Файл: Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках подхода стратегического взаимодействия мы научимся узнавать, когда близкий человек говорит и действует от лица своей культовой личности. Мы попробуем добиться взаимопонимания и доверия в отношениях с его культовой личностью. Один из ключевых моментов при общении с ней состоит в признании благих намерений, характеризующих каждую ее сторону в отдельности. Наша цель состоит в том, чтобы помочь близкому человеку высвободить структуры докультовой личности, поглощенные личностью культовой, и вновь интегрировать их в подлинное "я".
В моем случае "ребенок" нуждался в совершенных родителях и пол ной безопасности. "Идеалисту" требовался совершенный мир. Религиозно-духовная сторона стремилась к совершенным отношениям с Богом или Создателем. Воин был готов пожертвовать самой жизнью, чтобы достичь этого совершенства. После того как я оставил группу, необходимо было определить субличности, сформировавшие ядро моей мунистской личности, освободить их и в конечном счете интегрировать в посткультовое "я". Необходимо было любить идеалиста в себе, а не просто отбрасывать его в сторону, тем более что мой взрослый идеализм сохранился благодаря детской стороне психики. Мне нужно было, чтобы религиозно-духовная субличность нашла для себя здоровую альтернативу, в связи с чем я не так давно стал посещать неприсоединившуюся еврейскую синагогу. (Впервые после моего детства я нашел раввина и храм, где я чувствую себя Удобно. Мы с моей женой - члены неприсоединившегося храма Бет Зион в Бруклине, штат Массачусетс. Раввин Моше Уолдокс - исключительный духовный лидер. Он удостоил нас с Мисией чести и провел нашу свадебную церемонию. Если вам интересно и вы хотите знать больше, обратитесь по адресу www.templebethzion.org) Воин, продолжающий жить во мне, борется с культовым контролем сознания, - хотелось бы надеяться, без нездоровых проявлений.
В работе с клиентами я стараюсь способствовать целостному исцелению путем всестороннего консультирования. В ходе стратегического взаимодействия с близким человеком вы должны будете оказывать уважение ядру культового "я", помогая ему интегрироваться в новую подлинную, посткультовую личность. Когда эта глубокая терапевтическая работа по интеграции не закончена, бывший культист продолжает конфликтовать, а иногда и воевать с самим собой. Он боится открывать Библию
, боится молиться и даже думать о Боге. Он ненавидит ту часть себя, которая испытывает духовные потребности. Тем самым он остается верен черно-белым представлениям о действительности.
Я хочу дать понять бывшим культистам, что духовность - это не черно-белое мышление и не слепая вера в абсолюты. Сущность веры не в том, чтобы иметь ответы на все вопросы, но в уверенности, что истина и доброта существует так же, как существует Бог. Неудачным оказывается освобождение человека из-под власти деструктивного культа, если он считает себя обязанным вовсе отказаться от религиозных потребностей или очернить их настолько, чтобы они исчезли сами собой. Множество людей поступали именно так, позволив отрицательному культовому опыту мешать их свободной воле.
Когда наши близкие оставляют культ, необходимо признать, что их идеалистическая составляющая продолжает обнаруживать себя. В то же время мы стремимся помочь им усомниться в том, что культовый опыт сделал их ближе к "Богу" или способствовал созданию совершенного мира. Нам следует убедить их идеалистическую субличность в том, что после ухода из группы они могут продолжать работать над достижением этой цели.
136 КАК УСТАНОВИТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТЬЮ
Я никогда не встречался с человеком, которому было бы комфортно общаться со своим близким, находящимся в культе. Для человека естественно испытывать неуверенность и неловкость, когда нормальные средства общения терпят неудачу. Имейте в виду, что вы пытаетесь помочь человеку, чьим поведением, степенью информированности, мыслями и эмоциями манипулирует группа. Чем больше вы поощряете поведение, свойственное его подлинному "я", помогаете b поисках информации, провоцируете определенные мысли и эмоции, тем более продуктивным будет ваше общение. Пытайтесь достучаться до близкого человека на всех этих уровнях.
