Файл: Конституционноправовой статус Прокуратуры рф 5 История развития и понятие прокуратуры 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-четвертых, научная специальность, в рамках которой исследуются научные, правовые, организационно-структурные, методологические основы деятельности органов судебной власти и прокуратуры, органов исполнительной власти в сфере правоохранительной и правозащитной деятельности, а также правоохранительных и правозащитных институтов гражданского общества обоснованно разграничивает прокурорскую и правоохранительную деятельность и именуется в настоящее время не иначе как "Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность"19.

В-пятых, в соответствии с п.1 ст.40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой, а прокурорские работники являются федеральными государственными служащими. В предыдущей редакции ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливалась система государственной службы, которая включала в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также правоохранительную службу. Исходя из системы государственной службы, действовавшей на тот момент, а также характеристики правоохранительной деятельности, именно правоохранительная служба была наиболее близка к той деятельности, которой осуществляла прокуратура, однако исследователями отмечались противоречия данной редакции закона и необходимость внесения изменений.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 262-ФЗ статья 2 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» была изложена в новой редакции, в результате чего на данный момент система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу; военную службу, а также государственную службу иных видов, т.е. была исключена правоохранительная служба как таковая, что позволяет теперь с полной уверенностью именовать службу в органах и организациях прокуратуры как минимум уже не правоохранительной, а государственной службой иного вида (государственная служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации).

В Разъяснении Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления об исключении из системы государственной службы «правоохранительной службы» и включении в нее «государственной службы иных видов» от 6 июля 2016 г. отмечалось, что работа над проектом федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» велась около 10 лет, но так и не была завершена.


Таким образом, именно исходя из универсального характера деятельности прокуратуры следует считать, что прокуратура осуществляет именно прокурорскую деятельность, нежели правоохранительную.

С учетом изложенного сформулируем вывод о том, что прокуратура Российской Федерации обладает всеми признаками органа, осуществляющего на основании Конституции Российской Федерации и федерального законодательства надзорную государственную власть в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также защиты прав и свобод человека и гражданина, и охраняемых законом интересов общества и государства.

Такое место прокуратуры в системе государственной власти Российской Федерации, на наш взгляд, может положительно сказаться не только на деятельности государственных институтов, а, следовательно, и на укреплении государства в целом, но и будет способствовать гармонизации отношений между человеком и государством, и, таким образом, ускорит процесс становления гражданского общества в Российской Федерации. Становление гражданского общества в России, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью развития и совершенствования правового статуса прокуратуры Российской Федерации, как одного из столпов, своего рода краеугольных камней стабильности и укрепления российского государства и общества, стража законности и правопорядка в стране.

И совершенно не случайно ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" целями деятельности прокуратуры Российской Федерации, помимо обеспечения единства, верховенства и укрепления законности, определяет как защиту прав и свобод человека и гражданина, так и охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, именно на прокуратуру России законом возлагается роль своеобразного поверенного интересов как, с одной стороны, человека и гражданина, так и, с другой стороны, интересов всего российского общества и государства. Эта роль крайне ответственна, ибо необходим очень мудрый подход для того, чтобы различить, зачастую, очень тонкую грань между интересами гражданина и интересами государства и общества. В этой связи, на наш взгляд, прокурорскому работнику невозможно обойтись без изучения и знания современных концепций соотношения государства и гражданского общества, а также соответствующих нормативных правовых актов20.

Такая характеристика роли и места прокуратуры Российской Федерации еще раз подчеркивает ее самостоятельность, независимость и принципиальную невозможность вхождения прокуратуры ни в одну из
действующих подсистем государственной власти, закрепленных статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации.

Приведенная аргументация свидетельствует также и о том, что правовой статус прокуратуры Российской Федерации подлежит дальнейшему совершенствованию.

Прежде всего, само законодательное регулирование деятельности прокуратуры России должно осуществляться не федеральным, а федеральным конституционным законом, поскольку основы правового статуса прокуратуры Российской Федерации урегулированы положениями Конституции Российской Федерации, поставившей прокуратуру на один уровень с уже официально провозглашенной судебной властью (см. главу 7 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, настоятельно необходимо установление именно высшего надзорного статуса для всей надзорной деятельности органов прокуратуры России, поскольку прокуратура, что весьма существенно отличает ее от других контрольно-надзорных органов, в соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляет надзор от имени всего российского государства.

2.2. Принципы деятельности прокуратуры РФ

Конституция Российской Федерации не содержит правовых норм, непосредственно регулирующих струк­туру органов прокуратуры. Пункт 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации имеет отсылочную диспозицию, оставляющую федеральному закону правовое регулиро­вание всего множества организационных аспектов дея­тельности прокуратуры, за исключением порядка назна­чения Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, а также городов и районов.

Аналогичным образом в Основном законе регулируются полномочия системы органов прокуратуры, от которых происходят их функции. При этом концептуальные начала деятельности анализируемой системы органов государственной власти на конституционном уровне не урегулированы.

