ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт инженерной и экологической безопасности
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
«Техносферная безопасность» |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
«Безопасность химико-технологических процессов и производств» |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №___
по учебному курсу «Введение в профессию УПиЭБ»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Н.Ю.Валяева | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ТБбп-2002ас | |
| | |
Преподаватель | Д.Ю.Воронов | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 20__
Практическое задание 1. Эссе на тему «Почему я выбрала направление подготовки “Техносферная безопасность”»
В настоящее время жизнь и деятельность человека происходит в окружающей среде, претерпевшей изменения под влиянием жизнедеятельности человека в эпоху научно-технического прогресса, которую называют техносферной. В этой сфере постоянно существуют и периодически проявляются различные вредные и опасные факторы, от которых зависит здоровье и продолжительность жизни человека. Высокий уровень аварийности, производственного травматизма и преждевременной смертности в других сферах деятельности, связанный с так называемым «человеческим фактором» обусловлен, прежде всего, низкой эффективностью существующей системы образования и обучения специалистов по проблемам безопасности человека в техносфере. Техносферная безопасность имеет давнюю историю, корни которой уходят в древность.
Техносферная безопасность - пожарная безопасность, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность технологических процессов и производств. Программа «Техносферная безопасность» не связана напрямую с физическим трудом. Она лишь позволяет грамотно построить рабочий процесс с учетом минимизации риска и угроз, как в отношении каждого работника, так для предприятия и окружающей среды в целом.
Это главная специальность, которую необходимо получить специалисту по охране труда для осуществления своей деятельности. Это укрупненное направление подготовки среди специальностей по охране труда.
Моим профилем является «Безопасность химико-технологических процессов и производств».
Я выбрала это направление, потому что это актуальная и необходимая профессия в современном мире. Специалисты по техносферной безопасности чрезвычайно востребованы, так как в условиях развития экономики усугубляются неблагоприятные тенденции, касающиеся промышленной и экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций. Специалисты по техносферной, промышленной безопасности нужны как для управления производством, так и для проектирования и реализации технологических процессов и производств.
Получив образование я планирую устроиться на работу специалистом по охране труда и промышленной безопасности.
Практическое задание 2. Идентификация техносферных опасностей
Идентификация опасностей на рабочем месте
Профессия | Оборудование | Опасности |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования | Электроизоляционный ручной инструмент, измерительные приборы (измерения) | Повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека при ремонте и обслуживании электрооборудования |
Острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях материалов, изделий | ||
Расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола) при эксплуатация лестниц, стремянок, подмостей, перемещении по площадкам обслуживания со стационарными лестницами | ||
Падение материалов, инструментов, деталей и других предметов из рук при выполнении работ | ||
Острые и режущие кромки, заусенцы и шероховатость на рабочих поверхностях ручного слесарно-монтажного и электрифицированного инструмента | ||
Разлетающиеся частицы, осколки рабочих частей инструмента при устранении возникших неисправностей (штраблении, ремонте электропроводки, работе с ударным инструментом, углошлифовальной машиной и т.д.) | ||
| | Воздействие открытого пламени при пожаре вследствие возгорания электропроводки и т.д. |
Повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли, а также вредных и пожароопасных веществ | ||
Напряжение внимания |
Практическое задание 3. Мониторинг жилого района
Эскизный план жилого района
2. Площадь района и количество населения, проживающего в нем определяются и рассчитываются самостоятельно. Размеры района в масштабе можно взять с карты г. Тольятти или рассчитать, измерив расстояние на автомобиле.
После подсчета площади района определяют количество проживающего населения:
а) подсчитывают количество домов с указанием этажности дома и количества квартир в каждом доме;
б) определяют количество жителей каждого дома, взяв за основу население одной квартиры – три человека;
в) подводят итог по определению количества населения, проживающего в данном квартале.
3. Определяется степень застройки промышленными объектами в расчете на одного жителя
1. Карта района.
2. Расчеты.
3. Рекомендации по улучшению (план проведения необходимых мероприятий)
Подсчет степени застройки проводят по формуле :
4. Оценивается степень озеленения района.
