Файл: Предмет экономической теории. Формирование основных направлений экономической теории и их эволюция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров

рыночное равновесие – положение на рынке, при котором объем спроса = объему предложения.

равновесная цена – цена, при которой совпадают интересы продавцов и покупателей.

  1. Ценовая эластичность спроса и ее практическое назначение.

Эластичность — мера чувствительности одного из параметров к изменению другого, показывающая на сколько % изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Коэффициент определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.

Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в %).





  1. Полезность и ее функция. Сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности.

Полезность – способность экономического блага удовлетворять определенные потребности людей.

1) количественный подход: выдвигалась теория о возможности измерения полезности различ. благ и существовании функции полезности.

Предельная полезность (MU) – полезность, извлекаемая потребителем из очередной доп. единицы блага. Принцип: потребности человека удовлетворяются по мере того, как используется благо; общая полезность при этом возрастает.

Общая полезность (TU) — это сумма всех предельных полезностей потребляемых экономических благ. Принцип: по мере потребления интенсивность потребности уменьшается



2) порядковый: акцент на возможности ранжирования полезности человека: от высшей к низшей, от лучшей к худшей. Потребитель сравнивает различные наборы товаров. Более предпочтительны наборы товаров
, имеющие более высокий уровень полезности. Главное - упорядочение различных наборов товаров по их предпочтительности для потребителя.

Аксиомы:

  • предположение о сравнимости: потребитель может сравнить все товарные наборы в данный момент времени.

  • Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества им потребляемых благ.

  • Транзитивность предпочтения

  • Аксиома не насыщения. Полное насыщение исключено.

  1. Законы Госсена. Эквимаржинальный принцип.

Законы Госсена — основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости.

Первый закон Госсена: величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы благ данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения.

Второй закон Госсена: для максимального удовлетворения потребностей в условиях, когда запасы благ недостаточны для полного насыщения, необходимо остановить потребление всех благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления становится одинаковой.

эквимаржинальный принцип (т.е. 2 закон)

МU(Х)/ Рх = МU(Y) / РY= ... = МU(Z) / РZ (Р – цена)

при оптимальном распределении ограниченного дохода уровень полезности, получаемый потребителем от расходования последней денежной единицы, одинаков для всех покупаемых благ.

  1. Предположения в отношении предпочтений потребителя. Кривые безразличия и их свойства.

предпочтение – это симпатия или антипатия потребителя. основные положение относительно индивид. предпочтений: 1) способность ранжировать альтернативы; 2) предпочтения транзитивны.

Кривая безразличия — множество точек, отражающих равноценные для потребителя наборы благ. образует карту кривых безразличия. свойства кривых:

  • расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий уровень полезности;

  • для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;

  • имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;

  • никогда не пересекаются;

  • наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны



  1. Производство и технология. Понятие производственной функции.

Производство
— это процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и выполнения услуг.

Технология - совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Производственная функция определяет макс. объем выпуска продукции при каждом заданном кол-ве ресурсов.

Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимым из этого объёма факторов, описывается производственной функцией.

Q = f (L, K, M) (Q – макс. объем продукции, производимый при данных технологии, количестве и сочетании ресурсов; L, K, M - величины используемых ресурсов)

Свойства фун-и:

  • Существует предел для увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях.

  • Существует определённая взаимная дополняемость факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определённая взаимозаменяемость этих факторов.

  • Изменения в применении факторов производства более эластичны в долгосрочном периоде.



  1. Природа издержек производства, их структура и виды.

издержки производства – это выраженные в стоимостной форме затраты по производству, связанные с отказом от альтернативного использования ресурсов.

постоянные – не зависят от объема производства, переменные – зависят; общие – издержки в целом при каждом данном объеме производства.

виды:

Бухгалтерские издержки (БИ) – фактические расходы в денежной форме, связанные с осуществлением производства.

Экономические издержки – альтернативная стоимость отвлекаемых для данного производства ресурсов. являются индикатором будущего состояния производства, обусловленного принимаемыми решениями. эконом. издержки (ЭИ = (БИ – бИ) + НИ + НП) состоят из:

явные (внешние) - денежные выплаты за привлекаемые для производства ресурсы.

неявные (внутренние) (НИ)- затраты собственных неоплаченных ресурсов и упущенных выгод, которые не находят отражения в бухгалтерском учете.

безвозвратные издержки (бИ)– реально понесенные затраты, но не учитываемые при принятии текущего решения.


нормальная прибыль – минимальная плата за удержание предпринимательских способностей от альтернативного использования.

  1. Концентрация и централизация капитала. Диверсификация.

Концентрация - процесс увеличения размеров капитала путем использования части прибыли на расширение производства. Результат концентрации производства — образование монополий. может осуществляться в формах:

  • концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

  • концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

  • концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

Централизация - увеличение размеров капитала путем добровольного объединения отдельных капиталов предприятий и насильственного присоединения чужих капиталов путем их разорения. позволяет аккумулировать необходимые денежные средства для финансирования конкретных программ.

+ конц. и центр.:

  • положительный эффект от масштаба;

  • значительное расширение финансовых возможностей фирмы;

  • возможность привлечения профессиональных кадров;

  • экономия на трансакционных издержках.

Диверсификация — процесс расширения предприятия, проявляющийся в росте ассортимента продукции и числа обслуживаемых рынков. В результате образуется конгломерат. Он может объединять производство товаров, никак не связанных между собой. Выгоды для фирмы:

возможность распределить риск; возможность быстрой смены производственной стратегии фирмы в направлении производства коммерчески выгодных товаров; возможность синергетического эффекта, при котором 1 + 1> 2.

  1. Рынок совершенной конкуренции: определяющие признаки, достоинства и недостатки.

Конкуренция — процесс борьбы фирм за платежеспособный спрос. создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка.

совершенная конкуренция – тип, при котором фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене. характерно: отсутствие барьера для входа на рынок, большое количество продавцов и покупателей, маленький размер фирм, однородный товар, отсутствие ценовой конкуренции и контроля над ценами, свободный доступ к рыночной информации, наличие
неценовой конкуренции (пример: фондовые биржи, с/х рынки).

+:

  • способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

  • вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

  • создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

  • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

  • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

-:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

  • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования;

  • не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

  • не гарантирует право на труд, на доход на отдых;

  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

  1. Экономическая природа и виды монополии. Источники монопольной власти.

Монополия – модель рынка, основными характеристиками которой являются концентрация рыночного предложения в руках одного продавца, отсутствие товаров- субститутов, входные барьеры для вступления в отрасль. типы:

  • закрытая монополия - возникает, если монопольное положение защищено законодательно.

  • открытая монополия связано с инновационными разработками: на какое-то время фирма оказывается единственным производителем уникального товара – собственной инновации.

  • естественная монополия – они возникают в отраслях, которые имеют жизненно важное значение для экономики (передача электроэнергии, почтовое сообщение, метрополитен)

Монопольная власть — возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. В качестве измерителя считается величина, на которую цена превышает предельные издержки. метод был предложен экономистом Аббой Лернером: