Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ КОНСТИТУЦИИ
§1. Понятие «правовая охрана» Конституции Российской Федерации и механизм последней
§2. Нормативные основы охраны Конституции Российской Федерации
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§2. Формы правовой охраны и конституционно-правовая ответственность
Согласно части 1 статьи 137 Конституции РФ такие поправки могут вноситься в законоположения статьи 65 Конституции РФ, которая определяет состав государства. Данное вносится на основании Федеральных конституционных законов о принятии в РФ нового субъекта и образовании в состав последней такового, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта страны. Примером тому могут послужить недавние изменения. Так, в состав Российской Федерации, на основании статьи 65 Конституции РФ входят Донецкая Народная Республика2, Луганская Народная Республика1, Херсонская область 2и Запорожская область3. Вместе с тем, практика образования нового субъекта в состав РФ реализовывалась и в 2014 году, когда в состав РФ вошла Республика Крым и появился третий город федерального значения – Севастополь4.
Наиболее мягким режимом предстает внесение изменений наименования субъектов. Данное зачастую применяется в практике. Примером тому может послужить следующее: Кемеровская область – Кузбасс5.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно говорить о том, что нормативные охраны основы Конституции РФ сосредоточены в отраслевом законодательстве (в части посягательств на основы конституционного строя), а также непосредственно и в самом тексте Конституции РФ.
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Субъекты правовой охраны
Рассматривая вопрос о субъектах правовой охраны Конституции РФ, следует отметить, что в лице последних выступает система государственных органов.
Безусловно, главенствующее положение в этой связи занимает Президент РФ. Последний предстает гарантом охраны Конституции1, что явствует из законоположений части 2 статьи 80 Конституции РФ «…В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета российского государства, его независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти».
Так, для реализации вышеобозначенных функций закон наделяет главу государства широким спектром полномочий, к примеру, вводить военное положение в стране посредством издания Указа2и др. Помимо того, на главу государства возложены обязанности по определению внешней политики, а также обеспечению должного исполнения национального законодательства органами государственного аппарата.
Наряду с указанным, Президент РФ выступает в качестве гаранта прав и свобод человека. Последние, в свою очередь, составляют основы конституционного строя РФ. Также во время инаугурации дает обязательства относительно соблюдения и защиты основного закона страны3.
Следующем субъектом правовой охраны Конституции РФ выступает Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, что следует из части 1 статьи 95 Конституции РФ.
Вышеуказанный орган не поименован в тексте Конституции РФ как гарант правовой охраны последней, однако, в настоящее время заметна тенденция укрепления и усиления влияния на указанное Федерального Собрания. Так, полномочия данного органа в формировании государственных органов, а также модернизации системы сдержек и противовесов в российском государстве посредством конституционно-правового регулирования взаимоотношений верхней палаты парламента свидетельствуют об укреплении его роли в механизме правовой охраны Конституции РФ1.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой – нижней палатой Федерального Собрания. Вместе с тем, статьи 102, 103 указанного закона определяют круг ведения обозначенных палат. Так, принятие Федеральным собранием законов говорит о том, что его роль как субъекта в механизме реализации правовой охраны Конституции РФ велика, так как последние составляют правовой базис в целях защиты основ конституционного строя российского государства.
Значимую роль в призме правового регулирования Конституции РФ безусловно занимает и Правительство РФ, а также органы прокуратуры и иные органы государственной власти. По аналогии с Федеральным собранием, их роль как гарантов Конституции РФ не указана в тексте последней, однако, она несомненно велика, поскольку данные структуры определяют функционирование всего государственного аппарата РФ. К примеру, согласно статье 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»2 предметом прокурорского надзора выступает соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Наряду с указанным, нельзя умалять роль граждан и объединений последних как субъектов охраны Конституции РФ1.
Так, деятельность обозначенных субъектов правоотношений имеет своим объектом общественные отношения, которые подлежат конституционно-правовой охране, в которых затрагиваются конституционные ценности. Примером указанного может послужить статья 46 конституции РФ. Так, на основании части 1, 2 указанной нормы: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».
Вместе с тем, в соответствии с пунктом «а» части 4 статьи 125 Конституции РФ граждане имеют право обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод последних.
Из указанного следует, что обозначенные мною разновидности реализации прав опосредуют активную охрану Конституции РФ2. Между тем, имеет место и пассивная форма, сущность которой проявляется в соблюдении и выполнении обязанностями граждан, закрепленных в национальном законодательстве, а также конкретизированы в тексте Конституции РФ.