5. Оценивается степень благоухания района.
6. Определяется загруженность района автотранспортными средствами.
,
7. Оценивается звуковое загрязнение жилого района.
8. Оценка экологического состояния района
9. В заключение необходимо дать рекомендации по улучшению экологического состояния района, которые должны быть представлены в виде плана проведения необходимых мероприятий.
Практическое задание 4. Определение категории зданий, сооружений и помещений по пожарной безопасности
1.Вещества:
Волокно ацетатное -100 кг;
Пенополиуретан – 54 кг;
Пенопласт ПВХ-1 – 67 кг.
2. Определяем низшую теплоту сгорания:
Волокно ацетатное -18,77 МДж/кг;
Пенополиуретан –24,30 МДж/кг ;
Пенопласт ПВХ-1 -19,51 МДж/кг
3. Определяем пожарную нагрузку:
Q = 100 · 18,77 + 54 · 24,30 + 67 · 19,51 = 4496,37 МДж.
4. Определяем удельную нагрузку, МДж/м²:
G = 4496,37 /150 = 29,9758 МДж/м²
5. Определяем категорию В4:
Категория помещения- В4
6. Определяем предельное расстояние :
Материалов волокно ацетатное, пенополиуретан, пенопласт ПВХ-1 в таблице 15 нет. Следовательно, у нас нет возможности определить предельное расстояние. И по условиям мы должны принять равным или более 11 м. Это означает, что участки с веществами должны быть расположены на расстоянии друг от друга более 11 м при категории помещения В4.
Практическое задание 5. Обеспечение помещений первичными средствами пожаротушения согласно категории по взрывопожароопасности
Установление категории взрывопожароопасности помещения расчетным методом
Расчет. На участке длиной 35 м, шириной 40 м и высотой 9 м в результате аварии произошла разгерметизация баллона с водородом Н2 и в атмосферу поступило 24 м3 водорода.
Требуется определить:
1. Давление взрыва паровоздушной смеси.
2. Категорию пожароопасности участка.
Давление взрыва паровоздушной смеси определяется по формуле 9:
где – максимальное давление взрыва смеси в замкнутом объеме (см табл. 19);
– давление воздуха до взрыва, кПа, допускается принимать 101 кПа;
z – коэффициент участия горючего во взрыве (см. табл. 18);
Нт – теплота сгорания, Дж∙кг–1 (см табл. 19);
VСВ – свободный объем помещения, за вычетом объема, занимаемого оборудованием (м3) допускается принимать условно равным 80% геометрического объема помещения;
– плотность пара или газа, кг∙м–3;
КН – коэффициент учитывающий негерметичность помещения и неадиабатичность процесса, допускается принимать равным 3;
ССТ – стехиометрическая концентрация горючего в воздухе, % по объему.
1. По табл. 18, 19 принимаем:
= 730 кПа; = 101кПа; z = 1; = 0,083 кг/м3; Kн = 3; Hт = 120800 кДж/кг.
2. Масса поступившего газа, кг:
3. Стехиометрическая концентрация, %:
(11)
где – стехиометрический коэффициент кислорода в реакции горения;
nc, nн, n0, nх – число атомов углерода, водорода, кислорода и галоидов в молекуле горючего.
4. Свободный объем помещения, м3:
5. Избыточное давление взрыва, кПа:
Так как давление взрыва меньше 5 кПа, помещение не относится к категории А. Рассматриваемый участок не может быть отнесен к категории Б, так как в помещении этой категории обращаются взрывоопасные волокна, пыли и ЛЖВ с температурой вспышки паров более 28 оС (см. табл. 16).
Чтобы проверить отнесение участка к категории В, определим пожарную нагрузку на 1 м2 площади помещения, МДж/м2:
где Q – общая пожарная нагрузка материалов, МДж;
S – площадь размещения пожарной нагрузки, не менее 10 м2.
Вывод: Поскольку q находится в пределах от 1 до 180 МДж/м2, то участок относится к категории В4 – пожароопасной.
Выбор типа и расчет необходимого количества ручных огнетушителей