Файл: пути повышения результативности противодействия коррупции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Российской Федерации к настоящему времени ведется активная, целенаправленная работа по противодействию коррупции, о чем свидетельствуют положения Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг., утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478 [2]. Ежегодно данный План пересматривается, корректируется, что позволяет ему соответствовать вызовам времени и отражать все национальные тенденции в механизме противодействия коррупции. Фундаментальные положения Национального плана в достаточной степени соответствуют действующему законодательству. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в одном из своих аналитических исследований отмечает, что в настоящее время в стране уже сформирована соответствующая правовая база по противодействию коррупции [35], что позволяет МВД России и Генеральной прокуратуре РФ своевременно выявлять коррупционные преступления и представлять общественности данные о состоянии преступности в РФ.
Согласно опубликованным сведениям, за январь-июль 2022 г. правоохранительными органами было зарегистрировано 24 613 дел коррупционной направленности (0,4% от общего числа всех зарегистрированных преступных деяний). Наибольшее число преступных деяний коррупционной направленности составило взяточничество в различных его проявлениях (13 252 случая): мелкое взяточничество (4963 дела), получение взятки (3946 дел), дача взятки (3164 дела). К ответственности за совершение преступлений данной направленности за семь месяцев 2022 г. было привлечено более 11 тыс. человек [35].
Статистика последних месяцев 2022 г. в сравнении с аналогичными периодами предыдущих лет (2020-2021 гг.) свидетельствует о том, что показатели преступлений коррупционной направленности являются достаточно стабильными: не наблюдается существенной ни отрицательной, ни положительной динамики в данном направлении.
Представляется, что с одной стороны отсутствие положительной динамики роста коррупционных преступных деяний свидетельствует о достаточно эффективной государственной политике, которая проводится государством в сфере противодействия коррупции. Однако с другой стороны, не наблюдается и явного снижения коррупционных деяний, следовательно, существующее правовое обеспечение государственной антикоррупционной политики не лишено определенных недостатков. Здесь следует пояснить, что в широком смысле слова государственная политика представляет собой принципиальное руководство к действию для органов государственной власти. Фактически государственная политика является руководством для органов исполнительной власти. В сфере противодействия коррупции государственная политика – это целенаправленная деятельность органов публичной власти, ориентированная на решение общественных проблем, на достижение и реализацию общезначимых антикоррупционных целей развития общества и отдельной группы общественных отношений.
В свою очередь, Н.С. Бондарь отмечает, что отсутствие положительного прогресса в распространении коррупции – уже чрезвычайно хороший результат, который показывает, что деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, отдельных организаций и физических лиц в механизме реализации государственной антикоррупционной политики является взвешенной и юридически обоснованной [11, с. 40]. Несмотря на обоснованность данной позиции, представляется целесообразным не останавливаться на достигнутых результатах и путем совершенствования механизма правового обеспечения работать в направлении повышения эффективности реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции. Подтверждение своим рассуждениям находим в трудах различных отечественных правоведов, которые уверенно настаивают на том, что проявления коррупции можно свести к минимуму. В основе коррупционного поведения – договорные отношения, которые подкрепляются усиливающимся экономическим ростом, соответственно, расширяют область для коррупционных нарушений [14, с. 30].
Отдельные современные правоведы указывают, что законодательство о противодействии коррупции отличается множественностью слабо взаимосвязанных нормативных актов, характеризуется низким уровнем систематизации [13, с. 59]. Меры по противодействию коррупции длительное время находили свое закрепление в нормативных правовых актах, которые были посвящены государственной и муниципальной службе. Иными словами, антикоррупционные стандарты в РФ существуют достаточно давно; их практическая значимость была подтверждена ещё задолго до принятия Федерального закона «О противодействии коррупции».
М.В. Пресняков в этой связи указывает, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» целесообразно рассматривать как акт скорее программного, чем конкретно-регулятивного характера [26, с. 21]. В свою очередь, И.С. Андреечев критически оценивает множественное количество нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к правовому обеспечению государственной антикоррупционной политики в Российской Федерации [9, с. 80].
Т.Я. Хабриева, Л.В. Андриченко и А.М. Цирин сходятся во мнении, что чрезмерная правотворческая активность в области противодействия коррупции не приносит необходимой пользы и не повышает эффективность юридического обеспечения реализации государственной антикоррупционной политики [31, с. 105]. На наш взгляд, точка зрения упомянутых авторов является весьма обоснованной по ряду веских причин.
