Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению лабораторных работ и самостоятельной работе обучающихся Стерлитамак 2018.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одиночные датчики подключаются к прямому входу - клеммы А-О-К. При этом разъем отсоединен, переключатель В может ставиться в любое положение, кроме «ЭТО» и «Тар». Общая точка активного и компенсационного датчика подсоединяется к клемме О. При подключении группы датчиков через разъем датчик от прямого входа должен быть отсоединен.

1. Диапазон измерений. Предел измерений охватывает упругую и пластическую зону деформации различных материалов и складывается из 10 диапазонов переключателя ВЗ по 1000 мкм/м, 10 диапазонов переключателя ВЗ по 10000 мкм/м и реохорда - 2000 мкм/м, что в сумме составляет около 110000 мкм/м, или ε =10% (микрон-метр соответствует деформации ε =1·106).

2. Градуировка. Шкала реохорда проградуирована в мкм/м от 0 до 2000, риски расположены через 10 единиц.

3. Разрешающая способность. Разрешающей способностью прибора следует считать 0,5 деления, что соответствует 5 мкм/м. Для стали с модулем упругости Е = 2,1х105 МПа такая деформация соответствует напряжению 1,05 МПа.

4. Время предварительного прогрева. Время предварительного прогрева до установки стабильных показаний составляет 15 мин.

Проведение экспериментальных работ с приборами включает в себя:

а) подготовку датчиков и установку их в местах измерений;

б) тарировку прибора ИД;

в) снятие показаний и обработку результатов;

Порядок выполнения операций;

а) подать питание и прогреть прибор в течение 15 мин;

б) проверить работоспособность прибора, для чего переключатель В1 установить в положение эталон нуля «ЭТО» и сбалансировать прибор переключателями В2, ВЗ и реохордом «Настройка», записать показания;

в) переключатель В1 поставить в положение «Тарировка» («Тар»), при этом дается разбаланс моста в 0,1 Ом. На шкале реохорда должна быть разница, равная 417 делениям применительно к типовой тарировке (R=120 Ом, К=2);

г) подключить датчики;

д) подключить к входу одну из измеряемых точек;

е) произвести балансировку входного моста и снятие исходных (нулевых) показаний, для чего: установить грубый баланс с помощью переключателя В3, оставив его в положении, при котором стрелка индикатора резко перебрасывается с одной стороны на другую, если с помощью переключателя диапазонов В3 датчики не балансируются, тогда балансируют переключателем расширенных диапазонов В2, а затем уже переключателем В3, выполнить точную наводку на ноль, снять показания, которые складываются из номера диапазона переключателя В3 (или переключателя диапазонов В3 и В2), и отсчет по шкале реохорда;


ж) повторить операции по пункту «е» для всех датчиков; переключая их на входе прибора переключателем В1;

з) после нагружения конструкции и возникновения деформации повторить операции по пункту «е»;

и) произвести первичную обработку результатов измерения, определив величину деформации как разность между отсчетами при нагрузке и исходными показаниями.
Тахометр часовой ТЧ 10-Р
1 Назначение изделия

Тахометр часовой ТЧ 10-Р (в дальнейшем тахометр) обыкновенного исполнения, класса точности 1,0 предназначен для измерения частоты вращения частей машин и механизмов, имеющих центровочные элементы, и линейных скоростей способом непосредственного присоединения. Область применения универсальная.

2 Технические характеристики

2.1 Пределы измерения:

частоты вращения, об/мин - от 50 до 1000 и от 1000 до 10000;

линейных скоростей, м/мин - от 10 до 100 и от 100 до 1000.

2.2 Допускаемая основная погрешность измерения от верхнего предела измерений:

частоты вращения, % - ±1;

линейных скоростей с помощью дискового наконечника, % - 0,3162 - 0,25

2.3 Рабочий диапазон температур, °С - от минус 10 до плюс 50.

