Файл: Дневник отчет о прохождении производственной практики.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ребенку требуются дополнительные силы, чтобы привыкнуть к изменениям, происходящим в его жизни. Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной жизни. Это может проявляться в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях, частых перепадах настроения, появлении агрессии и нежелания ходить в школу.
Можно выделить три вида адаптации: психологическую, социальную и физиологическую. Психологическая адаптация связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния.
Социальная адаптация связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями. Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане: новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе. В этой статье мы дадим несколько советов родителям, которые, надеемся, облегчат процесс адаптации ребенка к школе.
Для того, чтобы помочь ребенку привыкнуть к школе в будущем, нужно:
Выработать правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
Постараться организовать прогулки не менее двух часов в день.
Оборудовать первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.
Следить за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.
Исключить занятия, истощающие нервную систему (компьютерные игры и телевизор).
Заранее прививать малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.
Для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:
Нужно помочь ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводить в пример других детей, а акцентировать внимание на его собственных достижениях. Создать психологически благоприятную атмосферу в семье, избегая конфликтов, дополнительных стрессов.
Только спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно.
Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:
Положительная адаптация наблюдается, тогда, когда у ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом: он правильно реагирует на требования, выполняет их; успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи; ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен; отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в группе.
Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится кшколе. Хорошо справляется с материалом, когда воспитатель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с воспитателем и многими ребятами. Адаптация занимает около 6 месяцев учебное полугодие.
Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребенок постоянно отвлекается, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одногруппниками, нет друзей в классном коллективе.
Для того, чтобы период адаптации к дошкольному учреждению проходил более плавно, можно использовать различные игровые сценарии.
Например, рассмотрим пошаговый план адаптации.
Целью данного плана является создание психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию путем взаимодействия Учреждения и семьи.
Соответственно, задачи следующие:
- помочь детям дошкольного возраста преодолеть стрессовое состояние в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению;
- сформировать у детей дошкольного возраста навыки эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми и сверстниками;
- познакомить семьи воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием дошкольной образовательной организации;
- оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям в вопросах воспитания, развития и адаптации детей дошкольного возраста;
- оказать помощь воспитателям в структурировании своих знаний по облегчению адаптационного периода у детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Рассмотрим конкретные действия, направленные на достижение поставленной цели (см. таблицу 1).
Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей пришедших в школу Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к школе. Привлечение родителей детей раннего и дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой школы.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между школы и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в школы.
Следующий важный момент – анализ конкретных сценариев работы с детьми.
Например, сценарий «Лисичка со скалочкой», предусматривающий влияние на формирование положительной я-концепции, уверенности в себе, открытости к конструктивному общению со сверстниками и взрослыми; базовые параметры нейропсихологической готовности и зрелости (сформированность произвольной регуляции психических функций, слухового и зрительного восприятия, пространственных и зрительно-пространственных представлений); эмоционально-личностные параметры готовности, проявляющиеся в преобладании позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам, жизнедеятельности.
Ход проведения занятия делится на несколько этапов: вводный, основную часть и заключительную часть.
Вводная часть направлена на объединение, сплочение детей группы.
Основная часть связана с использованием мультимедийного оборудования. На данном этапе воспитатель показывает картинки, а дети стараются отгадать, кто на них изображен. Затем воспитатель уже самостоятельно загадывает загадки детям, при этом использует подсказки (игрушки). Затем предлагается игра "Перепутанные сказки" (Детям предлагается выбрать из многообразия персонажей нужных для составления сказки (если детям тяжело, они могут обратиться к иллюстрации- подсказке). Определить последовательность, прикрутить крышечки на места и рассказать сказку).
Игровая форма в большей степени позволяет привлечь внимание детей, заинтересовать их.
Заключительная часть – это подведение итогов с детьми, опрос об отношении к игровому мероприятию.
Рассмотрим второй сценарий для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Ходит осень по дорожкам…». Он выбран неслучайно, поскольку развитие речи является непременным условием развития личности.
Цель: создание условий для формирования связной, грамматически правильной речи, задачи:
- закрепить знания о природных изменениях осенью;
- развивать умение называть существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- способствовать развитию речевого дыхания;
- развивать моторику речедвигательного аппарата, речевой слух и речевое дыхание;
- учить включаться в разговор во время рассматривания предметов;
- учить выполнять движения в соответствии с характером музыки, передавать эмоциональное состояние мимикой;
- формировать потребность делиться своими впечатлениями.