В своей первой книге я писал о консультировании на основе выявления докультового "я". Теперь, с развитием ПСВ, я поддерживаю двойную цель, преследующую усвоение позитивных сторон культовой личности. Если ее структура вам известна и понятна, вы можете ее использовать, чтобы помочь освободить близкого человека. Вместо ожидания кратких встреч с подлинным "я" можно искать взаимопонимания с культовой личностью и заручиться поддержкой таких ее сторон, как преданность делу и идеализм. И вместо того, чтобы целиком отвергать культовую личность, следует пытаться сформировать новую, "посткультовую" личность, которая воплощает в себе наиболее ценные и здоровые части всех личностей в целом.
137 КАК ОБОЙТИ БЛОКИРОВКУ МЫШЛЕНИЯ
Так называемая "остановка мышления" используется культовой личностью, чтобы блокировать любую идею, высказывание или информацию, подвергающие сомнению доктрину группы или ее руководство. В культе Харе Кришна адептам не разрешают задавать вопросы, сомневаться или "размышлять" (на их языке это называется "спекулировать"). Их учат монотонно распевать "Харе Кришна, Харе Кришна" всякий раз, когда подобные "размышления" возникают. В то время как подлинная цель индуистской медитации заключается в установлении связи с Богом, Международное Общество Сознания Кришны превратило ее в процесс остановки мышления.
Бывший сайентолог: Во время упражнения с условным названием "травля быка", входящего в процесс сайентологических тренингов (ТУ), (Тренинговые упражнения (Training Routines) - жестко стандартизированные, механистические учебные процедуры, обязательные для многократного и много часового повторения во время семинаров в "центрах дианетики" и в "церкви сайентологии". Их эффект в основном отупляюще-дрессировочный, иногда доводящий людей до тяжелейших нервных и психотических срывов. (Прим. перев.)) задача тренера заключается в том, чтобы заставить вас реагировать. Вам же, бесстрастно сидящему подобно роботу или зомби, ни на что реагировать не разрешается, какими бы странными, смущающими или возмутительными ни были воспринимаемые слова и поступки. Нельзя улыбаться или показывать какую-либо другую реакцию. Вас учат отрешаться от чувств и мыслей. Тренер может даже имитировать критические выпады, говоря: "О, ты попал к сайентологам - тебе нужно промыть мозги! Ведь ты в культе! " Если вы улыбаетесь в ответ, он засчитывает провал. Тренер будет вновь и вновь дразнить вас, пока вы не дойдете до такого момента, когда перестаете реагировать на какую бы то ни было критику группы. Я действительно применял подобную технику в разговоре с отцом, когда он попробовал говорить со мной через три месяца после того, как я присоединился к этому культу. Он сказал, что беспокоится обо мне, но при этом прямо нападал на группу. Он показал мне статьи и книгу Полетт Купер под названием "Скандал с сайентологией". (Cooper Paulette. The Scandal of Scientology. NY: Tower Publications, 1971.) Это была первая из критических книг, когда-либо написанных об этой группе. Он обеспечил меня всей информацией, необходимой для того, чтобы я оставил группу, но я просто оградил себя от этого. (Мне рассказала об этом Моника Пиньотти, бывший член сайентологической организации Си Орг с шестилетним стажем.)
Попытка завести разговор с членом культа, применяющим техники блокировки мышления, может привести к разочарованию. Отец: Как мы можем общаться? Если я говорю что-нибудь, он начинает молиться или петь. Он говорит очень тихо и быстро. Я даже не уверен в том, что он на самом деле говорит. Он вновь и вновь повторяет одну и ту же фразу. У меня такое ощущение, что он находится за тысячу миль отсюда. Я так волнуюсь, что чувствую, как у меня подскакивает давление!
Возможно, лучший способ противодействовать техникам остановки мышления (пение, молитва, говорение на языках) состоит в том, чтобы избегать повода провоцировать их применение. Помните: остановка мышления - это непосредственная реакция на то, что воспринимается как критика и отрицание. Будьте осторожны и не делайте критических замечаний о лидере, группе или доктрине, ибо культист запрограммирован блокировать эту тему общения.
