Файл: пути повышения результативности противодействия коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В.ЛОМОНОСОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

На тему:

«ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

Выполнили:

студентки 1 курса, группы УП-1

Лычагина София Валерьевна

Васина Софья Сергеевна
Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент

Афанасьева Оксана Николаевна


Москва 2022

Оглавление





Введение 3

1. Понятие и сущность коррупции 5

2. Причины возникновения коррупции на современном этапе 8

3. Анализ мер противодействия коррупции в РФ 12

Заключение 19

Список использованных источников 21


Введение



Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы такое социально-негативное явление, как коррупция, является огромной угрозой и проблемой мировой безопасности в большом количестве государств, в том числе и в России. В нашей стране данное явление замедляет экономический рост, снижает рейтинги органов государственной власти, увеличивает количество преступных деяний. Основываясь на данных Следственного комитета Российской Федерации, за последнее десятилетие создано более 90 000 уголовных дел, в которых регистрировался доказанный факт совершения коррупционного правонарушения. У правоохранительных органов получилось взыскать материальный ущерб с преступников, общая сумма которого составила больше 33 млрд рублей и, вдобавок, совершить арест имущества на сумму 79 млрд рублей [7, с. 94]. В такой ситуации необходимо внедрение эффективных мер государственной антикоррупционной политики. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 является своевременным и значимым. Согласно данному указу, на органы государственной власти необходимо возложить обязанности по проведению целевых действий, направленных на построение эффективной системы предотвращения коррупционных преступлений, а также на снижение рисков возникновения негативных явлений на государственном уровне.


Степень разработанности исследования определяется тем, что множество ученых изучали пути повышения результативности противодействия коррупции, например: Айрапетян Д.А., Автономов А.С. [5, с. 132], Агапова Г.Г. [6, с. 89-92], Байдуллаев В.В. [10, с. 114-118], Бондарь Н.С. [11, с. 36-55], Бочарников И.В. [12, с. 374–381], Братановский С.Н. [13, с. 256], Габидуллин Р. [14, с. 303], Голубовский В.Ю. [16, с. 7], Ершов Ю.Г. [17, с. 13], Казаков И.Г. [18, с. 36-39], Ковалев О.Г. [19, с. 9-11], Королев И.А. [209, с. 259-261], Кудашкин А.А. [22, с. 3], Куракин А.В. [23, с. 36-44], Мелконян А.В. [24, с. 37-39], Синюкова Т.Н. [28, с. 333-337] и др.

Объект исследования - общественные отношения, связанные с коррупцией.

Предметом исследования - противодействие коррупции.

Целью исследования является определение путей повышения результативности противодействия коррупции.

Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- определить понятие и сущность коррупции;

- сформулировать причины возникновения коррупции на современном этапе;

- провести анализ мер противодействия коррупции в РФ.

Гипотеза данного исследования следующая: повышение результативности противодействия коррупции способствует эффективному развитию государства в ликвидации коррупции в государственной и муниципальной власти.

Основными методами исследования являются: синтез, анализ, правовой анализ, исторический анализ, сравнительный анализ, статистический анализ.

Структура исследовательской работы представляет собой следующее: введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

1. Понятие и сущность коррупции



В настоящее время коррупция определяется как крайне отрицательное уголовно-правовое явление, которое негативно влияет на ветви власти и сдерживает развитие в социальной и других сферах деятельности. Анализ научной, монографической и учебной литературы указывает на отсутствие детального и глубокого изучения данного явления.

Коррупцию можно определить как общественное, экономическое и социально-негативное явление, охватывающее все страны в мире и заключающееся в стремлении обрести желаемые ресурсы противоправными действиями, воспользовавшись собственными должностными полномочиями. Разработка антикоррупционных мер на государственном уровне станет главным инструментом при устранении коррумпированной системы.

