Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ КОНСТИТУЦИИ
§1. Понятие «правовая охрана» Конституции Российской Федерации и механизм последней
§2. Нормативные основы охраны Конституции Российской Федерации
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§2. Формы правовой охраны и конституционно-правовая ответственность
Вместе с тем, по моему мнению, данная форма очевидно присуща органам прокуратуры, поскольку в предмет прокурорского надзора, как было отмечено мною ранее, в первую очередь входит соблюдение Конституции РФ.
В подтверждение моим словам приведу пример. Так, согласно части 2 статьи 27 Конституции РФ каждый может свободно выезжать за пределы страны. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» 1судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе ряд требований в отношении должника. Исходя из указанного, можно говорить о том, что прокуратура в этой части следит за тем, чтобы временное такое ограничение должника за пределы РФ не превратилось в отношении последнего де-факто в постоянное ограничение его конституционного права, поскольку ему не представляется финансовой возможности погасить его задолженность2.
Вместе с тем, на основании вышеуказанного можно говорить о том, что несмотря на разную правовую природу рассматриваемых форм правовой охраны Конституции, они все же взаимодействуют друг с другом.
Рассмотрев формы правовой охраны Конституции РФ, уделим внимание конституционно-правовой ответственности.
Проанализировав положения Конституции РФ, можно выделить следующие формы конституционной ответственности:
а) основания отрешения Президента РФ от должности, что следует из статей 93, 102, 103 Конституции РФ. К примеру, отрешение на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения последнего в государственной измене;
б) основания отставки Правительства РФ, что явствует из статей 83, 103, 117 Конституции РФ. Например, Президентом может принято решение об отставке указанного органа;
в) основания роспуска Государственной думы, согласно статьям 84, 109, 111, 112, 117 Конституции РФ. К примеру, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ.
Исходя из изложенного, можно говорить о том, что конституционно-правовая ответственность, в отличие от юридической, опосредует своей целью стимулирование должного поведения. Вместе с тем, она выполняет охранительную роль в механизме правовой защиты Конституции РФ, поскольку защищает политической строй общества от захвата власти всевозможными политическими группировками.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Выделяют две формы правовой охраны Конституции РФ: контроль и надзор. Первую осуществляет Конституционный суд РФ. Что касаемо второй, данное конкретно не закреплено на законодательном уровне, ввиду чего возникают проблемы при толковании данных понятий, что усугубляет и отсутствие легальных дефиниций последних. По моему мнению, конституционный надзор осуществляет прокуратура, так как данное косвенно отражено в предмете прокурорского надзора. Рассматривая конституционно-правовую ответственность, мною было обозначено, что последняя также играет роль в механизме правовой охраны Конституции РФ, поскольку защищает политической строй общества от захвата власти всевозможными политическими группировками.
Заключение
Таким образом, подводя итоги настоящего курсового исследования, можно сделать следующие выводы.
В силу приоритетного положения Конституции РФ в структуре национального законодательства исходя из ее главенствующего и руководящего начала, положенного в функционирование правовой системы страны, она нуждается в особой правовой защите.
Рассматривая вопрос о понятии и механизме правовой охраны Конституции РФ, мною было обозначено, что под правовой охраной Конституции РФ в широком трактовании следует понимать создание соответствующих гарантий, условий верховенства Конституции РФ как нормативно-правового акта, имеющего особый юридический статус, что непосредственно находит свое отражение в нормах данного Закона. В узком же смысле – конституционный контроль и конституционный надзор как формы правовой охраны Конституции.
Говоря о механизме правовой защиты Конституции РФ, данное позволяет обеспечивать механизм последней посредством основ его функционирования: субъектов правовой охраны и конституционной ответственности.
Что касаемо нормативных основ правовой защиты Конституции РФ, мною было выделено два спектра: регламентация конституционно-правовых запретов, что предполагает собой закрепление в отраслевом законодательстве норм-запретов, обеспечивающих стабильность государства, а также общественной жизни; нормы конституционно-правового характера, касающиеся порядка изменений Конституции РФ, а также внесения поправок в ее законоположения. Последние закреплены в самом тексте Конституции РФ.
Рассматривая субъектов правовой охраны Конституции РФ, мною было отмечено, что к таковым относятся следующие: Президент РФ как гарант Конституции РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ. Последние органы выполняют значимую роль в механизме реализации правовой защиты Конституции РФ, однако, ее гарантами, в отличие от главы государства, не являются. Также к числу таковых субъектов относятся органы прокуратуры и иные органы государственной власти. Вместе с тем, немала и роль граждан и их объединений в реализации данного механизма посредством обращения в Конституционный Суд РФ, который также выступает в качестве субъекта правового механизма, занимающего особое место.
Говоря о формах правовой охраны и конституционно-правовой ответственности, мною было определено, что выделяют две формы правовой охраны Конституции РФ: контроль и надзор. Первую осуществляет Конституционный суд РФ. Что касаемо второй, данное конкретно не закреплено на законодательном уровне, ввиду чего возникают проблемы при толковании данных понятий, что усугубляет и отсутствие легальных дефиниций последних. По моему мнению, конституционный надзор осуществляет прокуратура, так как данное косвенно отражено в предмете прокурорского надзора.
Рассматривая конституционно-правовую ответственность, мною было обозначено, что последняя также играет роль в механизме правовой охраны Конституции РФ, поскольку защищает политической строй общества от захвата власти всевозможными политическими группировками.