Прежде всего, подобная ситуация с множественностью нормативных актов и бессистемностью антикоррупционного законодательства в РФ обусловлена слишком динамичной разработкой и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции». Можно констатировать, что в России регулярно внедряются разнообразные антикоррупционные инструменты, однако, в первую очередь они ориентированы на государственных и муниципальных служащих и только после применения к ним подобные инструменты применяются к более широкому кругу лиц в рамках системы органов публичной власти. В настоящее время назрела необходимость качественного анализа состава действующего антикоррупционного законодательства, а также оценки его эффективности применительно к современной ситуации в стране. И.С. Андреечев полагает, что существующие проблемы правового обеспечения в механизме реализации государственной антикоррупционной политики можно решить не путем избыточного и бесконтрольного принятия нормативных правовых актов, а путем разумного соотношения федеральных и региональных правовых актов, что позволит минимизировать факты дублирования полномочий органов власти в вопросах противодействия коррупции, а также даст возможность наметить дальнейшие векторы развития и оптимизации антикоррупционного законодательства [9, с. 48].
Учитывая всё сказанное выше, отметим, что в Российской Федерации наметилась тенденция, направленная на выявление юридических рисков при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, однако, к решению выявленных в данной сфере проблем следует подходить комплексно, выявляя не только правовые риски в области государственно-частных отношений, но и криминологические риски распространения коррупции, что является не менее значимым аспектом на современном этапе развития государства и общества. Необходимо существенно изменить подходы к оцениванию законодательства с точки зрения эффективной реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.
В связи с этим, приведем ряд рекомендованных нами мер по осуществлению борьбы с коррупцией в государственных и муниципальных масштабах:
1. Совершенствование законодательной системы в сфере противодействия коррупции, осуществление ежегодной проверки законодательства на внедрение антикоррупционных мер;
2. Введение смертной казни за противоправные коррупционные деяния, либо заключение в тюрьме до конца жизни с недопустимостью пересмотра уголовного дела;
3. Осведомление общества в средствах массовой информации о злостности коррупционных деяний на конкретных примерах поимки должностных лиц на факте приема/передачи взятки и изложение дальнейшей суровости наказания.
4. Наложение вето на использование банковских счетов государственными служащими в других странах;
5. Прозрачная система проверки доходов должностных лиц за последний год, и их публикация во всех средствах массовой информации.
Подводя итог, хотим отметить, что все вышеперечисленные методы борьбы с коррупцией, безусловно, служат главным условием принятия и поддержки антикоррупционного законодательства в обществе. Введенные меры должны благоприятно сказаться на поведении и дисциплине должностных лиц, ранее заинтересованных в получении личных, меркантильных выгод за счет пользования общественными благами. Осознание важности всей ситуации и усвоение новых законов обществом постепенно будут содействовать совершенствованию противодействия коррупции в государственных масштабах на более высоком уровне функционирования.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута главная цель: определены путей повышения результативности противодействия коррупции. Поставленные в проекте задачи были выполнены. Кроме того, в данной работе была подтверждена гипотеза о том, что повышение результативности противодействия коррупции способствует эффективному развитию государства в ликвидации коррупции в государственной и муниципальной власти.
Итак, на основании вышеизложенного можно отметить, что в целях совершенствования механизма правового обеспечения реализации государственной антикоррупционной политики в РФ необходимо разрешить существующие проблемы в данном направлении, а именно:
1) Требуется систематизация действующего антикоррупционного законодательства при условии централизации существующих механизмов правовой регламентации отношений с участием публичных должностных лиц. В настоящее время наблюдается избыточное и зачастую бесконтрольное принятие нормативных актов в области противодействия коррупции, многие из которых характеризуются дублированием правовых норм, отсутствием необходимого дифференцированного подхода к вопросам функционирования органов публичной власти и их должностных лиц. Кроме того, подзаконные нормативные акты в области противодействия коррупции нуждаются в актуализации, детализации для последующего приведения к единому знаменателю всех их ключевых положений антикоррупционной направленности.
Для целей более полного и основательного регулирования механизма реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции необходимо осуществить систематизацию антикоррупционного законодательства. При этом упор следует сделать на централизацию правового регулирования по отношению к должностным лицам органов публичной власти, что позволит ввести в практику акты прямого действия, в разумном объеме сократить массив нормативных актов антикоррупционной направленности путем устранения излишнего дублирования с упором на тиражирование. Уже в ближайшей перспективе подобная систематизация позволит в разумных пределах снизить уровень дифференциации антикоррупционной регламентации общественных отношений.
В ходе актуализации нормативной базы и ее систематизации в области противодействия коррупции удастся устранить существующие пробелы и явные противоречия в антикоррупционном законодательстве, а также появится реальная возможность осуществления единообразной детализации антикоррупционных правовых норм, что будет в полной мере соответствовать Национальному плану противодействия коррупции.
2) Целесообразно трансформировать терминологический аппарат Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Так, определенные терминологические неточности присутствуют в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», особенно в части понимания нормативных правовых актов, которые направлены на противодействие коррупции. Кроме того, на законодательном уровне не разрешены проблемы структуризации всего массива нормативных актов, что позволит в будущем более полно понимать и оценивать их значение и роль в механизме противодействия коррупции.
