Файл: 50. Разделение властей и конституционная система органов государственной власти рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50. Разделение властей и конституционная система органов государственной власти РФ.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоя­тельными государственными органами может быть установлен в госу­дарстве демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, ис­полнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть еди­на, ее источником в РФ является многонацио­нальный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государ­ственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законода­тельными, исполнительными и судебными. Конституционный принцип, в соот с которым «государст­венная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функ­ций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом.

Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получи­ла название системы «сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств. Особенностью РФ является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разде­ления властей. Одной из важнейших задач Президента является коор­динация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделён  конституционными  нормами различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной  области.  


Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов (ст. 11 Конституции РФ): Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ); прокуратура — органы надзора.

52. Реализация конституционных (основных) прав, свобод, обязанностей человека и гражданина в РФ.

Конституционные права и свободы человека и гражданина – это закрепленные Конституцией Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права неотъемлемые права и свободы принадлежащие каждому человеку от рождения либо в силу гражданства, обеспеченные принудительной силой государства.

Наиболее распространена классификация прав человека в зависимости от сферы действия прав – личные, политические, социально-экономические, процессуальные и коллективные права.

Принципы правового регулирования и реализации прав человека

1. Конституция РФ (ч.1 ст.17 [21]) устанавливает, что права человека признаются (но не устанавливаются) и гарантируются согласно нормам международного права и в соответствии с положениями самой конституции. Данный принцип предполагает возможность использования в качестве источника правовых норм, гарантирующих права человека, не только внутригосударственное, но и международное право.

2. Перечисление прав в Конституции предусматривает неотрицание других общепризнанных прав (ч.1 ст.55 Конституции РФ). Однако в самом перечислении прав человека кроется определенное логическое противоречие. С одной стороны, в современном правоведении общепризнанно, что государство вправе вторгаться в частную сферу только в тех случаях, когда это предусмотрено и в пределах полномочий соответствующих органов. Более того, государство должно вмешиваться в индивидуальную свободу и общественные отношения только в тех случаях, когда это необходимо для выполнения функций государства. С другой стороны, само закрепление прав человека имманентно его ограничивает, очерчивает определенное юридическое содержание, которое зачастую зависит от того, как право сформулировано. Исходя из изложенных соображений, для обеспечения принципа «человеку разрешено все, что прямо не запрещено», необходимо перечислять не права человека, а права государства, пределы его вмешательства в сферу свободы индивида.


3. Неотчуждаемость прав человека (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ) Это один из фундамен­тальных принципов конституционного строя и конституционно-правового стату­са человека в демократических государст­вах. Он означает, что права человека принад­лежат ему от рождения, имеют естествен­ный характер, государство может лишь ре­гулировать их осуществление и устанавли­вать для них гарантии. Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Принцип означает также невозможность лишения индивида принадлежащих ему прав, в том числе и с его согласия.

Государство может исключительно на временной осно­ве ограничивать возможность осуществле­ния некоторых прав и свобод человека в период действия каких-либо режимов чрезвычайного положения. По окончании действия этих режимов права и свободы восстанавливаются в полном объеме1. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, специально пре­дусмотренные статьями Конституции - право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность част­ной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу пред­принимательства, право на жилище (так называемые абсолютные права и свободы), а также права, связанные с судебной защитой. Эти права, должны со­блюдаться при любых обстоятельствах. В случае объявления чрезвычайного положения в Российской Федерации, в Указе Президента о введении такого положения обязательно должен содержаться исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень временных ограничений прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и сво­боды человека и гражданина.

4. Осуществление прав не должно нарушать прав других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ). Этот принцип содержит как ограничение права, заложенное в самой его природе, так и запрет злоупотреблять своими правами. Под злоупотреблением понимается реализация права исключительно в целях причинить вред другим лицам и включает запрет совершать действия, прямо либо косвенно направленные против сложившегося порядка общественных отношений, общественных благ, а также общественной морали.


5. Права человека непосредственно действуют и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти (ст. 18 Конституции РФ) предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются основой для принятия решений государственными органами любого уровня. Они определяют смысл, содержание и применение законов в Российской Федерации. Органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, принимая какие-либо решения, обязаны руководствоваться закрепленными в Конституции положениями, регламентирующими права и свободы. Суды могут использовать ссылки на нормы Конституции для обоснования вынесенных ими решений. Граждане, обращающиеся за защитой своих прав и законных интересов в судебные органы, также могут ссылаться непосредственно на нормы Конституции. При этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют или нет законодательные акты, закрепляющие или конкретизирующие положения, предусмотренные Конституцией. Более того, конституционно закрепленные права и свободы являются правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые им противоречат.

Этот принцип, с одной стороны, сводится к прямому действию конституции, с другой стороны он выступает в совокупности с принципом ст. 2 Конституции в качестве критерия оценки деятельности государства и должен использоваться для толкования законов и иных правовых актов

6. Формальное равенство и запрет дискриминации (ст.19 Конституции РФ) означает равное установление прав и свобод, запрет произвольного применения закона, апартеида и т.д. Принцип равенства включает в себя следующие аспекты: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод, независимо от национальной, социальной, политической, религиозной и другой принадлежности, равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины.

Личные права относятся к категории прав человека, то есть они никак не связаны с гражданством. Эти права неотчуждаемы, принадлежат каждому человеку от рождения и составляют основу всего правового статуса личности. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.


Личные права гарантируются ст. 20-29 Конституции Российской Федерации и включают следую­щие:

  • Право на жизнь (ст. 20)

  • Право на достоинство личности (ст. 21)

  • Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

  • Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23)

  • Доступ к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы человека;

  • Неприкосновенность жилища (ст. 25);

  • Право указывать и определять свою национальную принадлежность (ст. 26)

  • Право пользоваться своим родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26)

  • Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; право выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27)

  • Свобода совести и свобода вероисповедания.

  • Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания

Правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности – то есть закрепленные в Конституции Российской Федерации вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого влечет юридическую ответственность.

Закрепляя широкий набор прав и свобод человека государство берет на себя обязанность по их реализации. В свою очередь человек обладает не только правами, но и целым набором обязанностей. Обязанности, так же как и права можно разделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству.

  • Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ

  • Обязанность защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59)

  • Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)

  • Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)

  • Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44)

  • Обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ст. 38)

  • Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38)