Будучи мунистом, я полагал, что сайентология - это культ. Я верил, что кришнаиты - также культ. Не сомневался я и в том, что ТМ (трансцендентальная медитация) - один из многочисленных деструктивных культов, но относительно себя я был совершенно спокоен. Я был уверен в трезвости собственных взглядов. Когда моя семья предъявила мне почерпнутое из средств массовой информации сообщение о том, что Сан Мыонг Мун владеет фабрикой по производству винтовок М-16, я отключился и начал скандировать: "Сокрушим Сатану! " Если бы они были лучше знакомы с проблемой, то могли бы сначала полностью занять меня беседой о сайентологии или кришнаитах. Я бы обратил внимание на то, что мне говорят. Если бы они познакомили меня с бывшим кришнаитом, способным объяснить, что обычно служило причиной его отключения от разговора и перехода к монотонному пению, я бы его внимательно выслушал. Избегая блокировки мышления с моей стороны, родственники в конечном счете высвободили бы меня, чтобы я мог постичь основы объяснения контроля сознания.
Если вы обнаружили, что неосторожно инициировали технику остановки мышления, можете прибегнуть к одному из двух способов: проявить терпение и дождаться, пока процесс закончится (обычно он длится считанные минуты), или попытаться прервать его, обратившись к теме, отвлекающей от основного предмета беседы. Первое менее рискованно, чем второе. По мере улучшения отношений вы сможете поэкспериментировать с различными методами. Выясните, какой из них работает.
138 ПРОЯВИТЕ ИНТЕРЕС К КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Хороший способ добиться взаимопонимания и доверия состоит в том, чтобы начать диалог с культовой личностью. Когда культист говорит: "О, это невероятно! Я делаю нечто потрясающее", можно ответить: "Приведи пример того, что было для тебя действительно важным на этой неделе. Опиши это подробно. Я хотел бы знать" или: "Приведи пример того, как ты себя чувствуешь". Просьбы о примерах и контрпримерах являются ключевыми при сборе информации. Близкий человек может сказать: "Когда я медитировал, у меня были действительно глубокие переживания". В этом случае можно ответить: "Скажи, как это ощущается. Чувствовал ли ты когда-нибудь что-нибудь подобное? Когда? ". Такой вопрос поможет члену культа восстановить связь с докультовым прошлым. Если близкий человек в ответ вспомнит, что точно такие же чувства он испытал, когда ему было пятнадцать лет и он ловил рыбу на озере, можно считать это проявлением подлинной личности, Это важный шаг. Затем можно ввести контрпример: "Ты когда-нибудь переживал нечто такое, что заставляло тебя чувствовать себя одиноким или дезориентированным? На что было похоже это чувство? ".
Собирая такую информацию, вы помогаете члену культа проверить чувство реальности. Приведенная ниже беседа - пример эффективного целенаправленного общения с членом культа.
Участник культа: У меня сегодня был глубокий духовный опыт. Сестра: Что ты испытал?
Участник культа: О, это слишком глубоко, слишком сложно, чтобы я мог объяснить.
Сестра: Передай ощущение, связанное с этим. Если бы ты нарисовал мне картину, что бы на ней было изображено? Если бы это была мелодия, как бы она звучала?
Участник культа: О, ты бы не поняла. Это слишком глубоко. Сестра: Испытай меня!
Участник культа: Хорошо, это было так, точно я был окружен теплым облаком любви, исходящей от Бога. Я чувствовал, что не только слушал Баха, я сам был музыкой.
Сестра: Здорово! Я была в церкви в прошлое воскресенье и чувствовала почти то же самое, что и ты. Разве не изумительно иметь такое чувство благодати?
Добившись, чтобы член культа выразил свой опыт словами, вы получаете благоприятную возможность для возведения мостов. Если у вас были похожие переживания, расскажите о них - это будет способствовать взаимопониманию и доверию. Если духовные впечатления важны для культиста, то тот факт, что вы ими делитесь с ним, Поможет проложить ему дорогу для выхода из группы. Экспериментируйте с другими способами получения информации об опыте и переживаниях близкого человека. Если ваш близкий разбирается в искусстве, попросите написать для вас стихи или песню. Практиковал ли кто-нибудь из членов семьи или друзей медитацию? Если да, то практиковавший может сказать: "Когда на днях я медитировал, у меня было такое теплое чувство. Я чувствовал себя полностью погруженным в любовь" или: "Я занимался йогой этим утром, и у меня было точно такое же чувство. Это было замечательно, не так ли?
