитах.

Центровые — наиболее высокорослые и мощные игроки в команде, призваны таранить оборону соперников на ближних подступах к их щиту, а также «цементировать оборону собственной корзины: они играют основную роль при борьбе за отскок, при добивании мяча и накрывании бросков соперников.

Количество игроков по функциям на площадке в ходе игр может меняться в зависимости от избранной командой систем игры и складывающейся в матче ситуации.

В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на тактику нападения и защиты.

Каждый раздел ее подразделяется на группы в зависимости от принципа организации действий игроков: индивидуальные, групповые и командные. В свою очередь, каждая из групп, исходя из форм ведения игры, делится на виды (например, индивидуальные действия в нападении могут быть действиями игрока без мяча и действиями игрока с мячом). В зависимости от конкретного содержания игровых действий виды подразделяются на способы. Способы, имеющие различные особенности выполнения, обусловливают проявление вариантов. Например, одним из способов позиционного нападения является система нападения через центрового игрока. Исходя из количества центровых, одновременно оперирующих на поле, эта система может располагать тремя вариантами нападение через одного центрового; через двух и через трех центровых.


На начальном этапе подготовки обучение тактике (развитие ориентировки, сообразительности и т.п.) включается в физическую и техническую подготовку. Для этого в соответствующие упражнения постепенно вводятся дополнительные и усложненные условия. Например, увеличение количества мячей; увеличение различных сложных перемещений, связанных с действиями партнера по упражнению; введение звуковой и, главным образом, зрительной сигнализации; введение сначала пассивного, а затем нарастающего активного сопротивления противника.

При проведении подобных занятий важно, чтобы вводимые дополнительные условия и усложнения не влияли отрицательно на развитие физических качеств и формирование двигательных навыков, лежащих в основе какого-либо технического приема.

После того, как занимающиеся научились ориентироваться в различных условиях игры, перемещаться, преодолевать сопротивление условного противника и т. д., учитель-тренер может переходить к обучению индивидуальным тактическим действиям в нападении.

Совершенствование тактической игры в нападении и защите проводится в следующей последовательности: освобождение игрока от опеки противника и выход на свободное место для получения мяча; целесообразное использование ловли и передачи мяча, ведения мяча и обводки противника, бросков мяча в корзину, сочетаний технических приемов и финтов с наилучшим выбором места на площадке; умение применять в конкретной тактической ситуации наиболее рациональный способ какого-либо технического приема.

Вначале индивидуальные действия нападающего изучаются без помехи со стороны противника. Затем, когда педагог вводит противодействие защитника, начинается изучение индивидуальных тактических действий и в защите. Обычно это происходит при переходе к разучиванию отдельных игровых упражнений и самого процесса игры. В начальной стадии обучения индивидуальным тактическим действиям в нападении тактические действия включаются в техническую подготовку. Для этого в каждое упражнение по технике вводятся такие задания по тактике, которые не только помогают осмыслить технические приемы, но и правильно применять их в изменяющейся игровой обстановке.

Например, правильно определить своевременность и направление передачи мяча, целесообразность применения ведения
, броска мяча в корзину и т, п. Все это должно сочетаться с расположением партнера на площадке и его перемещениями.

При изучении сочетаний технических приемов и финтов необходимо создавать в упражнениях по технике обстановку, характерную для игровых ситуаций, и приучать занимающихся выбирать наиболее рациональные приемы и способы в зависимости от положения партнера или противника.

Например, при построении во встречных колоннах игроки ведут и передают мяч в противоположную колонну, а дальше действуют в зависимости от сигнала педагога: по одному сигналу они следуют за передачей и становятся в конце противоположной колонны; по другому - после передачи мяча возвращаются в свою колонну.

Для одновременного овладения индивидуальными действиями нападающего и защитника целесообразно применять игровое упражнение 1 х 1 на половине площадки. Нападающему нужно обыграть защитника и забросить мяч в корзину, защитнику - оказать противодействие и помешать броску. Третьего партнера вводят в игру для того, чтобы подыграть нападающему получить от него мяч и снова передать в момент отрыва нападающего от защитника. Третий игрок не имеет пра­ва бросать мяч в корзину. Смена функций игроков может проходить через определенные отрезки времени (2-3 мин.) или после каждого перехваченного защитником мяча.

Если в игровых упражнениях и учебных играх занимающийся, исходя из конкретной игровой обстановки, не может самостоятельно выбрать наиболее целесообразные приемы и сочетания, педагог имеет право остановить игру и, сохраняя на площадке соответствующую данному моменту расстановку игроков, сделать все необходимые замечания и исправления.

Если игроки применяют индивидуальные действия без учета игровой обстановки и тем самым ставят в затруднительноеположение своих партнеров, необходимо включать определенные ограничения. Например, игрок, получив мяч, злоупотребляет ведением, в то время, как все его партнеры освободились от своих защитников и находятся в более выгодном положении для броска. В этом случае педагог, объяснив игроку его тактическую ошибку (если она повторялась), передает мяч противоположной команде. Этот же прием можно применить при злоупотреблении необоснованными бросками мяча в корзину. И, наоборот, за правильное или результативное выполнение заранее обусловленного индивидуального действия педагог может начислить команде дополнительные очки.

При проведении игровых упражнений и учебной игры все занимающиеся должны быть под наблюдением учителя-тренера.