Файл: Сущность и характеристика элементов методики экономического анализа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• прогнозирование показателей на перспективу и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов;

• контроль за внедрением разработанных мероприятий, выполнением уровня плановых показателей и экономным использованием ресурсов.

Объекты, субъекты, пользователи экономического анализа.

Объектом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятия, ее экономические результаты – производство и продажа продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовые состояния и т.п.

В качестве объекта экономического анализа могут выступать:

- хозяйственные единицы (объединения предприятий, отдельные подразделения предприятия);

- направление (вид) деятельности (производственная, финансовая деятельность);

- различные сегменты бизнеса (самостоятельные направления бизнеса, принято выделять два разреза сегментирования: операционный и географический. Операционный сегмент - часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной услуги или однородной группы услуг, которая подвержена рискам деятельности, отличным от рисков по другим товарам и т.п. Географический сегмент - часть деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном регионе, которая подвержена рискам деятельности, отличным от рисков, имеющих место в других географических регионах);

- система показателей (показатели организационно-технического уровня, показатель использования ресурсов, показатели затрат и себестоимости, прибыли и рентабельности).

Пользователи экономического анализа - это лица, которые в той или иной степени используют результаты экономического анализа. По принципу доступа всех пользователей можно разделить на две группы: внутренние, внешние. В современных условиях наблюдается тенденция расширения состава пользователей такой информации.

Внутренние пользователи черпают информацию из внутреннего анализа. К таким пользователям можно отнести следующих лиц: администрация, персонал предприятия, собственники предприятия.

Внешние пользователи получают информацию из внешнего анализа, как правило, из публикаций. К таким пользователям можно отнести следующих лиц: инвесторов, контрагентов (клиентов), кредитные организации, государственные органы (налоговая инспекция) и др.


Сферы интересов пользователей различны, поэтому содержание и глубина анализов, проводимых для них не одинаковы. Наиболее полный анализ будет проводиться для внутренней группы пользователей. Для других пользователей направленность анализа определяется их интересами. С понятием «пользователи анализа» очень тесно связано понятие «субъекты анализа».

Субъекты экономического анализа - лица, непосредственно осуществляющие анализ, то есть они проводят аналитические исследования. Субъекты экономического анализа подразделяются на внешние (внешние аудиторы, представители налоговых органов и коммерческие банки) и внутренние (работники аналитического отдела, штатные аудиторы, руководители).
Сферы интересов пользователи экономического анализа.

В частности, инвесторов интересует анализ и оценка финансового состояния организации, эффективности использования капитала, задолженности, активов предприятия, степени ликвидности, погашения обязательств, финансовой устойчивости, эффективности финансовых вложений не только для защиты собственных интересов, но и для заключения соответствующих выводов о финансовых перспективах организации в будущем и о возможностях организации выплачивать дивиденды.

Собственники в свою очередь заинтересованы не только в оценке целесообразности производственных затрат и достигнутых финансовых результатов, но и финансовой устойчивости и конкурентоспособности, возможностях и перспективах дальнейшего развития, а также эффективности использования заемных средств. Это  обусловлено как защитой собственных интересов, так и стремлением к дальнейшему развитию предприятия.

Субъекты, обладающие косвенным финансовым интересом как правило проводят анализ и оценку финансовых результатов, объектов налогообложения и платёжеспособности организации в целях защита интересов государства, в частности, наполнение бюджетов различных уровней. Основываясь на итогах экономического анализа налоговой государственной инспекцией осуществляется не только проверка выполнения требований законодательства в области налогообложения, но и корректировка финансовой политики государства через систему налогообложения.

Все внешние пользователи информации получаемой в результате экономического анализа и обладающие доступом к тот или иной части учетной информации, обязаны сохранять коммерческую тайну предприятия. Таким образом, внешние пользователи довольствуются лишь сведениями из официальных источников (в основном данными бухгалтерской отчетности), то есть строят свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи.



Внутренние пользователи информации полученной в результате экономического анализа, в рамках своей компетентности могут получать любые данные, касающиеся не только текущего положения предприятия, но и перспектив развития хозяйственной деятельности. В рамках экономического анализа и оценки полученных результатов, выполняемых аппаратом управления предприятием, в том числе и руководством структурных подразделений осуществляется не только определение итогов деятельности предприятия, факторов роста (снижения) прибыли, но и превышение притоков денежных средств над их оттоком.