На предварительном этапе воспитатель посвящает время загадыванию загадок и чтению художественных произведений, следующих авторов: Н.Сладков. «Осень на пороге»; К.Лукашевич. «Осень»; В.Сутеев. «Яблоко». Далее необходимо, чтобы дети заучивали наизусть стихи об осени; читали потешные стишки (на тему осени); чтение потешек осенней тематики. Для формирования мелкой моторики, ассоциативного мышления используются пальчиковые игры: «Собираем листочки», «Вышли пальчики гулять», «Ходит осень в нашем парке», «Осень, осень к нам пришла»; Дидактические игры: «Составь листик», «Кто больше назовет действий (качеств); Музыкальные игры «Мишкин дом», «Угостим зверей», «На лесной опушке собрались зверушки»; Подвижные игры: "Листопад», «Такой листок, лети ко мне»; Игры на развитие речевого дыхания: «Осенние листочки на дереве висят».
Для работы по сценарию потребуются следующие близкие детям материалы: куклы – бельчонок, еж, зайчонок; композиция из искусственных листьев «Осень»; осенние листья из бумаги (для игры); муляжи осеннего урожая; шапочки-маски животных для разыгрывая сценок: лисенок, волчонок, медвежонок, бельчонок, зайчонок, еж; корзинка для собирания листья; Стойка со шнуром для подлезания (высота 50 см); компьютер и Презентация Power Point.
В ходе выполнения сценария Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Какая погода», «Назови ласково».
Основная часть – демонстрация слайдов по тематике с последующей инсценировкой действий, связанных со слайдом. Дети обязательно проявляют рефлексию, отвечая на вопросы воспитателя. Конечная цель мероприятия достигнута.
Третий сценарий, выбранный автором – это Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи и профориентации. Для этого выбирается произвольная профессия, которая в дальнейшем обыгрывается. Например, мероприятия по теме «Профессия модельер» направлены на воспитание уважительного отношения к профессии «модельер», формирование художественно-эстетического вкуса.
Цель: познакомить детей с профессией – модельер.
Задачи: - Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о профессии – модельер.
Расширить и обогатить представление детей о профессии, о трудовых действиях, результатах труда; - обогатить лексический запас детей за счет введение в речь слов: портниха, модельер, ткань, швы, карман. - развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями; - развивать память, внимание.
Можно выделить три вида адаптации: психологическую, социальную и физиологическую. Психологическая адаптация связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния.
Социальная адаптация связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями. Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане: новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе. В этой статье мы дадим несколько советов родителям, которые, надеемся, облегчат процесс адаптации ребенка к школе.
Для того, чтобы помочь ребенку привыкнуть к школе в будущем, нужно:
Выработать правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
Постараться организовать прогулки не менее двух часов в день.
Оборудовать первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.
Следить за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.
Исключить занятия, истощающие нервную систему (компьютерные игры и телевизор).
Заранее прививать малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.
Для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:
Нужно помочь ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводить в пример других детей, а акцентировать внимание на его собственных достижениях. Создать психологически благоприятную атмосферу в семье, избегая конфликтов, дополнительных стрессов.
Только спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно.
Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:
Положительная адаптация наблюдается, тогда, когда у ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом: он правильно реагирует на требования, выполняет их; успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи; ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен; отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в группе.
Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится кшколе. Хорошо справляется с материалом, когда воспитатель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с воспитателем и многими ребятами. Адаптация занимает около 6 месяцев учебное полугодие.
Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребенок постоянно отвлекается, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одногруппниками, нет друзей в классном коллективе.
Для того, чтобы период адаптации к дошкольному учреждению проходил более плавно, можно использовать различные игровые сценарии.
Например, рассмотрим пошаговый план адаптации.
Целью данного плана является создание психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию путем взаимодействия Учреждения и семьи.
Соответственно, задачи следующие:
- помочь детям дошкольного возраста преодолеть стрессовое состояние в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению;
- сформировать у детей дошкольного возраста навыки эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми и сверстниками;
- познакомить семьи воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием дошкольной образовательной организации;
- оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям в вопросах воспитания, развития и адаптации детей дошкольного возраста;
- оказать помощь воспитателям в структурировании своих знаний по облегчению адаптационного периода у детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Рассмотрим конкретные действия, направленные на достижение поставленной цели (см. таблицу 1).
Период | С детьми | С педагогами | С родителями |
Первый месяц | 1.Первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. 2.Оформление листов адаптации. 3.Занятия по адаптации с детским коллективом | 1.Консультация для воспитателей: «Первые дни ребенка». 2.Индивидуальные беседы и консультации с педагогами (по запросу). 3.Групповая консультация для воспитателей: «Особенности адаптации детей к школе». | Оформление памяток для родителей: - «Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении»; - «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома». Консультация «Ребёнок идёт в д/с. Проблемы адаптации детей к д /с» Индивидуальные консультации и беседы с родителями (по запросу). |
Второй месяц | Контрольная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению | Консультация для воспитателей: «Игры с детьми в адаптационный период». Индивидуальные беседы и консультации с педагогами (по запросу). | Педагогические беседы: «Как помочь ребёнку легко адаптироваться». Выставка поделок и природного материала «Осенняя мозаика» Книжка - передвижка: «Роль семьи в формировании здоровья детей» |
Третий месяц | Подготовка заключения по адаптации детей к школе | Выступление на педсовете «Анализ адаптации детей к условиям школы» | Беседа: «Агрессивное поведение детей» Родительское собрание: школа не заменит семью» Праздник, посвященный дню матери (изготовление подарков мамам) |
Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей пришедших в школу Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к школе. Привлечение родителей детей раннего и дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой школы.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между школы и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в школы.