2.4 Тахометр устойчив к воздействию вибрации в диапазоне частот от 10 до 25 Гц с ускорением 5 м/с2.

2.5 Номинальной значение одного деления большой шкалы:

для частоты вращения, об/мин - 10;

для линейных скоростей, м/мин - 1.

Номинальное значение одного деления малой шкалы:

для частоты вращения, об/мин - 1000;

для линейных скоростей, м/мнн - 100.

2.6 Габаритные размеры 25x90x113 мм.

2.7 Масса прибора с наконечником 0,3 кг.

2.8 Средний срок службы тахометра не менее 6 лет.

3 Устройство и принцип работы

Тахометр состоит из счетного и часового механизмов и механизма возврата стрелок.

Счетный механизм (смотри кинематическую схему тахометра ТЧ 10-Р на рисунке 1) состоит из вала тахометра 17, ангренажа и стрелок 1, показывающих число оборотов на циферблате.

Часовой механизм состоит из узла спуска и регулятора. Для включения часового механизма необходимо нажать на кнопку «пуск» 11, которая через штифт сектора взводит заводную пружину. Под действием этой пружины штифт сектора движется в обратном направлении. Вместе со штифтом движется сектор 10 и через триб анкерного колеса 15 передает движение узлу спуска (анкерное колесо 16 и анкерная вилка 34) и узлу регулятора (баланс 12 и волосок 13). Регулятор управляет периодичность действия спуска

, обеспечивая постоянную скорость вращения кулачка 9.

Во время работы узлов спуска и регулятора носик храпового рычага 7 выхо­дит из паза на кулачке 9, скользит по профилю кулачка, и тем самым, освобождает храповое колесо, а вместе с ним и ось, на которую насажена стрелка 1. Стрелка поворачивается до тех пор, пока носик храпового рычага не западает в паз кулачка 9 и не запрет храповое колесо 6 вместе с осью 5. С этого момента колесо 8 будет вращаться вхолостую, так как оно свободно сидит на валу.

Механизм возврата работает следующим образом:

При нажатии на кнопку 2 приходит в движение молоток 3, который нажимает на сердечки 4 возврата стрелок в нулевое положение.

4 Указание мер безопасности

4.1 При измерении частоты вращения линейных скоростей необходимо убедиться в том, что сменный наконечник плотно насажен на вал тахометра.

4.2 При измерении частоты вращения измеряемый вал должен иметь на торце центровочный элемент, а вал тахометра должен быть соосен с измеряемым валом, а рука, держащая тахометр, не соприкасалась с вращающимися частями машин и механизмов.

4.3 При измерении линейных скоростей необходимо, чтобы ось вала тахометра была направлена параллельно оси измеряемого вала или плоскости, в которой расположена движущаяся поверхность, а рука, держащая тахометр, не соприкасалась с движущимися частями машин и механизмов.

5. Подготовка тахометра к работе

5.1 К работе с тахометром допускаются лица, ознакомившиеся с настоящим паспортом.

5.2 Для измерения частоты вращения применяются два вида наконечников с прямым и обратным конусами.

Для измерения линейных скоростей применяются дисковый наконечник. Наконечники должны быть плотно насажены на вал тахометра и не должны спа­дать под действием собственных сил тяжести.

6 Порядок работы

6.1 Для измерения частоты вращения необходимо:

а) наконечник приводного вала тахометра прижать к торцу испытуемого вала так, чтобы оси совпали и вал тахометра пришел во вращение;

б) нажать до упора и отпустить кнопку «пуск» (кнопка «пуск» расположена относительно шкалы у цифры 1000 об/мин), при этом часовой механизм тахометра должен начать работать.

