Файл: Предмет экономической теории. Формирование основных направлений экономической теории и их эволюция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;
4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров
рыночное равновесие – положение на рынке, при котором объем спроса = объему предложения.
равновесная цена – цена, при которой совпадают интересы продавцов и покупателей.
-
Ценовая эластичность спроса и ее практическое назначение.
Эластичность — мера чувствительности одного из параметров к изменению другого, показывающая на сколько % изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Коэффициент определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.
Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в %).
-
Полезность и ее функция. Сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности.
Полезность – способность экономического блага удовлетворять определенные потребности людей.
1) количественный подход: выдвигалась теория о возможности измерения полезности различ. благ и существовании функции полезности.
Предельная полезность (MU) – полезность, извлекаемая потребителем из очередной доп. единицы блага. Принцип: потребности человека удовлетворяются по мере того, как используется благо; общая полезность при этом возрастает.
Общая полезность (TU) — это сумма всех предельных полезностей потребляемых экономических благ. Принцип: по мере потребления интенсивность потребности уменьшается
2) порядковый: акцент на возможности ранжирования полезности человека: от высшей к низшей, от лучшей к худшей. Потребитель сравнивает различные наборы товаров. Более предпочтительны наборы товаров
, имеющие более высокий уровень полезности. Главное - упорядочение различных наборов товаров по их предпочтительности для потребителя.
Аксиомы:
-
предположение о сравнимости: потребитель может сравнить все товарные наборы в данный момент времени. -
Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества им потребляемых благ. -
Транзитивность предпочтения -
Аксиома не насыщения. Полное насыщение исключено.
-
Законы Госсена. Эквимаржинальный принцип.
Законы Госсена — основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости.
Первый закон Госсена: величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы благ данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения.
Второй закон Госсена: для максимального удовлетворения потребностей в условиях, когда запасы благ недостаточны для полного насыщения, необходимо остановить потребление всех благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления становится одинаковой.
эквимаржинальный принцип (т.е. 2 закон)
МU(Х)/ Рх = МU(Y) / РY= ... = МU(Z) / РZ (Р – цена)
при оптимальном распределении ограниченного дохода уровень полезности, получаемый потребителем от расходования последней денежной единицы, одинаков для всех покупаемых благ.
-
Предположения в отношении предпочтений потребителя. Кривые безразличия и их свойства.
предпочтение – это симпатия или антипатия потребителя. основные положение относительно индивид. предпочтений: 1) способность ранжировать альтернативы; 2) предпочтения транзитивны.
Кривая безразличия — множество точек, отражающих равноценные для потребителя наборы благ. образует карту кривых безразличия. свойства кривых:
-
расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий уровень полезности; -
для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон; -
имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения; -
никогда не пересекаются; -
наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны
-
Производство и технология. Понятие производственной функции.
Производство
— это процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и выполнения услуг.
Технология - совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Производственная функция определяет макс. объем выпуска продукции при каждом заданном кол-ве ресурсов.
Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимым из этого объёма факторов, описывается производственной функцией.
Q = f (L, K, M) (Q – макс. объем продукции, производимый при данных технологии, количестве и сочетании ресурсов; L, K, M - величины используемых ресурсов)
Свойства фун-и:
-
Существует предел для увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях. -
Существует определённая взаимная дополняемость факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определённая взаимозаменяемость этих факторов. -
Изменения в применении факторов производства более эластичны в долгосрочном периоде.
-
Природа издержек производства, их структура и виды.
издержки производства – это выраженные в стоимостной форме затраты по производству, связанные с отказом от альтернативного использования ресурсов.
постоянные – не зависят от объема производства, переменные – зависят; общие – издержки в целом при каждом данном объеме производства.
виды:
Бухгалтерские издержки (БИ) – фактические расходы в денежной форме, связанные с осуществлением производства.
Экономические издержки – альтернативная стоимость отвлекаемых для данного производства ресурсов. являются индикатором будущего состояния производства, обусловленного принимаемыми решениями. эконом. издержки (ЭИ = (БИ – бИ) + НИ + НП) состоят из:
явные (внешние) - денежные выплаты за привлекаемые для производства ресурсы.
неявные (внутренние) (НИ)- затраты собственных неоплаченных ресурсов и упущенных выгод, которые не находят отражения в бухгалтерском учете.
безвозвратные издержки (бИ)– реально понесенные затраты, но не учитываемые при принятии текущего решения.
нормальная прибыль – минимальная плата за удержание предпринимательских способностей от альтернативного использования.
-
Концентрация и централизация капитала. Диверсификация.
Концентрация - процесс увеличения размеров капитала путем использования части прибыли на расширение производства. Результат концентрации производства — образование монополий. может осуществляться в формах:
-
концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа; -
концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях; -
концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
Централизация - увеличение размеров капитала путем добровольного объединения отдельных капиталов предприятий и насильственного присоединения чужих капиталов путем их разорения. позволяет аккумулировать необходимые денежные средства для финансирования конкретных программ.
+ конц. и центр.:
-
положительный эффект от масштаба; -
значительное расширение финансовых возможностей фирмы; -
возможность привлечения профессиональных кадров; -
экономия на трансакционных издержках.
Диверсификация — процесс расширения предприятия, проявляющийся в росте ассортимента продукции и числа обслуживаемых рынков. В результате образуется конгломерат. Он может объединять производство товаров, никак не связанных между собой. Выгоды для фирмы:
возможность распределить риск; возможность быстрой смены производственной стратегии фирмы в направлении производства коммерчески выгодных товаров; возможность синергетического эффекта, при котором 1 + 1> 2.
-
Рынок совершенной конкуренции: определяющие признаки, достоинства и недостатки.
Конкуренция — процесс борьбы фирм за платежеспособный спрос. создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка.
совершенная конкуренция – тип, при котором фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене. характерно: отсутствие барьера для входа на рынок, большое количество продавцов и покупателей, маленький размер фирм, однородный товар, отсутствие ценовой конкуренции и контроля над ценами, свободный доступ к рыночной информации, наличие
неценовой конкуренции (пример: фондовые биржи, с/х рынки).
+:
-
способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров; -
вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства; -
создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством; -
обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; -
нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.
-:
-
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; -
отрицательно сказывается на защите окружающей среды; -
не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования; -
не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; -
не гарантирует право на труд, на доход на отдых; -
не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
-
Экономическая природа и виды монополии. Источники монопольной власти.
Монополия – модель рынка, основными характеристиками которой являются концентрация рыночного предложения в руках одного продавца, отсутствие товаров- субститутов, входные барьеры для вступления в отрасль. типы:
-
закрытая монополия - возникает, если монопольное положение защищено законодательно. -
открытая монополия связано с инновационными разработками: на какое-то время фирма оказывается единственным производителем уникального товара – собственной инновации. -
естественная монополия – они возникают в отраслях, которые имеют жизненно важное значение для экономики (передача электроэнергии, почтовое сообщение, метрополитен)
Монопольная власть — возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. В качестве измерителя считается величина, на которую цена превышает предельные издержки. метод был предложен экономистом Аббой Лернером: