Файл: 1 Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Биологический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Социокультурная теория объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Социокультурный подход объясняет специфически человеческое психическое (ду-ховное) развитие человека как продукт развития общества, всей истории развития человечества. Согласно этому направлению все богатство развития человеческой психики обусловлено присвоением (усвоением) человеком общественно-исторического опыта.

Природа личности сложна, в ней неразрывно связаны биологическая и социальная основы. Существующие точки зрения на природу и базовые факторы развития личности отличаются друг от друга акцентированием различных сторон (биологической, социальной, деятельностной и т. д.), которые разрабатываются как основа личностного развития человека. Многочисленные теории скорее дополняют друг друга, раскрывают многогранность личности при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество. Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять

такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности: - один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности; - второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим - наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние. Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.


Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия "индивид" и "личность" являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии "индивида" не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно яв-ляется очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. Так, сказав "бедные люди" или "богатые люди", мы уже выделили определенные группы людей, отделив их от других групп. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет меньше" по объему и богаче по содержанию. В конце концов, путем персонификации индивида, отдельного человека, мы придем к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть личность. Личность- это понятие весьма богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие "личность" обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино раз-личные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных функций (ролей), которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается "вещью в себе". Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осу-ществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устрем-лениях, - это уже деградирующая личность Лишение индивида общения и возможности выбора, извест-ной свободы действий также отрицательно сказывается на раз-витии личности и ее самочувствии. Чело-век, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посред-ством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.д.) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность. Так же, как трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Такие люди, у которых отсутствуют сво-бода действий, воля или разум, не могут быть ответственными (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за со-деянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки. Вот почему их нельзя судить или осуждать. Мы подошли к очень важной характеристике личности - ее нравственно-духовной сущности и обусловленных ею поступ-ков. В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, лич-ностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, ми- ровоззрением, нравственностью и ответственностью. Безус-ловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутрен-ним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каж-дый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом плане она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологи-ческой смерти.


Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким дру-гим способом, как только в реальной практической деятельнос-ти и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим лич-ность, - это не слова, а дела. И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступ-ков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. Пото-му что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках. Таким образом, быть личностью трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность под-линной личности, требующие постоянного творчества и посто-янных мук совести, страданий и переживаний, очень редко со-четаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем выше и планка ее ответственности перед самой собой и людьми. Это замечательно раскрыли в своих произведениях писатели экзистенциального плана, а особенно Достоевский.

23) Понятие ценности. Виды ценностей. Право и мораль. Нравственные ценности.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia – ценность и logos – учение) – учение о ценностях (см. Философия ценностей); а к сиологический – определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ? ПОЧЕМУ ТОЛЬКО В ХХ ВЕКЕ ПОЯВИЛОСЬ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ?


В переводе с греческого "аксиос" означает "ценность". Соответственно аксиология — это учение о ценностях.

Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его "меньшие собратья", животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?"

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Слово "ценность" было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в ХХ веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что человек далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал. Современный философ сказал бы: "Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал". Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога
, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека.

В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он "развел" истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности.

Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с методами современной философии, поэтому не будем вновь их описывать. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении.

Ценность — это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевтик герменевтическую и т.д.

Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собиранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмориста, один от хохота сползает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает (именно для последнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, как рассказывает М. Жванецкий, остались равнодушны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.

КАК ИЗМЕРЯЮТ ЦЕННОСТИ?


Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характеристикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глубокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следовательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки