Файл: 1 Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, он тоже умеет измерять ценности. "Отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: "5", "4", "3", "2". Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением.

Приведем пример из эстетики, теории искусства. Введем шкалу эстетических ценностей.

Лингвистические переменные всегда можно сопоставить с числовой осью, состоящей из малых или больших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяйстве цены детализируются вплоть до копейки. С другой стороны, часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачтено — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее, доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате своего рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.
24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии

Существует 3 вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональ-ная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из к-рого Бог создал мир. Сначала Бог-творец сам возникает из божественного ничто, а уже потом создает мир. По-этому свобода не создается Богом, т.к. она коренится уже в божественном ничто; Бог-творец не ответственен за ту свободу, к-рая порождает зло. Во власти свободы создавать и добро, и зло. По мнению Бердяева, действия чел-ка абс-но свободны
, т.к. неподвластны Богу, к-рый даже не может их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю чел-х существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, в лишь помогает чел-ку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле, и тогда теодицея не была бы возможна.

Необходимость и свобода.

“Судьба направляе того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.” Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.

Люди обладают знач свободй в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Философское решение проблемы свободы и необходимости их соотношения, деятельности, поведения личности, имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут не мораль, не право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о её нравственной и юридической отвественности за свои поступки. Если люди не обладают свободной, а действуют только по небходимотси, то вопрос об их отвественности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в потерю. Свобода не абсолютна и претворяетяс в жизнь, как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действия. Она тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств приходится в их распоржении для достижения поставленной цели, чем в большей мере они могут воспользоваться благоприятный для них тенденции общественного развития и противодействовать неблагоприятными.

Есть ли у человека свобода и каковы ее границы? В истории социальной философии давались ответы как полностью отрицающие необходимость или свободу, так и пытающие их соединить. С позиций диалектики необходимость и свобода являются противоположностями, находящимися в состоянии единства и борьбы. Именно необходимость (и в первую очередь - необходимость материально-предметной трудовой деятельности людей) выступает основой для их свободы. В свою очередь, все большее развитие свободы позволяет людям более успешно решать в историческом развитии необходимые для жизнедеятельности проблемы, выполнять необходимую для общественной жизни работу.

25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.

Знание
- объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В результате взаимодействия объекта и субъекта появляется новое знание о мире.

Термин “знание” в теории познания употребляется в следующем смысле:

1) любая познавательно значимая, адекватная информация об объекте; 2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением. Подавляющее большинство ученых и философов решают проблему познания позитивно, утверждая, что мир познаваем. Однако существует философское направление, представители которого отрицают частично или полностью возможность познания мира, выявления его закономерностей, постижения объективного и адекватного знания. Такое учение называется агностицизм. Характеристикой агностицизма является: 1. Нельзя понимать его как концепцию, которая отрицает сам факт существования познания. Агностицизм не отрицает процесс познания. Речь идет не о самом процессе познания, а о его возможностях и об отношении результатов процесса познания к реальной действительности. 2. Элементы агностицизма обнаруживаются в различных философских системах. Поэтому агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом. 3. Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие их которых до сих пор не решены. Например, неисчерпаемость и границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия, субъективная форма отражения знания в сознании субъекта.

Процесс познания есть своеобразная форма духовного производства, сложный противоречивый процесс активного творческого отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Процесс познания детерминирован социокультурными факторами и осуществляется человеком как социальным существом, включенным в процесс познавательной деятельности. Теория познания выступает как совокупность знаний о процессе познания и его характеристиках, как итог истории познания, всей материальной и духовной культуры в целом.


Гносеология как раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности, границы, отношение знания к реальности, субъекта и объекта познания, исследуются предпосылки процесса познания, условия достоверности и адекватности знания, критерии его истинности, форм и уровни познания, методы познания и т.д. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “gnosis” - “знание” и “logos” - учение и переводится как учение о познании. Термин “гносеология” используется в следующих значениях: 1) учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека и общества; 2) философская концепция, предметом которой является научное познание в его специфике. В этом случае используется понятие “эпистемология”, оно является тождественным понятиям “гносеология”, “теория познания”. Теория познания тесно связана с онтологией (учением о бытии), диалектикой (учением о всеобщих законах развития бытия и познания), логикой и методологией.

Объект и субъект познания не существуют независимо друг от друга, они тесно взаимосвязаны. Субъект – это источник познавательной активности. Обычно под субъектом понимается индивид. Это не совсем верно. Субъект – это прежде всего индивид со всеми его познавательными способностями. Субъектом может быть так же и микрогруппа, и социальная группа, и класс, и общество. В то же время субъектом может выступать и малая точка в коре головного мозга, где совершается мыслительный процесс. Без познающего субъекта процесс познания не возможен.

Объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Говоря “объект”, мы как бы ставим вопрос: “объект какого изучения?”, а говоря “субъект”, мы спрашиваем: “субъект чего, субъект какого познания?”. Эти понятия относительны. Л. Фейербах писал: “Я” – субъект, а для других – объект. Я являюсь и объектом и субъектом.

Классификация форм знания. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения и осуществляется в многообразных формах:

1. Обыденно-практическое познание. Основой данной формы познания являлся опыт практики людей, повседневной жизни. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, эмпирический опыт, общественную психологию.


2. Игровое познание. Игра представляет способ раскрытия истины путем проигрывания различных вариантов сложных познавательных ситуаций.

3. Мифологическое познание играло важную роль на начальном этапе развития человечества. Это фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественное осмысление природы и общества. Мифологическое мышление - это не просто фантазия, это своеобразное моделирование мира с целью фиксации и передачи опыта поколений. Мифологическое мышление тесно связано с эмоциональной сферой, для него характерно неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака и т.д.

4. Художественно-образная форма познания зародилась в мифологии и получила свое дальнейшее развитие в искусстве. Оно не решает познавательные задачи, но содержит в себе громаднейший потенциал познания. Искусство является весьма важнейшим способом раскрытия истины.

5. Религиозное познание обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними природным и социальным силам. Однако религия не воспроизводит знания в систематической теоретической форме и не производит объективное знание. Для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.

6. Философское познание.

7. Научное знание, будучи рациональным, в качестве компонентов содержит и эмоции, и веру.

8. Знание - активное постижение познаваемых предметов и явлений.

Научное знание - это личностное знание. Личностное знание предполагает интеллектуальную самоотдачу. В этом знании выражается сама познающая личность, ее заинтересованное отношение к знанию, личностный подход к трактовке и использованию полученного знания, собственное осмысление (рефлексия) в контексте индивидуальных особенностей познающего субъекта. Личностное знание - это и переживание субъекта.

Типологизация знания может быть проведена по различным критериям. Можно выделить знания рациональные и эмоциональные, феноменолистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (количественные концепции), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и др.

26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы

Агностици́зм - направление в философии, отрицающее возможность объективного познания окружающей действительности субъектом посредством собственного опыта.