Файл: Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
176 ШАГ ПЕРВЫЙ
Члену культа объясняют, что такое фобия и чем она отличается от оправданного страха. Вы описываете структуру фобии и специфику ее воздействия. Используя примеры с различными фобиями, вы демонстрируете, как можно от них избавиться.
177 ШАГ ВТОРОЙ
Затем вы объясняете, как другие деструктивные группы или конкретные люди преднамеренно внедряют фобию, чтобы внушить человеку страх и с легкостью управлять им. Вы вновь приводите несколько примеров культовых фобий и спрашиваете члена культа, что он думает об этих случаях. Вы рассказываете о том, каким образом бывшие адепты покидали свои группы, осознав разрушительное воздействие индоктринации и применив к себе эту технику лечения.
178 ШАГ ТРЕТИЙ
Наконец вы обсуждаете специфические особенности группы, в которую входит близкий вам человек. Когда вы почувствуете, что время пришло, спросите: "Как ты думаешь, можно ли покинуть группу и спокойно реализовать свои возможности и быть счастливым без ее участия? Если нет, то почему? Чем эта группа отличается от других? ". Если адепт увидит, что его группа ничем не отличается от тех, которые вы обсуждали, и точно так же практикует методы внушения фобий, контроль сознания во многом ослабнет. Спросите близкого человека, говорил ли он когда-нибудь с бывшим членом какой-либо группы, нашедшим себя и реализовавшимся без влияния культа? Вдохновляет ли его этот пример? Готов ли он совершить подобный шаг хотя бы для того, чтобы показать семье, что страх не управляет
им?
Бессмысленно пытаться делать все три шага одновременно, однако не следует и растягивать их на многие недели. Выбирайте время для продвижения вперед таким образом, чтобы сохранялась непрерывность, делающая воздействие более эффективным. В идеале вам нужно, чтобы культист делал свои выводы в удобном для него темпе.
179 ШАГ ПЕРВЫЙ: ФОБИИ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ
.
180 СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ: ПРИЗНАНИЕ ОБОСНОВАННЫХ СТРАХОВ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФОБИИ
По существу, страх далеко не всегда должен оцениваться негативно. Напротив, это - одна из важнейших человеческих эмоций, поскольку способствует выживанию, предупреждая о потенциальной опасности и мобилизуя организм для борьбы или бегства. Решающее различие между страхом и фобией заключается в том, что страх основан на реальной опасности или угрозе, в то время как фобия основана на иррациональных импульсах, не имеющих ничего общего с реальностью. Люди, охваченные фобией по отношению к лифтам, не могут войти ни в один лифт, даже если он расположен в современном здании, оборудован телефоном, аварийными тормозами и имеет пометки о текущем осмотре. Они не могут отличить безопасную ситуацию от потенциально опасной.
Я недавно беседовал с тридцатидвухлетним человеком по имени Эрик, который находился в расцвете сил и был в прекрасной физической форме, но боялся утонуть из-за двух психологических травм, пережитых в детстве. Он сказал, что в ближайшие недели собирается участвовать в триатлоне, и спрашивал, не могу ли я дать какие-нибудь советы по устранению его страхов.
181 ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ: ПОТРЕБНОСТЬ В КОМПЕТЕНТНОСТИ
Компетентность означает наличие необходимого знания и навыков для осуществления соответствующей деятельности. Я обратил внимание на детский травматический опыт Эрика, однако вместо того, чтобы сразу приступить к его изучению, я решил проверить, насколько хорошим пловцом является мой клиент. "Брали ли вы уроки плавания и достаточно ли в нем практиковались, чтобы чувствовать себя уверенно? " - спросил я. "Нет, на самом деле нет", - ответил он и добавил, что, более того, толком не знает, как держаться на поверхности. Я сказал ему, что умение плавать зависит от навыка удерживать много воздуха в легких и способности дышать спокойно и неглубоко. Я описал другие шаги к достижению успеха на этом поприще, вроде умения долгое время с удобствами держаться на воде, перебирая ногами, и знания массажа, устраняющего ножную судорогу.
Эрик понял, что его страхи имеют самые серьезные основания, связанные в первую очередь с отсутствием навыков плавания. Естественно, что, как только они появятся, у него будет гораздо больше уверенности. Вот тогда и можно будет приступить к прояснению вопроса об остаточных травмах, пережитых в прошлом.
182 ЧТО, ЕСЛИ СБЫЛИСЬ ВАШИ НАИХУДШИЕ ОПАСЕНИЯ?
Опасность утонуть - это сценарий, который действительно следует воспринимать очень серьезно. Между тем многие фобии имеют гораздо менее важные последствия. Представьте себе, что ваши наихудшие опасения обернулись реальностью, и спросите себя: "Что теперь? ". Этот вопрос часто застает человека врасплох, потому что он не отдает себе отчета в существовании негативных образов в сознании. Я обнаружил, что стоит побудить людей описать эти образы и ясно сформулировать страхи, как фобии теряют свою силу.
Люди, страдающие фобией перед публичными выступлениями (это одна из наиболее типичных фобий), говорили мне, что постоянно видят, как слушатели скучают, засыпают, уходят или говорят друг Другу, насколько оратор глуп или плохо подготовлен. Некоторые даже воображают, что слушатели бросают в них гнилые помидоры. Как только эти опасения приобретают словесное выражение, их нелепость оказывается очевидной и вызывает смех у самого носителя фобий.