В моем случае "ребенок" нуждался в совершенных родителях и пол ной безопасности. "Идеалисту" требовался совершенный мир. Религиозно-духовная сторона стремилась к совершенным отношениям с Богом или Создателем. Воин был готов пожертвовать самой жизнью, чтобы достичь этого совершенства. После того как я оставил группу, необходимо было определить субличности, сформировавшие ядро моей мунистской личности, освободить их и в конечном счете интегрировать в посткультовое "я". Необходимо было любить идеалиста в себе, а не просто отбрасывать его в сторону, тем более что мой взрослый идеализм сохранился благодаря детской стороне психики. Мне нужно было, чтобы религиозно-духовная субличность нашла для себя здоровую альтернативу, в связи с чем я не так давно стал посещать неприсоединившуюся еврейскую синагогу. (Впервые после моего детства я нашел раввина и храм, где я чувствую себя Удобно. Мы с моей женой - члены неприсоединившегося храма Бет Зион в Бруклине, штат Массачусетс. Раввин Моше Уолдокс - исключительный духовный лидер. Он удостоил нас с Мисией чести и провел нашу свадебную церемонию. Если вам интересно и вы хотите знать больше, обратитесь по адресу www.templebethzion.org) Воин, продолжающий жить во мне, борется с культовым контролем сознания, - хотелось бы надеяться, без нездоровых проявлений.
В работе с клиентами я стараюсь способствовать целостному исцелению путем всестороннего консультирования. В ходе стратегического взаимодействия с близким человеком вы должны будете оказывать уважение ядру культового "я", помогая ему интегрироваться в новую подлинную, посткультовую личность. Когда эта глубокая терапевтическая работа по интеграции не закончена, бывший культист продолжает конфликтовать, а иногда и воевать с самим собой. Он боится открывать Библию
, боится молиться и даже думать о Боге. Он ненавидит ту часть себя, которая испытывает духовные потребности. Тем самым он остается верен черно-белым представлениям о действительности.
Я хочу дать понять бывшим культистам, что духовность - это не черно-белое мышление и не слепая вера в абсолюты. Сущность веры не в том, чтобы иметь ответы на все вопросы, но в уверенности, что истина и доброта существует так же, как существует Бог. Неудачным оказывается освобождение человека из-под власти деструктивного культа, если он считает себя обязанным вовсе отказаться от религиозных потребностей или очернить их настолько, чтобы они исчезли сами собой. Множество людей поступали именно так, позволив отрицательному культовому опыту мешать их свободной воле.
Когда наши близкие оставляют культ, необходимо признать, что их идеалистическая составляющая продолжает обнаруживать себя. В то же время мы стремимся помочь им усомниться в том, что культовый опыт сделал их ближе к "Богу" или способствовал созданию совершенного мира. Нам следует убедить их идеалистическую субличность в том, что после ухода из группы они могут продолжать работать над достижением этой цели.
136 КАК УСТАНОВИТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТЬЮ
Я никогда не встречался с человеком, которому было бы комфортно общаться со своим близким, находящимся в культе. Для человека естественно испытывать неуверенность и неловкость, когда нормальные средства общения терпят неудачу. Имейте в виду, что вы пытаетесь помочь человеку, чьим поведением, степенью информированности, мыслями и эмоциями манипулирует группа. Чем больше вы поощряете поведение, свойственное его подлинному "я", помогаете b поисках информации, провоцируете определенные мысли и эмоции, тем более продуктивным будет ваше общение. Пытайтесь достучаться до близкого человека на всех этих уровнях.
В своей первой книге я писал о консультировании на основе выявления докультового "я". Теперь, с развитием ПСВ, я поддерживаю двойную цель, преследующую усвоение позитивных сторон культовой личности. Если ее структура вам известна и понятна, вы можете ее использовать, чтобы помочь освободить близкого человека. Вместо ожидания кратких встреч с подлинным "я" можно искать взаимопонимания с культовой личностью и заручиться поддержкой таких ее сторон, как преданность делу и идеализм. И вместо того, чтобы целиком отвергать культовую личность, следует пытаться сформировать новую, "посткультовую" личность, которая воплощает в себе наиболее ценные и здоровые части всех личностей в целом.
