Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению лабораторных работ и самостоятельной работе обучающихся Стерлитамак 2018.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Филиал в г.Стерлитамаке

Кафедра «Оборудование нефтехимических заводов»

Определение напряжений и критических скоростей нефтехимического оборудования
Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ и самостоятельной работе обучающихся

Стерлитамак 2018

Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров направлений 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», 15.03.02 «Технологические машины и оборудование», 18.03.01 «Химическая технология».

Публикуется в авторской редакции.

Составители: Бондарь К.Е., ст.преподаватель кафедры ОНХЗ

Сулейманов Д.Ф., к.т.н., доцент кафедры ОНХЗ

Лапонов С.В., ст.преподаватель кафедры ОНХЗ
Рецензенты: Иванов С.П., д.т.н., доцент кафедры ОНХЗ

Варисова Р.Р., к.т.н., доцент кафедры ОНХЗ


© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2018

Содержание


Введение

4

Правила техники безопасности при работе в учебной лаборатории

6

Инструкция о правилах безопасной работы с электрооборудованием и электроприборами

7

Правила защиты от статического электричества

8

Инструкция по работе с прибором для измерения статических деформаций ИД -70

8

Тахометр часовой ТЧ 10-Р

11

Лабораторная работа №1 Определение напряжений в днищах различной формы


16

Лабораторная работа №2 Измерение и расчет напряжений, действующих в стенке цилиндра


25

Лабораторная работа №3 Определение критических скоростей вращения вала с одним диском


34

Лабораторная работа №4 Определение критических скоростей вращения вала с несколькими дисками

Лабораторная работа № 5 Динамическая балансировка ротора

Лабораторная работа № 6 Определение температурных напряжений в корпусе теплообменного аппарата


51

68
79

Список использованных источников

88


Введение

Самостоятельная работа обучающихся направлена на:

- работу с основной и дополнительной литературой;

- работу над темами, вынесенными на самостоятельную проработку;

- подготовку к итоговой аттестации по дисциплине.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает:

- изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

- подготовку к лабораторным и практическим занятиям;

- подготовку к тестированию;

- подготовку к сдаче экзамена (зачета).

При подготовке к занятиям обучающийся должен просмотреть темы, вынесенные на самостоятельную проработку и рекомендованную литературу по данным темам; подготовиться к ответу на контрольные вопросы. Успешное изучение курса требует от обучающихся активной работы на лабораторных и практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Запись конспекта тем, вынесенных на самостоятельную проработку – одна из форм активной самостоятельной работы обучающихся, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Культура записи конспекта – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями. Последующая работа над текстом тем, вынесенных на самостоятельную проработку, воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать аналитическое мышление. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю на консультации. Регулярно отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам. Для выполнения письменных домашних заданий обучающимся необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на практических занятиях. Основным методом обучения является самостоятельная работа обучающихся с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, в том числе из сети Интернет. Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог успешной работы и положительной оценки.



Структура и содержание дисциплины, виды СРО, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, используемого в учебном процессе при освоении дисциплины, перечень оценочных средств 5 для текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине, критерии оценки уровня освоения дисциплины (степени достижения заданного уровня освоения компетенции) представлено в рабочей программе и фонде оценочных средств по текущей успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине на сайте http://www.rusoil.net/.

Правила техники безопасности при работе в учебной лаборатории
1. К работе в лаборатории допускаются лица, прошедшие инструктаж, ознакомившиеся с правилами техники безопасности и расписавшиеся в контрольном листке инструктажа.

2. Перед началом работы необходимо знать:

а) принципиальную схему установки;

б) расположение всех элементов в установке;

в) места, являющиеся опасными элементами;

г) схему включения и отключения установки.

3. Включать установку только согласно инструкции на работу.

4. Нахождение посторонних лиц (студентов, свободных от лабораторных работ) в лаборатории без ведома ответственного за лабораторию не разрешается.

5. Студенты должны находиться только у пульта или рабочего стола установки, на котором выполняется работа. Запрещается находиться на территории лаборатории в местах, не предназначенных для работы студентов.

6. При аварии (пробой, замыкание, загорание) выключить питание установки и немедленно сообщить о случившемся лаборанту или преподавателю. Любой оставленный без внимания факт аварийного состояния установки может привести к несчастному случаю.

7. Не оставлять включенным стенд (установку) без присмотра. По окончании работы выключить установку согласно инструкции, привести в порядок рабочее место и сообщить об окончании работы лаборанту или преподавателю.

8. В лаборатории должна соблюдаться чистота.