Авторы выделяют различные определения понятию «коррупция». И. Г. Казаков [18, с. 37], подчеркивает тот факт, что именно комплексный подход помогает целиком и полностью изучать проблемные ситуации коррупционного характера, а также выработать системное представление о сущности данного отрицательного явления, таким образом, принимая в расчет и разнообразные следствия его образования, и детерминанты. Обращаясь к «Толковому словарю русского языка», термин коррупция определяется как фактор незаконного обогащения, выражаемого во взяточничестве, всевозможных хищениях, а также в срастании с криминогенными структурами, а в «Юридической энциклопедии» – как деятельность, совершаемая посредством использования разнообразных

полномочий должностными лицами и органами, и направленная на достижение одной только единственной цели – личного обогащения [13, с. 7].

По преступной характеристике коррупцию связывают со взяточничеством и продажностью. Основываясь на данной информации, можно прийти к выводу о том, что данный термин обладает совершенно различной оценкой. Исследователь О. Г. Ковалев [19, с. 9–11] подтвердил, что коррупция может быть рассмотрена как асоциальное явление, которое оказывает сильные воздействия на основу и механизмы государства в целом, в том числе разлагает его с помощью передачи должностному лицу из органов власти определённых безграничных и бесконтрольных полномочий.

А. С. Автономов [5, с. 132] рассматривает коррупцию как явление негативного характера, вовлекающее в себя различные условия, способствующие использованию должностного положения уполномоченными лицами в личных целях. Следовательно, совокупным обозначением данного явления служат мысли различных авторов о том, что уполномоченные лица в собственных выгодах пользуются своим должностным положением с намерением обогащения. При анализе различных мнений и взглядов известных ученых, мы поддерживаем точку зрения профессора В.В. Байдуллаева [10, с. 114-118], предлагающего не только относиться к коррупции как к явлению более предметному, выражающегося в оценивании такого полномочия, которое предоставляется государственным служащим, и, в таком случае, заниматься рассмотрением сущности коррупции только в контексте злоупотребления государственной властью, но и соотносить принципы целесообразности и коррекции отдельных правомочий, ставя по главу угла их разумность и обоснованность, попутно дифференцируя ответственность за злоупотребление ими.

В данной ситуации отечественные законодатели не стали выделяться необычной точкой зрения и де-факто заимствовали главные признаки в определении рассматриваемого негативного явления в тех международных актах, которые устанавливают его сущность за рубежом. Такими актами являются Конвенция ООН против коррупции (2003 год) и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 год). На основании документов и российского законодательства, в группу коррупционных преступлений необходимо включить ст. 160, 174-174.1, 175, 201, 204, 285, 290-291, 296, 302, 303, 309 Уголовного Кодекса Российской Федерации. На основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ можно отметить отсутствие конкретного перечня статей, относящихся к данной группе преступлений.


По большей части, они определяются произвольно, в то время как преступления против государственной власти, а также аналогичные деяния являют собой коррупционный феномен, а потому определяются уголовным законодательством как коррупционные. К примеру, Агапова Г. Г. [6, с. 89-92] соотносит преступления подобного типа между собой, попутно подразделяя их на:

1) условные, т. е. те, где коррупциогенный фактор не является опосредованным;

2) общественно опасные действия, которые могут существовать только при условии образования определенных требований. Ко второму пункту относятся деяния, предусмотренные ст. 1411 , 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. «а» ч. 2 ст. 2261 , п. «б» ч. 2 ст. 2291 , ст. 289, 290, 291, 2911 УК РФ.

Как мы можем заметить, при рассмотрении нормативных актов не было замечено единообразного понимания и определения данных категорий правонарушений, это говорит о том, что в данной ситуации требуется детальная и глубокая проработка данной проблемы. Например, внутренние нормативные источники прокуратуры ч. 3 и 4 ст. 159, ст. 174-1741 , 201, ч. 3 ст. 210, ст. 285-2851 -2852 , ч. 1-2, п. «в» ч. 3 ст. 286, ст. 289, 290-2911 , 292 в равной степени относятся к правонарушениям, входящим в коррупционный перечень (см. Приказ Генпрокуратуры России от 29 августа 2016 г. № 528) [12, с. 303]. Давая характеристику коррупции, следует отметить, что совершение деяния лицом с использованием служебного положения является данным видом преступления. И это позволяет отнести совершенное преступление к коррупционным, что и требует особых мер борьбы [14, с. 37].

