Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению лабораторных работ и самостоятельной работе обучающихся Стерлитамак 2018.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Филиал в г.Стерлитамаке
Кафедра «Оборудование нефтехимических заводов»
Определение напряжений и критических скоростей нефтехимического оборудования
Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ и самостоятельной работе обучающихся
Стерлитамак 2018
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров направлений 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», 15.03.02 «Технологические машины и оборудование», 18.03.01 «Химическая технология».
Публикуется в авторской редакции.
Составители: Бондарь К.Е., ст.преподаватель кафедры ОНХЗ
Сулейманов Д.Ф., к.т.н., доцент кафедры ОНХЗ
Лапонов С.В., ст.преподаватель кафедры ОНХЗ
Рецензенты: Иванов С.П., д.т.н., доцент кафедры ОНХЗ
Варисова Р.Р., к.т.н., доцент кафедры ОНХЗ
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2018
Содержание
Введение | 4 |
Правила техники безопасности при работе в учебной лаборатории | 6 |
Инструкция о правилах безопасной работы с электрооборудованием и электроприборами | 7 |
Правила защиты от статического электричества | 8 |
Инструкция по работе с прибором для измерения статических деформаций ИД -70 | 8 |
Тахометр часовой ТЧ 10-Р | 11 |
Лабораторная работа №1 Определение напряжений в днищах различной формы | 16 |
Лабораторная работа №2 Измерение и расчет напряжений, действующих в стенке цилиндра | 25 |
Лабораторная работа №3 Определение критических скоростей вращения вала с одним диском | 34 |
Лабораторная работа №4 Определение критических скоростей вращения вала с несколькими дисками Лабораторная работа № 5 Динамическая балансировка ротора Лабораторная работа № 6 Определение температурных напряжений в корпусе теплообменного аппарата | 51 68 79 |
Список использованных источников | 88 |
Введение
Самостоятельная работа обучающихся направлена на:
- работу с основной и дополнительной литературой;
- работу над темами, вынесенными на самостоятельную проработку;
- подготовку к итоговой аттестации по дисциплине.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает:
- изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
- подготовку к лабораторным и практическим занятиям;
- подготовку к тестированию;
- подготовку к сдаче экзамена (зачета).
При подготовке к занятиям обучающийся должен просмотреть темы, вынесенные на самостоятельную проработку и рекомендованную литературу по данным темам; подготовиться к ответу на контрольные вопросы. Успешное изучение курса требует от обучающихся активной работы на лабораторных и практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Запись конспекта тем, вынесенных на самостоятельную проработку – одна из форм активной самостоятельной работы обучающихся, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Культура записи конспекта – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями. Последующая работа над текстом тем, вынесенных на самостоятельную проработку, воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать аналитическое мышление. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю на консультации. Регулярно отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам. Для выполнения письменных домашних заданий обучающимся необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на практических занятиях. Основным методом обучения является самостоятельная работа обучающихся с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, в том числе из сети Интернет. Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог успешной работы и положительной оценки.
Структура и содержание дисциплины, виды СРО, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, используемого в учебном процессе при освоении дисциплины, перечень оценочных средств 5 для текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине, критерии оценки уровня освоения дисциплины (степени достижения заданного уровня освоения компетенции) представлено в рабочей программе и фонде оценочных средств по текущей успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине на сайте http://www.rusoil.net/.
Правила техники безопасности при работе в учебной лаборатории
1. К работе в лаборатории допускаются лица, прошедшие инструктаж, ознакомившиеся с правилами техники безопасности и расписавшиеся в контрольном листке инструктажа.
2. Перед началом работы необходимо знать:
а) принципиальную схему установки;
б) расположение всех элементов в установке;
в) места, являющиеся опасными элементами;
г) схему включения и отключения установки.
3. Включать установку только согласно инструкции на работу.
4. Нахождение посторонних лиц (студентов, свободных от лабораторных работ) в лаборатории без ведома ответственного за лабораторию не разрешается.
5. Студенты должны находиться только у пульта или рабочего стола установки, на котором выполняется работа. Запрещается находиться на территории лаборатории в местах, не предназначенных для работы студентов.
6. При аварии (пробой, замыкание, загорание) выключить питание установки и немедленно сообщить о случившемся лаборанту или преподавателю. Любой оставленный без внимания факт аварийного состояния установки может привести к несчастному случаю.
7. Не оставлять включенным стенд (установку) без присмотра. По окончании работы выключить установку согласно инструкции, привести в порядок рабочее место и сообщить об окончании работы лаборанту или преподавателю.