Однако отсутствие легальных дефиниций конституционного контроля и надзора служит препятствием к правильному понимаю и разграничению данных понятий.
В целом, можно говорить о том, что правовая охрана Конституции РФ представляет собой правой институт, выступающий в структуре конституционного права как самостоятельный.
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный Интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 25.07.1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. – № 3. – 06.01.1997.
4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // Российская газета. – № 21. – 02.02.2002.
5. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Российская газета. – № 66. – 24.03.2014.
6. Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» // Российская газета. – №280. –11.12.2020.
7. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области» // Российская газета. – № 226. – 06.10.2022.
8. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области» // Российская газета. – № 226. – 06.10.2022.
9. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» // Российская газета. – № 226. – 06.10.2022.
10. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» // Российская газета. – № 226. – 06.10.2022.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 08.12.2022) // Собрание законодательства РФ. –17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
12. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 05.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – № 229. – 25.11.1995.
13. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2022) // Парламентская газета. – № 131. – 10.10.2007.
14. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Парламентская газета. – №11. – 20-26.03.2020.
Научные статьи
15. Абдулхаликова, В.А. Понятие конституционного контроля / В.А. Абдулхаликова // Евразийский научный журнал. – 2017. – №2. – С. 123 – 124.
16. Васильева, Н.Ю. Правовые особенности принесения присяги Президентом Российской Федерации / Н.Ю. Васильева // Аграрное и земельное право. – 2019. – №6 (174). – С. 50 – 53.
17. Волков, Р.Н. Понятие конституционного контроля в современной российской науке / Р.Н. Волков // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2016. – №29. – С. 81 – 89.
18. Волчкова, Н.Н. Механизм обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации / Н.Н. Волчкова // Евразийский Союз Ученых. – 2018. – №11-3 (56). – С. 51 – 55.
19. Гиниатуллина, И.А. К вопросу о конституционных ограничениях прав и свобод человека / И.А. Гиниатуллина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №5-2. – С. 295 – 298.
20. Дурнова, И.А. Народ как субъект защиты основ конституционного строя / И.А. Дурнова // Вестник ПАГС. – 2012. – №1 (30). – С. 98 – 104.
21. Зенкин, С.А. Модернизация Конституции Российской Федерации: нормативная модель и практика / С.А. Зенкин // Lex Russica. – 2018. – №11 (144). – С. 40 – 62.
22. Иксанов, Р.А., Хилажева, С.С., Шкильдина, Е.К. Понятие «правовой охраны» и «правовой защиты» в теории права / Р.А. Иксанов, С.С. Хилажева, Е.К. Шкильдина // Научный журнал. – 2018. – №4 (27). – С. 90 – 91.
23. Ильин, И.М. Категория «Стабильность Конституции Российской Федерации» и её политико-правовые гарантии в конституционной доктрине и практике / И.М. Ильин // Вестник ВУиТ. – 2019. – №4. – С. 69 – 80.
24. Колодий, И.О. «Преобразование» Конституции Российской Федерации / И.О. Колодий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1. – С. 42 – 47.
25. Медведева, Т.П. Правовой статус Совета Федерации в свете поправок к Конституции Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. №3 (51). С. 195 – 200.
26. Мухлынина, М.М. Сравнительный анализ деятельности органов конституционного контроля и конституционного надзора / М.М. Мухлынина // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – №2. – С. 61 – 63.
27. Нарутто, С.В. Верховенство Конституции как основа конституционного правопорядка в России / С.В. Нарутто // Российское право: образование, практика, наука. – 2018. – №3 (105). – С. 30 – 35.
28. Парцей, В.Б. Прокурорский надзор и конституционный контроль / В.Б. Парцей // Закон и право. – 2021. – №3. – С. 144 – 147.
29. Рамазанова, Э.Т., Гасанов, Г.А. Конституционное ограничение прав и свобод человека / Э.Т. Рамазанова, Г.А. Гасанов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2020. – №2. – С. 66 – 69.
30. Ряховская, Т.И. Деятельность конституционного Суда РФ в сфере обеспечения прямого действия Конституции мерами охраны / Т.И. Ряховская // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2017. – №417. – С. 210 – 213.
31. Сафина, С.Б. К вопросу о «жесткости» конституций республик в составе Российской Федерации / С.Б. Сафина // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – №3. – С. 148 – 151.
32. Сергевнин, С.Л. Реализация и охрана конституции: правовые формы и субъекты / С.Л. Сергевнин // Управленческое консультирование. – 2014. – №3 (63). – С. 100 – 110.
33. Сиксяев А.А. Правовая охрана Конституции РФ / А.А. Сиксяев // NOVAUM.RU. – 2019. – №18. – С. 300 – 301.
34. Таран, Д.П. Современные формы защиты конституции: сравнительно-правовой аспект / Д.П. Таран // Проблемы законности. – 2015. – №130. – С. 53 – 60.
35. Упоров, И.В., Тамазова, А.Д., Голубихина, Н.В. Правовая охрана Конституции и ее существование в советском государстве / И.В. Упоров, А.Д. Тамазова, Н.В. Голубихина // Право и практика. – 2021. – №4. – С. 54 – 60.
36. Фисенко, Е.С. Особенности правореализации статуса Президента РФ как гаранта Конституции / Е.С. Фисенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – №7. – С. 181 – 183.