Файл: пути повышения результативности противодействия коррупции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На сегодняшний день коррупция в Российской Федерации распространяется на все уровни власти. К сожалению, в нашей стране имидж политической коррупции уже давно считается не преступлением государственного значения, а обыденным безнравственным явлением. Данная ситуация оправдывает привычку передачи и получения взятки, лоббирования интереса государственных служащих и различных организаций, обладающих политической силой [31, с. 105]. Коррумпированность структур неминуемо приводит к смещению целей и задач деятельности государственной власти от всенационального совершенствования экономической политики государства к власти продажных олигархических каст. Из-за этого в обществе наблюдается тотальное разочарование населения в повышении уровня демократизации и результативности противодействия коррупции нынешних органов государственной власти. В целом, коррупция представляет собой сложное, часто встречающееся явление и, к сожалению, процесс развития политических и экономических основ государства практически постоянно сопутствует её росту [16, с. 9].
Нарастание проблем борьбы с коррупцией характерно для кризисных этапов в развитии государства, а особенно тех, которые связаны с серьезным изменением социальных и экономических отношений. Коррупция многогранна, потому в любой конкретной стране она имеет определенные индивидуальные признаки. Так, например, в России коррупция уже является системным явлением, стремится к узакониванию и легализации различных мошеннических сделок, держится на колоссальных финансовых, экономических и политических средствах, тем самым создавая подходящие условия для масштабного увеличения коррумпированности в органах государственной власти [22, с.66-70].
Из большого многообразия значимых факторов, влияющих на увеличение коррупции в государстве, можно выделить следующие: возможность влияния на судебные решения; усиленное вмешательство органов государственной власти в личную жизнь граждан и в экономику страны; эксплуатация «дружеских связей»; слабое политическое образование граждан; препятствие созданию и укреплению реформ управления народным хозяйством; отсутствие прозрачности в системе государственного регулирования; наличие оффшорных зон;
В данных условиях коррупция в органах государственной власти неминуемо становится обыкновенным и, в какой-то степени даже нормальным, элементом политической системы. Такое развитие событий абсолютно недопустимо для государства и приводит к неминуемому разрушению основ конституционализма. В случае достаточной развитости гражданского общества составляющие элементы коррупции будут сводиться к минимуму. [7, с. 94]
Основными последствиями коррупции являются:
- расширение теневой экономики;
- неэффективное использование бюджетных средств;
- увеличение имущественного неравенства;
- падение экономических показателей государства;
- ухудшение рейтинга страны на международной арене;
- увеличение социальной напряженности.
Основываясь на приведенных данных, мы можем утверждать, что последствия коррупции в разы сложнее доказанного факта передачи взятки и уголовного наказания. Вдобавок, реальный коррупционный ущерб колоссально превосходит тот ущерб, который получается рассчитать на основе относительно небольшого количества раскрытых коррупционных дел. Для государства, находящегося в неустойчивом положении, коррупционные действия могут стать фактором, определяющим дальнейшую негативную судьбу страны. Вдобавок, развивающаяся коррупция в российской общественности создает угрозу благополучию и безопасности граждан, снижая уровень доверия населения к органам государственного управления и надрывая эффективное функционирование государственного правового института. Тем не менее, Президент Российской Федерации уже несколько лет подряд обозначает повышение уровня эффективности борьбы с коррупцией на каждом уровне власти одной из самых приоритетных задач [21, с. 38].
Важнейшей целью в России и в любом другом государстве является серьезная борьба с коррупцией на государственном и муниципальном уровнях власти. В противном случае, «продажные» члены государственной элиты и в дальнейшем продолжат пользоваться ресурсами страны в личных выгодах, разрушая верховенство закона и снижения уровень авторитета органов государственной власти, отобрав возможность прогресса и развития страны на международном уровне. Тем не менее, многое в данной ситуации связано как с самими гражданами, так и с развитием общественного надзора [27, с. 155]. Следственно, коррупция является негативным социальным явлением, для устранения которого требуется создание комплексной системы путей противодействия и реализация просветительной и агитационной деятельности в обществе в целом.