Следующий важный момент – анализ конкретных сценариев работы с детьми.
Например, сценарий «Лисичка со скалочкой», предусматривающий влияние на формирование положительной я-концепции, уверенности в себе, открытости к конструктивному общению со сверстниками и взрослыми; базовые параметры нейропсихологической готовности и зрелости (сформированность произвольной регуляции психических функций, слухового и зрительного восприятия, пространственных и зрительно-пространственных представлений); эмоционально-личностные параметры готовности, проявляющиеся в преобладании позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам, жизнедеятельности.
Ход проведения занятия делится на несколько этапов: вводный, основную часть и заключительную часть.
Вводная часть направлена на объединение, сплочение детей группы.
Основная часть связана с использованием мультимедийного оборудования. На данном этапе воспитатель показывает картинки, а дети стараются отгадать, кто на них изображен. Затем воспитатель уже самостоятельно загадывает загадки детям, при этом использует подсказки (игрушки). Затем предлагается игра "Перепутанные сказки" (Детям предлагается выбрать из многообразия персонажей нужных для составления сказки (если детям тяжело, они могут обратиться к иллюстрации- подсказке). Определить последовательность, прикрутить крышечки на места и рассказать сказку).
Игровая форма в большей степени позволяет привлечь внимание детей, заинтересовать их.
Заключительная часть – это подведение итогов с детьми, опрос об отношении к игровому мероприятию.
Рассмотрим второй сценарий для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Ходит осень по дорожкам…». Он выбран неслучайно, поскольку развитие речи является непременным условием развития личности.
Цель: создание условий для формирования связной, грамматически правильной речи, задачи:
- закрепить знания о природных изменениях осенью;
- развивать умение называть существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- способствовать развитию речевого дыхания;
- развивать моторику речедвигательного аппарата, речевой слух и речевое дыхание;
- учить включаться в разговор во время рассматривания предметов;
- учить выполнять движения в соответствии с характером музыки, передавать эмоциональное состояние мимикой;
- формировать потребность делиться своими впечатлениями.
На предварительном этапе воспитатель посвящает время загадыванию загадок и чтению художественных произведений, следующих авторов: Н.Сладков. «Осень на пороге»; К.Лукашевич. «Осень»; В.Сутеев. «Яблоко». Далее необходимо, чтобы дети заучивали наизусть стихи об осени; читали потешные стишки (на тему осени); чтение потешек осенней тематики. Для формирования мелкой моторики, ассоциативного мышления используются пальчиковые игры: «Собираем листочки», «Вышли пальчики гулять», «Ходит осень в нашем парке», «Осень, осень к нам пришла»; Дидактические игры: «Составь листик», «Кто больше назовет действий (качеств); Музыкальные игры «Мишкин дом», «Угостим зверей», «На лесной опушке собрались зверушки»; Подвижные игры: "Листопад», «Такой листок, лети ко мне»; Игры на развитие речевого дыхания: «Осенние листочки на дереве висят».
Для работы по сценарию потребуются следующие близкие детям материалы: куклы – бельчонок, еж, зайчонок; композиция из искусственных листьев «Осень»; осенние листья из бумаги (для игры); муляжи осеннего урожая; шапочки-маски животных для разыгрывая сценок: лисенок, волчонок, медвежонок, бельчонок, зайчонок, еж; корзинка для собирания листья; Стойка со шнуром для подлезания (высота 50 см); компьютер и Презентация Power Point.
В ходе выполнения сценария Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Какая погода», «Назови ласково».
Основная часть – демонстрация слайдов по тематике с последующей инсценировкой действий, связанных со слайдом. Дети обязательно проявляют рефлексию, отвечая на вопросы воспитателя. Конечная цель мероприятия достигнута.
Третий сценарий, выбранный автором – это Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи и профориентации. Для этого выбирается произвольная профессия, которая в дальнейшем обыгрывается. Например, мероприятия по теме «Профессия модельер» направлены на воспитание уважительного отношения к профессии «модельер», формирование художественно-эстетического вкуса.
Цель: познакомить детей с профессией – модельер.
Задачи: - Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о профессии – модельер.
Расширить и обогатить представление детей о профессии, о трудовых действиях, результатах труда; - обогатить лексический запас детей за счет введение в речь слов: портниха, модельер, ткань, швы, карман. - развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями; - развивать память, внимание.