В случае, если кнопка была недожата до упора и механизм тахометра не за­пустился, то по истечении 30 с запуск механизма необходимо повторить нажатием кнопки «пуск» до упора;

в) после остановки механизма отсоединить наконечник тахометра от изме­ряемого вала, произвести отсчет показаний на шкале;

г) установит стрелки на нулевое положение, для чего нажать до упора и от­пустить кнопку «стоп» (кнопка «стоп» расположена рядом с валом тахометра) при этом стрелки должны установиться на нуль. (При недожатии кнопки до упора стрелки на нуль могут не возвратиться, в этом случае, нажатие кнопки «стоп» необходимо повторить),


6.2 Для измерения линейной скорости необходимо:

а) насадить на приводной вал тахометра дисковый наконечник, затем прижать его цилиндрической поверхностью к поверхности, линейная скорость которой измеряется таким образом, чтобы ось вала тахометра была параллельна оси измеряемого вала или плоскости, в которой расположена движущаяся поверхность;

б) дальнейшие действия производить так же, как и при измерении частоты вращения.

6.3 ВНИМАНИЕ! МЕЖДУ ДВУМЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ ВКЛЮЧЕНИЯМИ ТАХОМЕТРА СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ВЫДЕРЖКУ 30 СЕКУНД ВО ИЗБЕЖАНИЕ ИСКАЖЕНИЯ ПОКАЗАНИЙ ПРИБОРА.



1 - ангренаж со стрелками; 2 - кнопка; 3 - молоток; 4 - сердечки; 5 - ось; 6 -храповое колесо; 7 - храповой рычаг; 8 - колесо; 9 - кулачок; 10 - сектор; 11 - кнопка «пуск»; 12 - баланс; 13 - волосок; 14 - анкерная вилка; 15 - триб анкерного колеса; 16 - анкерное колесо; 17 - вал тахометра

Рисунок 1- Кинематическая схема тахометра ТЧ 10-Р


Лабораторная работа №1

Определение напряжений в днищах различной формы

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

  1. Рассчитать напряжения в эллиптическом, сферическом и плоском днищах для заданных значений давления.

  2. Экспериментально определить значения напряжений в вышеперечисленных днищах, нагруженных внутренним давлением.

  3. Сравнить экспериментальные значения с расчетными и определить процентное отклонение.

  4. Сравнить днища разной формы с точки зрения восприятия давления и возникающих в них напряжений. Сделать соответствующие выводы.


1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Составными элементами корпусов химических аппаратов являются дни­ща, которые, как правило, органически связаны с обечайкой аппарата и изго­товляются из этого же материала. Форма днища определяется сопрягаемой с ним формой обечайки, химико-технологическими требованиями, предъявляе­мыми к тому или иному аппарату, давлением среды в нем, конструктивными соображениями и бывает эллиптической, полушаровой, сферической, кониче­ской, плоской (круглой и прямоугольной).
Эллиптические днища

Одной из рациональных форм днищ в цилиндрических аппаратах, с точки зрения восприятия давления, являются эллиптические. Этим объясняется широкое применение в химическом аппаратостроении штампованных (из листового проката) эллиптических днищ.

Стандартизованные и нормализованные штампованные эллиптические днища из различных материалов (металлической и неметаллической конструк­ции) следует применять в соответствующих по материалу сварных и паянных цилиндрических аппаратах вертикального и горизонтального исполнения, ра­ботающих под внутренним и наружным избыточным давлением свыше 0,07 МПа. Их можно применять и в цилиндрических горизонтальных аппара­тах, работающих под наливом и атмосферным давлением.

Толщина стенки эллиптических днищ, нагруженных внутренним избы­точным давлением, рассчитывается по формуле
, (1.1)


где р

-

расчетное давление, МПа;



-

радиус кривизны в вершине днища, для стандартных эллиптических днищ, м;

D

-

внутренний диаметр цилиндрической части днища, м;

Н

-

высота внутренней выпуклой части днища без учета отбортовки, м;

С

-

прибавка к расчетной толщине днища, м;

φ

-

коэффициент прочности сварного шва;

[σ]

-

допускаемое напряжение для материала днища, МПа.