3. Анализ мер противодействия коррупции в РФ
Противодействие коррупции в национальном и международно-правовом аспекте способно стимулировать экономику внутри страны, а также может удовлетворить нужды различных органов власти и частных организаций. Кроме того, при эффективном взаимодействии бизнеса и государства можно результативно противодействовать коррупции. В то же
время среди основных проблем, ориентированных на противодействие коррупции, на государственной гражданской службе следует назвать отсутствие анализа рациональности и эффективности действий и мероприятий в данном направлении.
Важно отметить, что результативность противодействия коррупции характеризуется успешностью или эффективностью проведенной политики против коррупции. Показатели результативности противодействия коррупции — это применение количественных и качественных критериев по оценке противодействия коррупции.
В современное время коррупция приобрела глобальные масштабы; наблюдается стремительное развитие ее транснациональных форм. Крупные корпорации атакуют рынки товаров и услуг в целях укрепления своих позиций незаконными способами, оказывают давление на механизмы правового регулирования сферы противодействия коррупции, недобросовестными методами вытесняют своих конкурентов.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о качественном видоизменении коррупционных связей, которые приобрели «сетевой» характер. В вопросах противодействия необходим комплексный, взвешенный подход, благодаря которому удастся минимизировать коррупционные проявления, реализовать эффективные антикоррупционные практики, повысить роль нормативных правовых актов как ведущих регуляторов общественных отношений. Эффективность деятельности государства и общества в сфере противодействия коррупции находится в прямой зависимости от уровня и сбалансированности ее правового, организационного, ресурсного, научно-методического и иных систем обеспечения [14, с. 13].
С точки зрения Т.Я. Хабриевой, коррупционное поведение – это асоциальное поведение, которое формируется под влиянием сращивания государственного аппарата и бизнеса, вследствие чего служебные полномочия реализуются не для удовлетворения государственных интересов, а для достижения личных (корпоративных) целей [31, с. 125].
Как асоциальное явление коррупция угрожает всем без исключения странам мира, даже тем их них, которые являются достаточно развитыми и отличаются стабильностью экономических отношений на мировой арене. О транснациональном характере коррупции указано также в преамбуле Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., где также подчеркивается важность международного сотрудничества в направлении противодействия ей. В преамбуле упомянутой Конвенции уточняется, что предупреждение коррупции – это обязанность всех государств, сотрудничество которых следует осуществлять за пределами публичного сектора, то есть при поддержке гражданского общества, неправительственных организаций. Положениям Конвенции корреспондирует Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг., утвержденный соответствующим Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 [2]. Раздел VIII Национального плана посвящен ключевым вопросам реализации мер по противодействию коррупции.
Неоднозначность и противоречивость социально-экономической ситуации в современном мире, во многом, обусловлена недостаточно эффективными правовыми мерами и способами предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в государственном и коммерческом секторах. С коррупцией как антисоциальным явлением знакомыми все без исключения страны мира. Transparency International (неправительственная организация международного масштаба) регулярно публикует индекс восприятия коррупции (CPI).
По итогам прошедшего 2021 г. существенных улучшений в сфере противодействия коррупции не наблюдается (2/3 стран набрали не более 50 баллов из 100 возможных). Лидирующие позиции заняли Новая Зеландия и Дания (по 88 баллов); отличные результаты в сфере противодействия коррупции показали Сингапур, Швейцария и Швеция (по 85 баллов). На самых нижних строках рейтинга расположились Йемен, Сомали, Южный Судан, Венесуэла (12-15 баллов) [32].