2. Причины возникновения коррупции на современном этапе



Ранее нами было установлено, что коррупция – это негативное явление в обществе, требующее внедрение серьезной антикоррупционной политики. Причинами появления данного феномена являются: отсутствие экономического роста, ведущее к бедности и социальной незащищенности различных слоёв населения; личные выгоды чиновников; отсутствие веры в благосклонность и добросовестность людей, имеющих доступ к власти. Коррупция образуется и развивается, в основном, в социуме, и связано это с отношениями между людьми, с их интересами. Она влияет на все ветви власти, определяет стандарты взаимоотношений и правил в обществе.

Главной особенностью антикоррупционного законодательства в Российской Федерации является предоставление обществу возможностей по противодействию и борьбе с коррупцией, однако данная система все еще несовершенна. Тем не менее, коррупция существует на всех ветвях власти и возникает в случае появления возможности управления некоторыми элементами социальной структуры общества. Должностные лица, совершая преступные деяния, связанные с коррупцией, действуют в корыстных и личных целях ради получения материальных благ, тем самым подвергая общество экономическому и социальному бедствию. Коррупционные преступления свойственны определённым уполномоченным лицам как вследствие собственной заинтересованности, так и вследствие наличия корыстного интереса у противоположных сторон, влекущее за собой противоправное деяние и разрушение морального облика задействованных лиц [9, с. 374–381].


К тому же, прослеживается прямая связь с выведением денежных средств, украденных из государственной казны, на оффшоры, с личными и материальными выгодами должностных лиц и с попытками влияния на согласование специальных законов с позиции определенной группы лиц. Государственные служащие идут на преступление и осуществляют кражу денежных средств из государственного бюджета в меркантильных интересах при совокупности конкретных обстоятельств. Чаще всего, такие люди непосредственно связаны с государственным аппаратом. Из общепризнанных во всем мире документов следует, что каждая страна, которая имеет демократические устои, сможет противостоять коррупции [24, с. 114–116].

Тем не менее, коррупцию в Российской Федерации основательно и с большим уровнем ответственности стали исследовать только после распада СССР. Основываясь на полученной информации, стало известно, что антикоррупционная политика добьется успеха только при условии её законодательного закрепления. Обращаясь к опыту прежних лет, в нашем государстве в 2006 году наблюдалось ратифицирование важных международных конвенций, одной из которых стала Конвенция против коррупции. В связи с существенными преобразованиями был принят и до настоящего времени действует внеочередной закон – Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, где говорится о том, что является коррупционным действием (ст. 1).

Коррупционные действия в РФ характеризуются: получением взятки или ее передачей, злоупотреблением полномочиями, подкупом, а также реализацией имеющихся служебных полномочий, повлекшую за собой ущерб интересам и правам иных участников отношений и др. Дополнительно необходимо отметить, что все вышеперечисленное считается коррупционным деянием, независимо от того, кем именно оно было совершено – физическими лицами или юридическими лицами [10, с. 256].

Стоит отметить, что данное явление распространено во всех странах мира. Негативным фактом здесь является то, что коррупция постоянна, носит системный характер и её практически невозможно искоренить. Подтвердить это можно мизерным количеством успешных примеров тотальной борьбы с коррумпированной системой власти. Например, в Сингапуре и в Гонконге. Необходимо принять во внимание, что упомянутые страны представляют собой небольшое государство, потому действующие антикоррупционные методы не совсем соответствуют демократическим и нравственным законам [11, с. 128].