9. Запрещается курить в лаборатории и работать без защитных средств.

После знакомства с настоящими правилами безопасности и устного инструктажа, проводимого преподавателем, каждый студент должен расписаться в специальной ведомости (журнале).
Инструкция
о правилах безопасной работы с электрооборудованием и электроприборами
1. Электрический ток может вызвать пожар, взрыв, источником которых может быть искра, нагретые токопроводящие части установок, короткое замыкание.

2. При работе с электрооборудованием и электроприборами возможны случаи поражения людей электрическим током и возникновения пожара, причинами чего могут быть:

а) работы при неисправном электрооборудовании;

б) прикосновение руками или металлическими предметами к корпусам или к другим токоприемникам и оголенным проводам;

в) нарушение правил пользования электроприборами, аппаратами, установками.

3. Работы в лаборатории должны производиться при наличии исправного оборудования. Все неисправности электроприборов и прочего оборудования должны устраняться только электромонтерами.

4. При работе с электрическим оборудованием, находящимся под током, необходимо применять исправные индивидуальные средства защиты (диэлектрические резиновые перчатки, галоши, боты, коврики), а работу производить инструментом с изолированными рукоятками.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Переносить включенные приборы и ремонтировать оборудование, находящиеся под током.

5. Шкафы, в которых установлены электрощитки, должны быть закрыты.

6. Запрещается работать вблизи открытых токопроводящих частей оборудования.

7. В случае загорания проводов или электроприборов необходимо их немедленно обесточить и гасить огонь при помощи сухого углекислотного огнетушителя и покрывала из асбеста.
Правила защиты от статического электричества

1. Правила защиты от статического электричества в полном объеме должны предусматриваться и осуществляться в соответствии с основными положениями "Защиты от статического электричества в производствах химической промышленности".

2. Наиболее опасные потенциалы статического электричества образуются:

а) при движении жидких диэлектриков по трубопроводам со скоростью, превышающей 0,7 - 1,0 м/с;

б) при проведении операции слива и налива, перекачивания и переливания жидких диэлектриков из сосуда в сосуд, особенно при поступлении их в аппарат или емкость свободно падающей струей;

в) человек при известных условиях (например, при хождении по ковру, асфальту, особенно в резиновой обуви, при трении шелковой одежды о тело и т.п.) может также являться носителем статического электричества.


3. Искры статического электричества могут быть источником пожаров и взрывов.

4. Для защиты от разрядов статического электричества и вторичных проявлений молний необходимо заземлять все металлические конструкции.

5. Запрещается использование трубопроводов, содержащих пожароопасные жидкости и горючие газы, в качестве заземлителя.
Инструкция по работе с прибором для измерения статистических деформаций ИД-70
Наиболее простым способом измерения линейных деформаций различных инженерных сооружений: деталей машин, мостов, судов и др. при натуральных и модельных испытаниях в настоящее время следует считать метод проволочной тензометрии.

Этому методу, в основе которого лежит электрический тензометр сопротив­ления, присущ ряд ценных качеств, определяющих его широкое применение в различных областях науки и техники.

Положительными качествами проволочных тензометров являются:

а) широкий рабочий диапазон измерений;

б) малобазность и малогабаритность;

в) дистанционность регистрации показаний;

г) надежность и достаточно высокая точность измерения;

д) низкая стоимость, простота изготовления и установки датчиков;

е) универсальность измерительной и регистрирующей аппаратуры для измерения.

В целом погрешность измерений при изучении деформаций статического характера не превышает 1,0 - 2,0 %, что вполне допустимо для большинства практических задач.

По своему назначению и конструктивным особенностям тензометры сопротивления делятся на следующие две основные группы:

1. Проволочные тензометры:

а) для измерения упругих деформаций;

б) для измерения упруго - пластических деформаций;

в) для измерения деформаций на поверхностях конструкций, имеющих высокую температуру.

2. Фольговые тензометры

Проволочные и фольговые тензометрические датчики предназначены для измерения относительных деформаций растяжения - сжатия в точках поверхности конструкций, воспринимающих статические и динамические нагрузки. Прибор ИД-70М с питанием от сети назначается для измерения статических деформаций и медленно изменяющихся процессов с частотой измерения не более ½ периода в секунду.

Применяемые проволочные датчики могут иметь сопротивление 50 - 500 Ом и коэффициент чувствительности 1,8 - 2,2.

Приборы работают с двумя датчиками или группами по 9 активных и компенсационных или вторых рабочих с поочередным включением их через штепсельный разъем и переключатель.