Персонал предприятия, являясь внутренним пользователем проводит оценку в рамках своей компетенции, используя профессиональные знания, объема продаж, затрат на производство продукции, выполнения производственных заданий, рентабельности деятельности, соблюдения трудового законодательства по оплате труда, предоставлению трудовых и социальных льгот за счет чистой прибыли и стабильности работы предприятия.

Сферой экономических интересов данных пользователей информации является занятость, оплата труда, прибыльность деятельности предприятия.

Следовательно, сотрудники предприятия, как пользователи финансовой отчетности, заинтересованы в информации, позволяющей им дать оценку способности предприятия обеспечить заработную плату, систему премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, прочие социальные льготы, потенциал последующего трудоустройства.

Бухгалтеры и аудиторы применяют приемы и методы анализа в процессе своей профессиональной деятельности, то есть реализация некоторых аналитических процедур входит в круг их ежедневных обязанностей.

Фактически отличие внешних пользователей информации финансового анализа от внутренних проявляется не столько в объеме и используемых методах анализа, сколько в его периодичности. В частности, внутренним пользователям (топ-менеджерам, начальникам отделов) необходимы итоги ежемесячного либо квартального анализа в целях принятия оперативных решений. В свою очередь, финансовые службы предприятия нуждаются в такой же периодичности анализа по причине необходимости выбора и утверждения источников финансирования, оценкой операционных решений.

Последовательность проведения анализа.

Экономический анализ на предприятии осуществляется в несколько этапов, которые характеризуют последовательность его проведения.

1.На первом этапе определяются цели, субъекты и объекты анализа, распределяются обязанности между конкретными исполнителями.

2.На втором этапе проводится планирование аналитической работы. На практике могут составляться как комплексный план аналитической работы, так и тематические планы. Комплексный план составляется на 1 год и представляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований. Тематические планы разрабатываются для проведения анализа деятельности организации по конкретным направлениям, которые требуют углубленного изучения.

3. На третьем этапе осуществляется информационное и методическое обеспечение анализа хозяйственной деятельности, проводится сбор информации и ее подготовка к аналитической обработке, которая включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение. Проверка данных включает оценку их полноты наличия фактических значений показателей, по которым имелся план; правильности их оформления. Обращается внимание на согласование показателей, приведенных в разных формах и таблицах. Такая проверка носит технический характер. Далее проводится проверка данных по существу, т. е. их логическое осмысление, установление взаимосогласованности показателей из различных источников. После этого всю цифровую информацию приводят в сопоставимый вид, используя соответствующие приемы. Затем необходимо определить степень упрощения данных, чтобы их обработка не была слишком трудоемкой. Для этого определяют единицы измерения основных показателей, решают вопрос о количестве знаков после запятой и т. д. Выбор степени упрощения зависит от содержания показателя, его величины и других факторов.

4. На четвертом этапе проводится систематизация информации и ее аналитическая обработка. Для этого рассчитываются аналитические показатели, заполняются аналитические таблицы, выявляются причины отклонений показателей от планового уровня, определяется влияние факторов на эти показатели, изучаются взаимосвязи и взаимозависимости между показателями и факторами
, дается оценка использования ресурсов и работы предприятия в целом. Организация обработки данных требует соответствующего методического обеспечения и высокого уровня подготовки лиц, занимающихся анализом.

5. На пятом этапе происходит оформление результатов анализа. Для этого все материалы обобщаются, указываются выявленные недостатки. Результаты анализа оформляются в виде документов.

6. На последнем этапе осуществляется контроль за внедрением в производство предложений и мер, разработанных по результатам анализа.
Информационное обеспечение анализа.

Состав, содержание и качество информации, привлекаемой для анализа, во многом определяет его комплексность, глубину и эффективность.

Все источники данных для анализа хозяйственной деятельности делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым относятся все виды планов (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, проектные задания, прейскуранты и т.д.

Учетные – это документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности и первичная учетная документация.

Бухгалтерская отчетность необходима самому предприятию для оценки результатов его деятельности; акционерам, инвесторам и кредиторам, вложившим в предприятие свой капитал; налоговым органам, регулирующим взаимоотношения с бюджетом; финансовым и коммерческим структурам, осуществляющим операции с ценными бумагами акционерных обществ.

К внеучетным относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, материалы различных проверок и специальных исследований, акты ревизий. К документам относятся:

- официальные (Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь, приказы и нормативные документы вышестоящих органов управления и т.д.);

- хозяйственно-правовые (договоры, соглашения, решения арбитража, судебных органов, рекламации и т.д.);

- техническая и технологическая документация.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации – это данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативная информация и т.д.

Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, а также официальные и хозяйственно-правовые документы.