Файл: Урок русского языка по теме Части речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У машины мотор – а у человека (сердце)

У рыбы жабры – а у человека (лёгкие)

- Подсчитайте у кого больше звездочек голубого цвета.

Задание .Весна идет: На лесных полянах тает снег.

(разобрать по членам предложения)
2 группа -имена прилагательные

1. Отгадайте загадку:

Художника этого знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (имя прилагательное)

2. Составь рассказ о части речи:

___________- это часть речи, которая отвечает на вопросы________ и обозначает_________.

3. Запиши 4 примера слов, которые относятся к этой части речи.

Игра «Допиши существительное». Цель: закрепление навыка изменения имен прилагательных по родам.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске записаны прилагательные мужского, женского и среднего рода. Нужно записать рядом с прилагательным имя существительного того же рода. Побеждает команда, которая быстрее всех правильно выполнит задание.

Материал для игры:

Белый …

Белое …

Белая …

Высокая …

Высокий …

Высокое …

Спелая …

Спелый …

Спелое …

Сочный …

Сочное …

Сочная …

Душистое …

Душистая …

Душистый …

Новое …

Новая …

Новый …

Задание 3.Работа по составу.

Сладенького, прекрасный, веселый, хороши, заснеженный, грустную.

1. Игра «Измени число». Цель: закрепление навыка изменения имен прилагательных по числам.

Содержание игры: играют две команды по шесть человек. На доске записаны два столбика словосочетаний прилагательных с существительными. Первой команде нужно записать словосочетания во множественном числе, второй команде – в единственном числе. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

Высокая сосна –

Старший брат –

Толстое бревно –

Поздний час –

Гусиное перо –

Грозовая туча –

Верные друзья –

Сочные яблоки –

Синие плащи –

Спелые колосья –

Серые мыши –

Белые облака –

Игра «Узнай падеж прилагательного». Цель: развитие навыка изменение имен прилагательных по падежам.

Содержание игры: играют две команды по шесть человек. На доске в два столбика записаны сочетания прилагательных с существительными в разных падежах. Игроки
обеих команд по очереди выходят к доске, определяют падежи прилагательных и обозначают их большой буквой сверху. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

Материал для игры:

В синем море

Со старшим братом

За дальним озером

Под ореховым кустом

В зимнюю стужу

На солнечной полянке

По родной стороне

На высоком дереве

В начальную школу


3 группа-глагол .Задание для 3 группы:

1. Отгадайте загадку:

Я страшное дело, какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.
Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет. (глагол)

2. Составь рассказ о части речи:

___________- это часть речи, которая отвечает на вопросы________ и обозначает_________.

  1. Запиши 4 примера слов, которые относятся к этой части речи.


Игра «Кто как передвигается?». Цель: закрепление навыка подбора подходящих по смыслу глаголов.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записываются слова, обозначающие предметы. Игроки подбирают к каждому слову такое слово, которое обозначает, как предмет передвигается, и записывают в тетрадь. Первые три игрока, выполнившие работу, выходят к доске и читают свои слова, ставя к ним вопросы. Тот, кто выполнит все правильно, считается победителем.

Материал для игры: птица, змея, конь, рыба, заяц, собака, человек, кузнечик, бабочка, колесо.

1. Игра «Что делать? Что сделать?». Цель: закрепление полученных знаний о неопределенной форме глагола.

Содержание игры: играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», а другая – глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» Учитель диктует глаголы, а затем проводится взаимопроверка тетрадей учащимися. Те ребята, у кого не оказалось ошибок, поднимают руку. Побеждает команда, в которой большее количество игроков не допустили ошибок.

Материал для игры: закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.