137 КАК ОБОЙТИ БЛОКИРОВКУ МЫШЛЕНИЯ
Так называемая "остановка мышления" используется культовой личностью, чтобы блокировать любую идею, высказывание или информацию, подвергающие сомнению доктрину группы или ее руководство. В культе Харе Кришна адептам не разрешают задавать вопросы, сомневаться или "размышлять" (на их языке это называется "спекулировать"). Их учат монотонно распевать "Харе Кришна, Харе Кришна" всякий раз, когда подобные "размышления" возникают. В то время как подлинная цель индуистской медитации заключается в установлении связи с Богом, Международное Общество Сознания Кришны превратило ее в процесс остановки мышления.
Бывший сайентолог: Во время упражнения с условным названием "травля быка", входящего в процесс сайентологических тренингов (ТУ), (Тренинговые упражнения (Training Routines) - жестко стандартизированные, механистические учебные процедуры, обязательные для многократного и много часового повторения во время семинаров в "центрах дианетики" и в "церкви сайентологии". Их эффект в основном отупляюще-дрессировочный, иногда доводящий людей до тяжелейших нервных и психотических срывов. (Прим. перев.)) задача тренера заключается в том, чтобы заставить вас реагировать. Вам же, бесстрастно сидящему подобно роботу или зомби, ни на что реагировать не разрешается, какими бы странными, смущающими или возмутительными ни были воспринимаемые слова и поступки. Нельзя улыбаться или показывать какую-либо другую реакцию. Вас учат отрешаться от чувств и мыслей. Тренер может даже имитировать критические выпады, говоря: "О, ты попал к сайентологам - тебе нужно промыть мозги! Ведь ты в культе! " Если вы улыбаетесь в ответ, он засчитывает провал. Тренер будет вновь и вновь дразнить вас, пока вы не дойдете до такого момента, когда перестаете реагировать на какую бы то ни было критику группы. Я действительно применял подобную технику в разговоре с отцом, когда он попробовал говорить со мной через три месяца после того, как я присоединился к этому культу. Он сказал, что беспокоится обо мне, но при этом прямо нападал на группу. Он показал мне статьи и книгу Полетт Купер под названием "Скандал с сайентологией". (Cooper Paulette. The Scandal of Scientology. NY: Tower Publications, 1971.) Это была первая из критических книг, когда-либо написанных об этой группе. Он обеспечил меня всей информацией, необходимой для того, чтобы я оставил группу, но я просто оградил себя от этого. (Мне рассказала об этом Моника Пиньотти, бывший член сайентологической организации Си Орг с шестилетним стажем.)
Попытка завести разговор с членом культа, применяющим техники блокировки мышления, может привести к разочарованию. Отец: Как мы можем общаться? Если я говорю что-нибудь, он начинает молиться или петь. Он говорит очень тихо и быстро. Я даже не уверен в том, что он на самом деле говорит. Он вновь и вновь повторяет одну и ту же фразу. У меня такое ощущение, что он находится за тысячу миль отсюда. Я так волнуюсь, что чувствую, как у меня подскакивает давление!
Возможно, лучший способ противодействовать техникам остановки мышления (пение, молитва, говорение на языках) состоит в том, чтобы избегать повода провоцировать их применение. Помните: остановка мышления - это непосредственная реакция на то, что воспринимается как критика и отрицание. Будьте осторожны и не делайте критических замечаний о лидере, группе или доктрине, ибо культист запрограммирован блокировать эту тему общения.