Последний названный пробел восполняет Федераль­ный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокурату­ре Российской Федерации». При этом анализ научной и учебной литературы позволяет утверждать о том, что ст. 5 названного закона не исчерпывает всего многообразия принципов, заложенных в основу деятельности проку­ратуры, так как по большей части специализируется на принципах централизованности и законности.


Смысловое значение принципа законности деятель­ности прокуратуры, самоочевидно, заключается в том, что при осуществлении всего объема функциональной нагрузки прокуроры обязаны руководствоваться действу­ющим законодательством, строго соблюдать и исполнять предписания законов и подзаконных нормативных пра­вовых актов. Данный принцип выступает своеобразным концептуальным фундаментом, поскольку сказывается на всех прочих концептуальных началах и проявляется во всем объеме деятельности органов прокуратуры.

Принцип законности является конституци­онным принципом и закреплен в ст. 15 Кон­ституции РФ, в соответствии с которой органы государственной власти, органы местного са­моуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти­туцию РФ и законы.

Для системы органов прокуратуры РФ этот принцип имеет особое значение, поскольку функциональное предназначение прокуратуры заключается в том, что это единая федеральная централизованная система государственных ор­ганов призвана осуществлять от имени Россий­ской Федерации надзор за соблюдением Кон­ституции РФ и исполнением законов, действу­ющих на территории Российской Федерации. По существу, действуя от имени государства, прокуратура обеспечивает реализацию прин­ципа законности в стране. С другой стороны, как всякий государственный орган, прокурату­ра РФ, обеспечивая верховенство закона, един­ство и укрепление законности, защищая права и свободы человека и гражданина, а также ох­раняемые законом интересы общества и госу­дарства, должна осуществлять свои полномо­чия в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Таким образом, основным и единственным предназначением прокуратуры является обес­печение режима законности в стране и формирование единого правового пространства на территории Российской Федерации.

В теории прокурорского надзора принципу законности отводится решающая роль в обеспечении единого правового пространства, построении правового государства, защите прав и свобод человека и гражданина, законных ин­тересов общества и государства.

Между тем целесообразность как принцип организации и деятельности прокуратуры в Фе­деральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» не нашел отражения. Думается, что это не случайность, а вполне обоснованная по­зиция законодателя, которая заключается в том, что важнейшим элементом основы принятия закона является его целесообразность. Закон по своей сути должен быть целесообразным. В правовой науке утверждалось, что «закон­ность и целесообразность едины: законность возникает на основе целесообразности, целе­сообразность основывается на законности». Таким образом, прокуратура, осуществляя над­зор за исполнением закона, не должна входить в оценку его целесообразности, априори пред­полагая, что закон целесообразен.


Законодательное провозглашение принципа законности в качестве основополагающей идеи организации и деятельности прокуратуры, одна­ко, не гарантирует его абсолютной реализации в современной организации прокурорского над­зора и правоприменительной практике проку­рорских органов. В ряде случаев этот принцип, как представляется, сочетается с принципом целесообразности, а нередко обнаруживают­ся и их конкурентные особенности. Думается, только принципом целесообразности можно объяснить, например, формирование в практи­ке организации прокурорского надзора приори­тетных направлений прокурорского вмешатель­ства, осуществление надзора за соответствием закону проектов нормативных правовых актов, санкционирование некоторых решений органов исполнительной власти и ряд других действий, осуществляемых органами прокуратуры.

Формируя представление о принципе це­лесообразности в организации и деятельности прокуратуры, следует обратить внимание на различные сущностные характеристики поня­тия «целесообразность». В биологии, например, целесообразность рассматривают как приспосо­бление к условиям существования.

Синонимами понятия «целесообразность» считаются такие категории, как желательность, полезность, разумность, рациональность, со­ответствие, трезвость, уместность. Целесо­образность связана с «соответствием явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представлена в ка­честве цели».

Обобщая сущностные характеристики катего­рии целесообразности, можно прийти к выводу, что принцип целесообразности в организации и деятельности прокуратуры является требо­ванием, руководствуясь которым органы про­куратуры стремятся учитывать или создавать условия, при которых будет обеспечиваться устойчивость организационной системы и луч­шее достижение функциональных целей.

На первый взгляд представляется, что прин­ципы законности и целесообразности находят­ся в одном ряду и друг без друга существовать не могут, поскольку, когда принимается закон, всегда обсуждается целесообразность его при­нятия. Действующий закон должен исполнять­ся без каких-либо дополнительных оценок его целесообразности. С другой стороны, реали­зация функций прокуратуры всегда сопряже­на с методикой и тактикой их осуществления, в которых отражается целесообразность орга­низации и деятельности прокуратуры. Другими словами, обеспечить прокуратуре эффективный прокурорский надзор без учета принципа целе­сообразности вряд ли под силу. Практика орга­низации и деятельности прокуратуры должна быть основана на принципе не только законно­сти, но и целесообразности. Такого понимания соотношения принципов законности и целесо­образности, однако, недостаточно, поскольку практика прокурорского надзора имеет приме­ры иного, более широкого взаимодействия этих принципов. Оно находит свое проявление не только