Файл: Предмет экономической теории. Формирование основных направлений экономической теории и их эволюция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


L = (P — MC) / P.

Чем больше L, тем больше монопольная власть. Данный коэффициент может быть выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма:


L = (P — MC) / P = -1 / Ed, где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.

источники:

  • эластичность рыночного спроса на продукцию фирмы;

  • Число фирм на рынке. Чем меньше фирм на рынке, тем при прочих равных условиях больше возможность отдельной фирмы влиять на цены;

  • Взаимодействие между фирмами. более тесное взаимодействие между собой фирмы повышает монопольная власть.

  1. Антимонопольная политика. Экономические последствия и регулирование деятельности монополий.

Антимонопольная политика – неотъемлемый инструмент гос. регулирования в рыночной экономике, обеспечивающий возможность реализации потенциальной эффективности функционирования рынка народного хозяйствования.

Формы и методы государственного регулирования экономики:

  • административные - лицензирование и квотирование; контроль за ценами и качеством;

  • правовые - законодательные; нормативные;

  • косвенные эконом. - субсидии; дотации; пособия; льготное кредитование; налоговые льготы;

  • прямые эконом. - кредитно-денежные; налогово-бюджетное регулирование; тарифные методы регулирования.

Направления антимонопольной политики государства:

  • прямое регулирование цен - установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста.

  • налогообложение – два типа налогов: потоварного (переменные издержки), ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска и паушального (постоянные издерж) взимаемого независимо от объема выпуска. Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина.

  • регулирование естественных монополий - в нашей стране осуществляется в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.), который устанавливает правовые основы федеральной политики, касающиеся этих структур.



  1. Характерные черты монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция и реклама.

Монополистическая конкуренция - особая рыночная структура, при которой большое кол-во производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо др. признаку.


Характерные черты: большое кол-во продавцов и покупателей, маленький и средний размеры фирм, дифференцированный товар, ограниченный контроль над ценами, низкий барьер для входа на рынок, свободный доступ к рыночной информации, ограниченная ценовая конкуренция, полная неценовая конкуренция (рынок пищ. промышленности, фармацевтический рынок, рынки одежды)

Неценовая конкуренция. В какой-то период времени фирма может не иметь перспективы увеличения прибыли за счет снижения цены. выходом остается неценовая конкуренция. направления:

1) улучшение качества продукта - является важным средством реализации новых профессиональных знаний, новых технологий и систем управления. важную роль в двух смыслах: а) удачное улучшение продукта одной фирмой заставляет конкурентов превзойти рыночное преимущество этой фирмы; б) прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений посредством использования дополнительной прибыли на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

2) реклама - фирма надеется привлечь потребителей к ее дифференцированному продукту. На экономич. языке - фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса вправо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

3) стимулирование сбыта - компании разрабатывают программы лояльности, проводят конкурсы, организовывают дегустации, акции и многое другое, чтобы мотивировать клиентов купить товар или услугу.

виды: сервисная, функциональная, коммуникативная, продуктовая, инновационная.

  1. Олигополия: основные черты и стратегии поведения.

Олигополия —тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей.

основные черты: малое кол-во продавцов, большой размер фирм, большое кол-во покупателей, однородный и дифференцированный товар, значительный контроль над ценами, высокий барьер для входа на рынок, ограниченный доступ к рыночной информации, ограниченная ценовая конкуренция, полная неценовая конкуренция (автомобильный рынок, рынок сотовой связи, быт.техники).


стратегии поведения делятся на две группы: первая группа предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия), вторая — отсутствие согласованности (некооперативная стратегия).

  1. Модель картеля. Механизм разрушения картельного соглашения. (?)

Картель — группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения и цен с целью получения монопольной прибыли.

Картельное соглашение существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Модель картеля — представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.

Картель можно определить как формальную организацию продавцов в целях ограничения конкурентных сил на рынке. предполагает сговор между продавцами относительно:

  • принципа установления цен;

  • раздела рынков сбыта;

  • квот производства и сбыта участников;

  • обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Картели могут иметь национальный и международный характер. Основная цель заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора. После заключения соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера. Первая группа проблем касается согласования противоречивых интересов между членами картеля и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группа затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля.

трудность картельного соглашения в его выполнении. Если все члены картеля будут нарушать установленные цены и квоты, это приведет к падению рыночной цены до конкурентного уровня и к распаду картеля. любое картельное соглашение предусматривает целый ряд мер по выявлению и предотвращению обмана между его участниками.

  1. Факторы производства. Особенности функционирования рынков факторов производства.

1) Труд — умственные или физические способности человека, которые требуются при производстве. Главные характеристики труда — интенсивность и производительность
.

Интенсивность труда — то, сколько рабочей силы тратится за единицу времени. Производительность труда — его результативность. измеряют кол-вом продукции, которую произвели за единицу времени.

2) Земля — все виды природных ресурсов, которые мы используем для производства экономических благ.

3) Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства: оборудование, инструменты, производственные здания, транспортные средства, сырье. выделяют:

  • Физический — все изделия, которые созданы человеком.

  • Денежный — валюта и ценные бумаги, которые используют для покупки сырья и материалов для производства.

По длительности использования разделяют на:

  • Основной - используют долго. Издержки покрываются постепенно и в долгосрочной перспективе. приборы, станки, роботы, машины.

  • Оборотный - имеет маленький срок использования, а затраты на него возмещаются сразу. сырье и расходные материалы, топливо, запчасти.

4) Предпринимательство (предпринимательские способности) — навыки и знания, которые позволяют оптимально использовать факторы производства и получать максимальный доход.. Предприниматель должен уметь:

  • организовывать все факторы и средства производства, чтобы выпускать определенное количество товаров;

  • принимать правильные решения и разрешать конфликты;

  • осваивать новую информацию, вводить новые технологии и продукцию на производство;

  • быть мобильным и способным подстраиваться под меняющиеся условия;

  • брать на себя ответственность за принятые решения.

5) Информация —знания, способствующие успешной экономической деятельности.

факторные доходы: 1) – з/п, 2) – рента, 3) - %, 4) – прибыль, 5) – роялти (вознаграждение за использование авторских прав).

  1. Содержание и особенности рынка труда. Спрос и предложение труда.

Рынок труда —система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со стороны населения. Основными элементами являются спрос, предложение и равновесная цена (зарплата).

Спрос на труд — кол-во рабочего времени, которое работодатель готов предложить исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда. фактором, определяющим спрос на труд, является уровень заработной платы.