Будучи мунистом, я полагал, что сайентология - это культ. Я верил, что кришнаиты - также культ. Не сомневался я и в том, что ТМ (трансцендентальная медитация) - один из многочисленных деструктивных культов, но относительно себя я был совершенно спокоен. Я был уверен в трезвости собственных взглядов. Когда моя семья предъявила мне почерпнутое из средств массовой информации сообщение о том, что Сан Мыонг Мун владеет фабрикой по производству винтовок М-16, я отключился и начал скандировать: "Сокрушим Сатану! " Если бы они были лучше знакомы с проблемой, то могли бы сначала полностью занять меня беседой о сайентологии или кришнаитах. Я бы обратил внимание на то, что мне говорят. Если бы они познакомили меня с бывшим кришнаитом, способным объяснить, что обычно служило причиной его отключения от разговора и перехода к монотонному пению, я бы его внимательно выслушал. Избегая блокировки мышления с моей стороны, родственники в конечном счете высвободили бы меня, чтобы я мог постичь основы объяснения контроля сознания.
Если вы обнаружили, что неосторожно инициировали технику остановки мышления, можете прибегнуть к одному из двух способов: проявить терпение и дождаться, пока процесс закончится (обычно он длится считанные минуты), или попытаться прервать его, обратившись к теме, отвлекающей от основного предмета беседы. Первое менее рискованно, чем второе. По мере улучшения отношений вы сможете поэкспериментировать с различными методами. Выясните, какой из них работает.
138 ПРОЯВИТЕ ИНТЕРЕС К КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Хороший способ добиться взаимопонимания и доверия состоит в том, чтобы начать диалог с культовой личностью. Когда культист говорит: "О, это невероятно! Я делаю нечто потрясающее", можно ответить: "Приведи пример того, что было для тебя действительно важным на этой неделе. Опиши это подробно. Я хотел бы знать" или: "Приведи пример того, как ты себя чувствуешь". Просьбы о примерах и контрпримерах являются ключевыми при сборе информации. Близкий человек может сказать: "Когда я медитировал, у меня были действительно глубокие переживания". В этом случае можно ответить: "Скажи, как это ощущается. Чувствовал ли ты когда-нибудь что-нибудь подобное? Когда? ". Такой вопрос поможет члену культа восстановить связь с докультовым прошлым. Если близкий человек в ответ вспомнит, что точно такие же чувства он испытал, когда ему было пятнадцать лет и он ловил рыбу на озере, можно считать это проявлением подлинной личности, Это важный шаг. Затем можно ввести контрпример: "Ты когда-нибудь переживал нечто такое, что заставляло тебя чувствовать себя одиноким или дезориентированным? На что было похоже это чувство? ".
Собирая такую информацию, вы помогаете члену культа проверить чувство реальности. Приведенная ниже беседа - пример эффективного целенаправленного общения с членом культа.
Участник культа: У меня сегодня был глубокий духовный опыт. Сестра: Что ты испытал?
Участник культа: О, это слишком глубоко, слишком сложно, чтобы я мог объяснить.
Сестра: Передай ощущение, связанное с этим. Если бы ты нарисовал мне картину, что бы на ней было изображено? Если бы это была мелодия, как бы она звучала?
Участник культа: О, ты бы не поняла. Это слишком глубоко. Сестра: Испытай меня!
Участник культа: Хорошо, это было так, точно я был окружен теплым облаком любви, исходящей от Бога. Я чувствовал, что не только слушал Баха, я сам был музыкой.
Сестра: Здорово! Я была в церкви в прошлое воскресенье и чувствовала почти то же самое, что и ты. Разве не изумительно иметь такое чувство благодати?
Добившись, чтобы член культа выразил свой опыт словами, вы получаете благоприятную возможность для возведения мостов. Если у вас были похожие переживания, расскажите о них - это будет способствовать взаимопониманию и доверию. Если духовные впечатления важны для культиста, то тот факт, что вы ими делитесь с ним, Поможет проложить ему дорогу для выхода из группы. Экспериментируйте с другими способами получения информации об опыте и переживаниях близкого человека. Если ваш близкий разбирается в искусстве, попросите написать для вас стихи или песню. Практиковал ли кто-нибудь из членов семьи или друзей медитацию? Если да, то практиковавший может сказать: "Когда на днях я медитировал, у меня было такое теплое чувство. Я чувствовал себя полностью погруженным в любовь" или: "Я занимался йогой этим утром, и у меня было точно такое же чувство. Это было замечательно, не так ли?