И наконец, особое место в призме охраны Конституции бесспорно занимает Конституционный Суд РФ3. Так, в силу положений части 1 статьи 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ предстает высшим судебным органом конституционного контроля в российском государстве, который осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ. Так, проверка Конституционным Судом законности нормативно-правовых актов безусловно отвечает реальным потребностям правовой охраны Конституции РФ.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. В механизме правовой охраны Конституции РФ задействован ряд субъектов, наделенных определенными полномочиями. К числу таковых относятся Президент РФ как гарант Конституции РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, граждане и объединения, органы прокуратуры и др. Немаловажную роль в данном механизме играет Конституционный Суд РФ, поскольку последний управомочен проверять на соответствие Конституции РФ нормативно-правовую базу.
§2. Формы правовой охраны и конституционно-правовая ответственность
Первой формой правовой охраны Конституции РФ является конституционный контроль1. Последний представляет собой деятельность Конституционного Суда РФ, реализуемая в целях проверки соответствия положений Конституции РФ действующему законодательству, а также другие полномочия данного органа2.
Исходя из вышеуказанного определения, можно выделить следующий ряд признаков, характеризующих конституционный контроль:
1. осуществляется специально уполномоченным государственным органом – Конституционным судом РФ. В этой связи следует отметить, что никакой любой орган, кроме него, не вправе выполнять полномочия, возложенные на данный Суд. Так, иные контролирующие органы имеют право на обращение в настоящий Суд посредством с запросом в общем порядке;
2. его основным содержанием предстает проверка законоположений отечественного действующего законодательства на предмет соответствия конституционным положениям. Вместе с тем, последние являют собой некий ориентир для последующего внесения изменений в законодательные акты, а также приведение указанных в полное соответствие стандартам, закрепленным в Конституции;
3. данная форма осуществляется в регламентированном законом порядке. Так, на законодательном уровне закреплена структура данного Суда, а также закреплены полномочия последнего и процедура осуществления производства указанным органам, наряду с определением решений, принимаемых им;
4. данное реализуют специальные субъекты, наделенные спецификой правового статуса. Речь идет о судьях Конституционного Суда РФ, которые управомочены исполнять функцию конституционного контроля.
Наряду с указанным следует отметить, что правовые основы создания и деятельности данного органа заложены непосредственно в тексте Конституции РФ, что явствует из законоположений статей пункта «ж» части 1 статьи 102, 125, 128 Конституции РФ, а также более детально раскрыты в одноимённом Федеральном конституционном законе.
Безусловно, важнейшей задачей рассматриваемого органа выступает охрана конституционного строя российского государства. Так, акты и отдельные положения последних, чья конституционность опровергнута Конституционным судом РФ, утрачивают свою юридическую силу. Приведу пример из судебной практики1. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 № 13-П были признаны пункты в части указанного Закона субъекта страны на несоответствие Конституции РФ, ввиду чего Суд постановил законодателю указанного субъекта РФ в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения.
Вместе с тем, следует отметить, что Законом РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» 2 закреплен федеральный уровень контроля, который непосредственно осуществляется Конституционным судом РФ. Следует отметить, что к числу таких уровней относился и уровень субъектов в силу чего указанное реализовывалось на региональном.
Так, существовали Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые осуществляли проверку конституционности актов местного законодательства. Безусловно, полномочия таких судов гармонизировали юрисдикцию Конституционного суда, поскольку защищали конституционные ценности на региональном уровне, а также на федеральном. Однако в настоящее время ситуация с Конституционными судами субъектов, мягко говоря, обстоит весьма прискорбно. Единственный действующий суд оставался в Свердловской области, однако, не так давно прекратил свою деятельность. Также, Федеральным конституционным законом «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы»1 закреплено, что данные суды упраздняются до 01.01.2023 года, т.е. в настоящий момент они все упразднены. Вместе с тем, положения о таковых отсутствуют и в тексте Конституции, однако, еще остаются в положениях Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»2.
По моему мнению, упразднение Конституционных судов субъектов РФ обусловлено их неэффективностью, поскольку в некоторых из таковых не рассматривались дела, однако, деятельность финансировалась годами. Но все же, существование данных судов в некоторых субъектах РФ безусловно оказало значимую роль в механизме правовой охраны Конституции РФ.
Второй формой правовой охраны Конституции РФ предстает конституционный надзор. Рассматривая вопрос о конституционном надзоре, следует отметить, что точки зрения правоведов на счет разграничения / отождествления с конституционным контролем неоднозначны3.
Сложности также вызывает отсутствие легальных дефиниций указанных понятий в тексте Конституции или же принятых в ее исполнение нормативно-правовых актов. Вместе с тем, проблемой предстает и то, что отсутствует конкретика в рамках отечественного законодательства в части указаний на орган, осуществляющий конституционный надзор.
Так, по моему мнению, данным безусловно не может являться Конституционный Суд РФ, поскольку на него возложены функции конституционного контроля, а также не может осуществлять надзорные функции в силу того, что не наделен инициативой проверки конституционных.