Файл: Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Фобии парализуют людей и не дают им делать то, что они хотят по-настоящему. Например, мунисты сообщают своим адептам, что десять поколений их предков увязли в духовном мире и от них зависит спасение этих предков. Если они не исполнят приказания лидера, то все родственники в духовном мире будут вечно обвинять их в недостатке веры и в предательстве Мессии. У Свидетелей Иеговы человек может иметь серьезную фобию, связанную с простым посещением Здания церкви. Я слышал об инциденте с юным Свидетелем Иеговы, который отказывался участвовать в аварийной эвакуации из средней школы в здание церкви. Плачущего и кричащего десятилетнего мальчика пришлось втаскивать туда силой: он был уверен, что церковь заполнена "дьяволами". (Об этом мальчике мне рассказал преподобный Боб Пардон.)
Я встречался с людьми, чьи ранее существовавшие фобии использовались против них в культе. Одну женщину в детстве запирали в чулане с крысой. Когда она вступила в культовую группу, ей сказали, что если она когда-либо предаст лидера, то окажется навечно замурованной в комнате с 10 000 крыс. Однажды я встретил бывшего кришнаита, которому сказали, что если он когда-нибудь покинет группу, то пройдет через 10000 реинкарнаций как какой-нибудь таракан или блоха. Я, например, воспитывался в еврейской семье, а мунисты внушали мне, что 6 миллионов евреев погибли при холокосте в уплату за "греховный" отказ принять Иисуса как своего спасителя. Эти жуткие смерти якобы послужили основой для того, чтобы Мун пришел вновь как Новый Мессия - и если я не последую за Муном, все эти люди разгневаются и будут обвинять меня вечно.
Каждый из этих видов контроля - поведения, информации, мышления и эмоций - имеет собственный потенциал, способный значительно изменить личность человека. Когда применяются все формы контроля, результат оказывается более чем экстремальным. BITE-модель является руководством по распознанию, пониманию и объяснению аспектов контроля сознания. Большинство деструктивных групп используют не все упомянутые мною направления контроля сознания. Группа, изменяющая имена, настаивающая на особой форме одежды, на изолированной жизни, исключающей контакты с посторонними, будет, по всей видимости, опаснее той, которая этого не делает. Но самое важное - это всеобъемлющее влияние на конкретного человека, на его свободную волю и способность думать независимо.
Имейте в виду: BITE-модель существует в континууме, и в зависимости от группы ее характерные черты могут варьироваться от умеренных до очень интенсивных. Степень контроля сознания также может очень серьезно меняться в пределах определенной группы. Тот, кто находится в самой широкой части пирамиды (особенно - маргинальные члены группы), обычно испытывают гораздо менее сильный контроль, чем те, кто образуют ядро организации. В настоящей книге речь идет по большей части о ядре, нежели о периферии. Например, Трансцендентальная Медитация (ТМ) удовлетворяет BITE-модели, хотя большинство ее приверженцев находятся на периферии группы: они платят деньги, проходят инициацию
, получают свою "частную" мантру, практикуют 15-минутную технику ТМ дважды в день и не идут дальше. (Членам этого культа запрещается раскрывать свою мантру, которая рассматривается в качестве личной и строго засекреченной (см. www.trancent.oiig/secrets/checking/steps). Однако список мантр, теперь опубликованный в Интернете по адресу www.minet.org/steps, показывает, что мантры назначались принятым в соответствии с их возрастом и годом посвящения. Другими словами, уникальная мантра вовсе таковой не является.). Те, кто продолжает заниматься на "продвинутом" уровне, ежедневно медитируют часами, учатся "левитировать", идут в Международный Университет Махариши и начинают рассматривать своего Мастера как единственное просвещенное существо на Земле, что, конечно, соответствует модели контроля сознания.
Хотя практически все аспекты современной жизни формируются под тем или иным влиянием, конструктивное, творческое влияние легко отличить от деструктивного. В доброжелательной группе влияние положительно, и центр контроля находится в самом человеке. Влияние используется только для того, чтобы поощрять независимое мышление и принятие решений, поддержать самосознание и самоконтроль. Индивидуальность, творческий потенциал и свободная воля личности уважаются и поддерживаются. Люди распознают и понимают различные способы влияния в этой среде. Приветствуется знакомство с разнообразными источниками информации.
В деструктивном культе центр контроля смещается к коллективному "я" группы или же к лидеру последней. Новый участник отказывается от способности принимать решения. Создается псевдоличность, которая подавляет подлинное "я" и поддается внешнему контролю. (West Louis Jofyon & Martin Paul. fteudo-Identity and the Treatment of Personality Change in Victims of Captivity and Cults // Steven Jay Lynn and Judith Rhue S., eds. Dissociation: Clinical and Theoretical Perspectives. New York, NY: The Guilford Press,
1994. P. 268-288.) Индивидуальность отодвинута на второй план, а свободная воля разрушена. Людей держат в неведении, а сами процессы влияния преподносятся как мистические или духовные. Доступ к любой противоречащей информации исключен.