При этом специалисты Transparency International с уверенностью утверждают, что в течение последнего десятилетия страны мира почти не добиваются необходимого успеха в направлении эффективного противодействия коррупции; разработка новейших мер и правовых способов пресечения и предупреждения коррупционных проявлений практически не осуществляется. Кроме того, сложившаяся ситуация в международном масштабе усугубляется беспрецедентным разрастанием коррупционного поведения, выходящего далеко за пределы одного государства, что представляет серьезную угрозу не только для функционирования публичной власти, но и для частной сферы. Согласно упомянутым выше данным Transparency International, в 2020 г. некоторые развитые страны мира заметно опустились в рейтинге (Австрия потеряла 3 пункта, Исландия – 6 пунктов, Босния и Герцеговина – 10 пунктов, Аргентина – 12 пунктов), что свидетельствует об обострении коррупционных проблем в последние годы [32].
В то же время, специалисты Transparency International утверждают, что даже Дания и Новая Зеландия, занимая лидирующие позиции в рейтинге, до сих пор не разрешили на практике все проблемы в сфере противодействия коррупции. Например, антикоррупционное законодательство Дании к настоящему времени не криминализировало институт «торговли влиянием», а также не располагает надлежащими юридическими инструментами защиты прав заявителей о коррупционных проявлениях.
Коррупция в России и мире ставит под сомнение утвержденные принципы верховенства права и законности, дискредитирует авторитет государственной власти, угрожает нормальному развитию экономики и способствует ослаблению рыночных отношений. Обеспечение надлежащей безопасности и поддержание авторитета органов государственного управления – это приоритет государства.
К сожалению, в течение последних 30 лет в Российской Федерации усилилось отрицательное воздействие основных угроз на государство и общество. В промежуток времени с 1991 г. по 2021 г. экономика России возросла на 24%, однако, за последние несколько лет её рост можно отметить всего на 4% [33]. В связи с этим, главной угрозой экономической безопасности РФ, прежде всего, является её низкий темп развития. Из-за снижения числа сельских хозяйств и собственных производств Россия теряет свой авторитет на международной арене [33]. Дополнительно необходимо отметить, что в Российской Федерации область информационных технологий в настоящее время развита на среднем уровне, ей ещё предстоит дальнейшее совершенствование. Кроме того, после распада СССР структурные элементы экономики подверглись примитивизации, а также произошло укрепление сильнейшей зависимости национальной экономики от сырьевого экспорта. В такой ситуации Россия теряет авторитет в международном сообществе, а её экономическая безопасность оказывается более слабой и несостоятельной.
В ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дается определение категории противодействия, которая представляет собой совокупность действий по борьбе с коррупцией, по профилактике коррупции, а также минимизации последствий от совершаемых коррупционных нарушений [1]. Положения ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» подтверждают тот факт, что коррупция – сложное, многоаспектное, деструктивное явление, которое причиняет вред не только государственно-частным отношениям внутри страны, но создает существенную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Аналогичную точку зрения, только в международном формате, высказывают и представители мирового сообщества.
В официальном отчете Всемирного банка от 2022 г. отмечается, что около 40% хозяйствующих субъектов во всем мире вынуждены регулярно становиться участниками коррупционных схем (давать взятки, выступать в роли посредников во взяточничестве). При этом количество таких субъектов в странах СНГ достигает отметки в 60% (для сравнения: в европейских, развитых странах – 15%, в азиатском регионе – около 30%) [15]. Также в отчете Всемирного банка подчеркивается целевая необходимость укрепления общественных институтов в национальном масштабе, а также улучшения государственного управления во всех государствах мира. Добиться обозначенной цели, с точки зрения Всемирного банка, можно в том числе путем снижения уровня коррупции. Весьма справедливо в отчете Всемирного банка отмечается, что коррупция в ее стандартном понимании причиняет наибольший (порой - непоправимый) вред именно социально незащищенным категориям граждан, уровень жизни которых находится за чертой бедности [15]. В этой связи все страны мира обязаны работать над выявлением и пресечением коррупции на максимально ранних стадиях.