«Кто что делает?». Цель: закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание игры: играют 3 команды (по рядам). На доске записаны в 3 столбика существительные. Задача игроков: определить число существительного, дописать к каждому существительному глагол в нужном числе, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

повара – (варят)

ветер – (дует)

кузнецы – (куют)

ручьи – (текут)

маляр – (красит)

цветы – (цветут)

строитель – (строит)

травы – (зеленеют)

врач – (лечит)

дожди – (идут)

учителя – (учат)

ягоды – (поспевают)

почка – (созревает)

облака – (плывут)

сугроб – (тает)

самолеты – (летят)

певец – (поет)

дети – (играют)

Игра «Кто самый внимательный?». Цель: закрепление навыка нахождения глаголов прошедшего времени.

Содержание игры: участвует весь класс. На доске записано стихотворение С. Баруздина «Бревно». Ученики должны выписать все глаголы прошедшего времени. Победителем считается тот, кто первым выпишет все 12 глаголов прошедшего времени.

Материал для игры:

Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал:

- Нехорошо!

Сказал и знай себе пошёл.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был и хил, и мал.

Он, молча, скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

Игра «Что они делали?». Цель: закрепления умения правильного употребления рода глагола в зависимости от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске записаны в три столбика словосочетания с глаголами прошедшего времени. В глаголах пропущен суффикс «Л» и родовые окончания. Игроки должны дописать суффиксы и родовые окончания у глаголов прошедшего времени и в скобках одной буквой указать род.

Материал для игры:

Фонарь свети…

Дерево стоя…

Лодка плы…

Отец говори…

Вода кипе…

Яблоко созрева…

Лампа свети…

Сосна стоя…

Человек плы…

Мать говори…

Суп кипе…

Груша созрева…

Солнце свети…

Столб стоя…


Бревно плы…

Радио говори…

Варенье кипе…

Огурец созре…
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Задание для 4 группы:

1. Отгадайте загадку:

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

Он, она, они и я,

Это, без сомнения, слова - …(местоимения)

2. Составь рассказ о части речи:

___________- это часть речи, которая отвечает на вопросы________ и обозначает_________.

3. Запиши 4 примера слов, которые относятся к этой части речи.

Задание для 5 группы:

1. Отгадайте загадку:

Мастер числа называет.

Каждый школьник его знает.

Сто, четыре, двадцать пять.

Учимся, друзья, считать. (имя числительное)

2. Составь рассказ о части речи:

___________- это часть речи, которая отвечает на вопросы________ и обозначает_________.

3. Запиши 4 примера слов, которые относятся к этой части речи.
- Каждая группа выходит и отвечает по плану о части речи, остальные оценивают цветом: красный цвет - не согласен, зелёный - согласен.
- Отгадайте ещё 1 загадку:

Словам он руку помощи дает

Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним скверно. (предлог)
- Приведите примеры предлогов. Какую службу выполняют предлоги?
- Как называют в русском языке группу частей речи, которые находятся слева? (Самостоятельные). Справа? (Служебные).
-Молодцы! Вы хорошо справились с этим этапом.


  1. Физкультминутка.



  2. РЕФЛЕКСИЯ.

А сейчас отдохнём и поиграем. Игра «Да. Нет»

  1. Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? (Да)

  2. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)

  3. Имя прилагательное всегда главный член предложения(Нет).

  4. Глагол отвечает на вопрос Что делать?(Да)

  5. Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)

  6. В предложении глагол всегда главный член предложения?(Да)

  7. Имя прилагательное отвечает на вопрос Какой? Какие? (Да)

  8. Глагол обозначает предмет? (Нет)

  9. Имя существительное связано с глаголом? (Да)


- Что повторили мы за урок?(Что называется сущ., прил., гл.)

-Что нового узнали на уроке?(Самостоятельные части речи, служебные)

-Чему научились?(Определять части речи)

-Что вызвало особый интерес?



  1. «САМООЦЕНКА»

Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.
Лист самооценки

  1. На уроке я работал активно - пассивно

  2. Своей работой на уроке доволен – не доволен

  3. За урок я не устал - устал

  4. Моё настроение стало лучше – стало хуже

  5. Материал урока мне был понятен – непонятен

лёгким-трудным