40 СОЗДАНИЕ КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Культы последовательно манипулируют элементами, формирующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль сознания отделяет человека от его подлинной личности и создает новую личность, зависящую от группы. С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную
, отличную от изначальной, конфигурацию. Последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки "диссоциативного расстройства" в том виде, как оно определено в диагностическом справочнике Американской психиатрической ассоциации DSM-IV (300.15). (American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th edition. Washington, D. C., 1994.). Его поведение может также походить на поведение патологически зависимой личности.
Одно из широкораспространенных беспокойств семей и друзей заключается именно в радикальном изменении личности близкого человека. Дабы он был хорошим членом культа, его учат манипулировать своим прежним "я" и подавлять его. Переделка часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры речи и поведения, а также "семьи", "друзей", мыслей, эмоций, религиозных чувств.
Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимопонимание между адептом и членами его семьи, друзьями и близкими. С человеком, находящимся под воздействием культового контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реальности. Использование деструктивных методов контроля сознания ставит под вопрос саму природу реальности. Когда я был во власти мунистов, мои близкие решительно не понимали, как культу удалось разрушить или "разморозить" мою личность. Для них было совершенно очевидно, что нечто превращало меня в человека, которого они не могли узнать. К моменту обретения мной культовой личности они уже не могли общаться со мной так, как прежде.
Наиболее типичный метод формирования культовой личности состоит в прикреплении нового участника к старшему члену группы. "Духовное дитя" обучается копировать "духовного родителя" всеми способами - вплоть до подражания голосовой тональности лидера группы. Культовая личность является, по существу, двойником лидера культа. В любой момент бодрствования - и особенно в состоянии транса - меня учили быть "маленьким Сан Мьюнг Муном". Я хотел думать, действовать, чувствовать, говорить, двигаться, как он. Библейский культ, Международная Церковь Христа, поощряет ин
тенсивное подражание лидерам в своей практике "ученичества один над другим". Эта техника моделирования преследует несколько целей. Она удерживает "духовного наставника" в наиболее выгодных поведенческих рамках. Она также возбуждает у нового члена группы стремление самому превратиться в уважаемый образец, чтобы затем обучать младших адептов.
После ухода от мунистов я нашел книгу Эдгара Шайна "Принудительное убеждение", чрезвычайно полезную для понимания того, как культ перекраивает личность. (Schein Edgar with Schneierlnge & Barker Curtis. Coercive Persuasion. NY: W. W. Norton & Company, 1971.) Шайн описал процесс контроля сознания, используя модель трансформации мышления, предложенную Куртом Левином:
- размораживание: процесс разрушения личности;
- изменение: процесс идеологической обработки;
- замораживание: процесс укрепления новой личности.
Я переделал и расширил трехступенчатую модель Курта Левина по сравнению с тем, как она изложена в книге Э. Шайна.
Три стадии завоевания контроля над сознанием
I. Размораживание.
а) Дезориентация / замешательство.
б) Сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка.
в) Физиологическая манипуляция:
ѕ депривация сна;
ѕ депривация приватности;
ѕ изменение диеты.
г) Гипноз:
ѕ возрастная регрессия;
ѕ визуализации;
ѕ притчи и метафоры;
ѕ лингвистические двойные связи, (В оригинале - double binds (двойные связи), т. е. путаница понятий, вызывающая растерянность, а также сама растерянность, вызванная противоречивыми влияниями (у ребенка при раздорах между родителями и т. п.). (Прим. перев.) использование внушения.
ѕ медитации, скандирование, моление, пение.
д) Человека заставляют поставить под вопрос собственную идентичность.
е) Переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и забвение положительных воспоминаний).
II Изменение
а) Пошаговое создание и навязывание новой "идентичности":
ѕ формально - в ходе индоктринальных занятий;
ѕ неформально - другими членами группы, аудио-и видеозаписями, книгами и т. п.
б) Использование техник изменения поведения:
ѕ поощрения и наказания;
ѕ блокировка мышления;
ѕ контроль среды.
в) Мистическая манипуляция.
г) Использование гипноза и других техник изменения сознания:
ѕ повторение, монотония, ритм:
ѕ однообразное скандирование или пение, моление, хуление, визуализации;
д) Использование данных исповеди, личных признаний, результатов индивидуальных занятий и групповой деятельности.
III. Замораживание.
а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избавляются:
ѕ отделение от прошлого; сокращение или полное прекращение контактов с друзьями и семьей;
ѕ отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денежных средств