Другие люди волнуются, что как только они окажутся перед аудиторией, то впадут в оцепенение и забудут, что говорить. Так же, как в случае любого обоснованного страха, только практика может обеспечить их навыками, компетентностью и уверенностью, необходимыми для произнесения речей. Обычно я веду разговор так: "Вы знаете материал? У вас есть перед собой карточки с записями или конспект главных пунктов? Всегда можно сделать паузу и сделать глоток воды, чтобы суметь за это время переориентироваться. Ни один профессиональный оратор, и я в том числе, не может утверждать, что никогда не испытывал паники. Мы просто научились управлять ею таким образом, чтобы делать свое дело".
Практический результат заключается в том, что, если даже эти люди действительно читают наихудшую лекцию в своей жизни, они все равно смогут выстоять, пусть речь и идет о самом нежелательном сценарии, какой только можно себе вообразить. Придет другой день, а с ним - и другая возможность. Возможно, их личность и репутация временно пострадают, но они будут жить дальше. Надо надеяться, что опыт послужит во благо и они не сбегут и не будут уклоняться от аналогичных ситуаций всю оставшуюся жизнь.
физиология паники (wilson reid. don't panic: taking control of anxiety attacks. san francisco, ca: harper collins, 1996.)
Приступы паники оказывают на нас как психическое, так и физиологическое воздействие, хотя его симптомы меняются от человека к человеку. Когда паническая реакция берет верх над остальными, люди испытывают замешательство, чувствуют себя дезориентированными или изолированными от своей среды. Иногда они впадают в состояние гипервентиляции, в котором человек делает много коротких, неглубоких вдохов подряд, перенасыщая легкие кислородом. Это может вызвать головокружение, тошноту или потерю сознания. Сердце при этом бьется учащенно, мускулы напряжены, на теле выступает обильный пот. Глаза могут дергаться, во рту чувствуется сухость, голос дрожит. Эти физические ощущения еще больше тревожат людей, усиливая панику. Как только человека охватило чувство паники, телу требуется приблизительно три минуты для того, чтобы прошла физиологическая реакция.
183 ОБУЗДАНИЕ ПАНИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Практически любой из нас когда-нибудь в жизни испытывал панику: во время сольного фортепианного концерта в начальной школе, в ходе трудного математического тестирования или на первом свидании. Вы можете распознать и выявить характерные для вас самих панические переживания. Если вы найдете собственный способ позитивно реагировать на приступы паники, это поможет понять их механизм и способы их преодоления. В конечном счете, исходя из этого, вы сможете оказать помощь близкому человеку.
Почувствовав у себя паническую реакцию, постарайтесь выяснить, существует ли реальная опасность, которой необходимо избежать. Оценка ситуации определит ваши дальнейшие действия. Например, если вы находитесь в африканской саванне и на вас нападает носорог, вы точно знаете, что надо спасаться, - но если вы сидите дома в мягком кресле и смотрите фильм, в котором, как вам кажется, на вас набрасывается носорог, достаточно простой проверки реальности, вроде удара по подлокотнику, чтобы вернуться в нормальное состояние. Коль скоро человек способен определить, что испытывает неуместную паническую реакцию, он вполне может вмешаться в панический цикл.
184 КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ
Одна из наиболее типичных панических реакций состоит в том, что человек либо задерживает дыхание, либо дышит в режиме гипервентиляции. Снять напряжение и противостоять этой реакции можно с помощью терапевтических дыхательных техник. Начните с медленного глубокого вдоха, считая про себя до четырех. Если вы не уверены в скорости счета, говорите: "Один и одна сотня, два и одна сотня, три и одна сотня" и так далее. Затем, когда вы закончили вдох, выдохните еще медленнее, сильнее контролируя выдох и доводя счет до восьми. Повторите эти неторопливые, успокаивающие вдохи и выдохи несколько раз. Ничто не изменит ваше сознание быстрее, чем изменение схемы дыхания.
Концентрация внимания на медленном, неторопливом выдохе значительно повлияет на функционирование вашего организма и принесет ощущение спокойствия. Когда вы овладеете этой техникой, вы сумеете объяснить ее культисту и продемонстрировать ее действие.
185 КОНТРОЛЬ НАД МЫСЛЕННЫМИ ОБРАЗАМИ
Мысленные образы, воспоминания или фантазии могут возникать в Двух различных формах - ассоциированной или диссоциированной. При ассоциированном образе ваше тело находится внутри этого образа, как в реальной жизни. Вы видите сцену изнутри, в полной мере испытывая все чувства и ощущения. Например, ассоциированная память о катании на "русских горках" возвратит вас к тому, что вы наблюдали и чувствовали, когда неслись по трассе. Диссоциированная память о том же самом событии делает вас, в свою очередь, наблюдателем, смотрящим на все со стороны, как будто на экране телевизора.
Ассоциированные образы содержат в себе всю первоначальную эмоцию. Диссоциированные образы, напротив, создают ощущение безразличия, отчужденности.
Понимание этого различия между двумя типами кодирования памяти позволяет нам управлять собственным сознанием. В идеале желательно переживать положительные воспоминания как ассоциированные, а негативные - как диссоциированные образы. Вместо того чтобы избегать неприятных воспоминаний или паниковать при их возникновении, мы можем противопоставить им реалистический оптимизм стороннего наблюдателя. Полезно также напоминать себе, что эти негативные воспоминания относятся к более молодому, менее опытному человеку, а не к нашему нынешнему "я".