3) В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» отсутствуют единые требования, которые бы позволили организовать и систематизировать существующие меры по противодействию коррупции. В целях повышения эффективности правового обеспечения реализации государственной антикоррупционной политики в Российской Федерации на законодательном уровне необходимо рассмотреть возможность признания и нормативного закрепления принципа единой государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Список использованных источников
-
О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 No 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019). URL: http://www.pravo.gov.ru -
О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы: Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43253 -
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ -
Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 25 мая 2019 г. № 662 // Информационно-правовой порта «ГАРАНТ.РУ». Разд. «Документы ленты ПРАЙМ» -
Автономов А.С., Н.А. Голованова, В.В. Гриб Юридические и организационные антикоррупционные меры: сравнительное исследование. М.: Юрист, 2018. 132 с. -
Агапова Г.Г. Понятие коррупции в российском законодательстве, ее сущность и признаки // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 89-92. -
Айрапетян Д.А. Особенности политической коррупции в современной России // Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России: сборник докладов молодых ученых, аспирантов и студентов – участников круглого стола с международным участием. Ростов-на-Дону, 17 февраля 2018г. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2021. Том 2. – 94 с. -
Аналитическое исследование Совета Федерации: Развитие нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в субъектах РФ. М., 2017. С. 20. URL: http://council.gov.ru/media/files/XyulQ8wgYwGUYmLKtrrtwlKcmgPsAbrs.pdf -
Андреечев И.С. Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования // Административное и муниципальное право. – 2021. – № 2. – С. 69-84. -
Байдуллаев, В.В. Институциональный анализ коррупции / В.В. Байдуллаев // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 2. – С. 114-118. -
Бондарь Н.С. Конституция против коррупции: о формировании национальной конституционно-правовой модели антикоррупционной деятельности / Н.С. Бондарь // Журнал российского права. – 2022. – № 4. – С. 36-55. -
Бочарников И.В. Политологические аспекты борьбы с коррупцией / И.В. Бочарников // Конфликтология / nota bene. – 2020. – №4. – С. 374–381. – DOI: 10.7256/2454-0617.2020.4.17441 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=17441 -
Братановский, С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ. Монография / С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов - М.: Проспект, 2022. - 256 c. -
Габидуллин Р. История коррупции в России. М.: Политическая энциклопедия, 2020. 303 с. -
Годовой отчет – 2022 «Содействие странам в адаптации к меняющемуся миру» / Всемирный банк. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/about/annual-report. -
Голубовский В.Ю. Формы и виды проявления коррупции в современном российском обществе. Раздел 4. Лингвистическая экспертиза: язык и право / В.Ю. Голубовский, Т.Н. Синюкова // Политическая лингвистика. 2021. № 2 (52). -
Ершов Ю.Г. Коррупция в России: перспективы противодействия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-rossii-perspektivy-protivodei-stviya/viewer. -
Казаков И.Г. Коррупция в России: социально-правовой аспект // Безопасность бизнеса. 2019. № 3.С. 36-39. -
Ковалев О.Г. Современные проблемы комплексного противодействия коррупции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика управления. 2020. № 4. С. 9-11. -
Королев И.А., Вяткин А.В. О необходимости постоянно оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: Межведомственный науч. Сб. М., 2020. С. 259-261. -
Королев И.А., Крыжнов А.П. Организованная преступность и коррупция // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. Ст. М., 2020. С. 127-131. -
Кудашкин А.А. Еще раз о правовом понятии коррупции/А.В. Кудашкин, Т.Л. Козлов // Современное право. – 2020. – No 6. – С. 3. -
Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечение коррупции в системе государственной службы зарубежных государств // Административное и муниципальное право. 2019. № 10. С. 36–44. -
Мелконян А. В. Коррупция в системе государственной службы России и ее предупреждение // Молодой ученый. – 2020. – No 5.1. – С. 37-39. -
Охотский М.В., Левакин И.В., Шедий М.В. Противодействие зкоррупции 3-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2021. 428 с. -
Пресняков М.В. "Частные" механизмы противодействия коррупции: оптимизация и пределы экспансии антикоррупционных практик // Административное право и процесс. – 2022. – № 9. – С. 20-27. -
Противодействие коррупции: новые вызовы : монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.] ; отв. ред. Т.Я. Хабриева. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2020. — 384 с. -
Синюкова Т.Н. Понятие и подходы к содержанию коррупции / Т.Н. Синюкова // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 1 (29). С. 333–337. -
Созонова В.С. Коррупция в современной России: пути противодействия / В.С. Созонова [Текст] // Молодой ученый. – 2019. – №17 (255). – С. 114–116. -
Шевердяев С.Н. Конституционное законодательство о противодействии политической коррупции: система и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 1. – С. 45-52. -
Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В., Цирин А.М. и др. Организационно-правовые механизмы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: монография. – М., 2019. – 224 с. -
Сайт Трансперенси Интернешнл Россия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021-29-ballov-i-136-e-mesto. -
Сайт Фонда «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14185. -
Сайт Первого Антикоррупционного СМИ PASMI.RU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pasmi.ru/archive/245653/, https://pasmi.ru/archive/251628/. -
Сайт Генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1675098/