8. В лаборатории должна соблюдаться чистота.
9. Запрещается курить в лаборатории и работать без защитных средств.
После знакомства с настоящими правилами безопасности и устного инструктажа, проводимого преподавателем, каждый студент должен расписаться в специальной ведомости (журнале).
Инструкция
о правилах безопасной работы с электрооборудованием и электроприборами
1. Электрический ток может вызвать пожар, взрыв, источником которых может быть искра, нагретые токопроводящие части установок, короткое замыкание.
2. При работе с электрооборудованием и электроприборами возможны случаи поражения людей электрическим током и возникновения пожара, причинами чего могут быть:
а) работы при неисправном электрооборудовании;
б) прикосновение руками или металлическими предметами к корпусам или к другим токоприемникам и оголенным проводам;
в) нарушение правил пользования электроприборами, аппаратами, установками.
3. Работы в лаборатории должны производиться при наличии исправного оборудования. Все неисправности электроприборов и прочего оборудования должны устраняться только электромонтерами.
4. При работе с электрическим оборудованием, находящимся под током, необходимо применять исправные индивидуальные средства защиты (диэлектрические резиновые перчатки, галоши, боты, коврики), а работу производить инструментом с изолированными рукоятками.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Переносить включенные приборы и ремонтировать оборудование, находящиеся под током.
5. Шкафы, в которых установлены электрощитки, должны быть закрыты.
6. Запрещается работать вблизи открытых токопроводящих частей оборудования.
7. В случае загорания проводов или электроприборов необходимо их немедленно обесточить и гасить огонь при помощи сухого углекислотного огнетушителя и покрывала из асбеста.
Правила защиты от статического электричества
1. Правила защиты от статического электричества в полном объеме должны предусматриваться и осуществляться в соответствии с основными положениями "Защиты от статического электричества в производствах химической промышленности".
2. Наиболее опасные потенциалы статического электричества образуются:
а) при движении жидких диэлектриков по трубопроводам со скоростью, превышающей 0,7 - 1,0 м/с;
б) при проведении операции слива и налива, перекачивания и переливания жидких диэлектриков из сосуда в сосуд, особенно при поступлении их в аппарат или емкость свободно падающей струей;
в) человек при известных условиях (например, при хождении по ковру, асфальту, особенно в резиновой обуви, при трении шелковой одежды о тело и т.п.) может также являться носителем статического электричества.
3. Искры статического электричества могут быть источником пожаров и взрывов.
4. Для защиты от разрядов статического электричества и вторичных проявлений молний необходимо заземлять все металлические конструкции.
5. Запрещается использование трубопроводов, содержащих пожароопасные жидкости и горючие газы, в качестве заземлителя.
Инструкция по работе с прибором для измерения статистических деформаций ИД-70
Наиболее простым способом измерения линейных деформаций различных инженерных сооружений: деталей машин, мостов, судов и др. при натуральных и модельных испытаниях в настоящее время следует считать метод проволочной тензометрии.
Этому методу, в основе которого лежит электрический тензометр сопротивления, присущ ряд ценных качеств, определяющих его широкое применение в различных областях науки и техники.
Положительными качествами проволочных тензометров являются:
а) широкий рабочий диапазон измерений;
б) малобазность и малогабаритность;
в) дистанционность регистрации показаний;
г) надежность и достаточно высокая точность измерения;
д) низкая стоимость, простота изготовления и установки датчиков;
е) универсальность измерительной и регистрирующей аппаратуры для измерения.
В целом погрешность измерений при изучении деформаций статического характера не превышает 1,0 - 2,0 %, что вполне допустимо для большинства практических задач.
По своему назначению и конструктивным особенностям тензометры сопротивления делятся на следующие две основные группы:
1. Проволочные тензометры:
а) для измерения упругих деформаций;
б) для измерения упруго - пластических деформаций;
в) для измерения деформаций на поверхностях конструкций, имеющих высокую температуру.
2. Фольговые тензометры
Проволочные и фольговые тензометрические датчики предназначены для измерения относительных деформаций растяжения - сжатия в точках поверхности конструкций, воспринимающих статические и динамические нагрузки. Прибор ИД-70М с питанием от сети назначается для измерения статических деформаций и медленно изменяющихся процессов с частотой измерения не более ½ периода в секунду.
Применяемые проволочные датчики могут иметь сопротивление 50 - 500 Ом и коэффициент чувствительности 1,8 - 2,2.
Приборы работают с двумя датчиками или группами по 9 активных и компенсационных или вторых рабочих с поочередным включением их через штепсельный разъем и переключатель.