Файл: Москва 2023 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная | ||
| ||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ | ||
| ||
Группа 22Л174 | ||
Студент | | Е.В.Сидорова |
| | |
| | |
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1
Вопрос №1.
Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.
Понятие социальной динамики и статики разрабатывал О. Конт в теории общественного прогресса, в основе которой должна лежать, согласно её автору, история человеческого духа. Социальная динамика — это сфера изучения законов эволюции общественных форм, последовательной смены систем и структур, детерминированной естественными, природно-климатическими факторами, экономическими условиями и духовно-нравственными усилиями субъектов человеческой деятельности. К социальной статике О. Конт относил социальный порядок и устойчивые социальные системы и структуры, локализованные во времени и пространстве, скреплённые чувством солидарности, общественным договором, общими интересами, морально-нравственными, правовыми и идеолого-политическими нормами. К такого рода структурам, считал О. Конт, относится семья, социальная группа, класс, организация, нация, государство. Социальная динамика должна приводить к прогрессу в развитии общества. Конт выделял первичные и вторичные факторы, влияющие на социальный прогресс. Первичным Конт считал духовное, умственное развитие. Вторичными факторами он считал расу, климат, прирост населения, среднюю продолжительность жизни. Действие вторичных, по О.Конту, только замедляет или ускоряет прогресс общества, который должен совершаться по определённым законам и его стадии не могут быть изменены. Конт разделял прогресс по определённым сферам: материальная, в которой происходит внешнее улучшение жизни; физическая, при которой должно происходить улучшение человеческой природы; интеллектуальная, где развивается интеллект и развивается переход от религиозного мировоззрения к научному; моральная, при которой происходит развитие чувства коллективности. О. Конт придавал существенное значение интеллектуальной и моральной сферам. Социальная динамика предполагает действие закона трех стадий, который говорит о том, что 3 стадии развития человеческого мышления сходны с тремя стадиями развития истории. - Читайте подробнее на
Первая – теологическая, она определяется периодом древности и раннего средневековья примерно до 1300 года. О. Конт делит эту стадию на фетишизм, политеизм и монотеизм. В первый период развития истории (фетишизм) люди могут приписывать жизнь окружающим предметам и видеть в них богов. При политеизме, который был распространён в Древней Греции и Риме, обожествлялись некие существа, вмешательство которых объясняло людям того времени многие явления. Период монотеизма связан с появлением и развитием христианства. Метафизическая стадия (примерно с 1300 по 1800 годы) рассматривалась Контом как переходная, характеризующаяся разрушением старых верований – фундаментальным основанием общественного порядка. Важнейшим событиям этой эпохи (Реформации, философии Просвещения, Французской революции) сопутствует распространение негативной критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Метафизический дух той эпохи порождал сомнения, нравственную испорченность и политические катаклизмы. Обществу, находящемуся в состоянии анархии, необходима новая идеология, которая могла бы выполнять интеграционную роль. Создать такую идеологию, считал Конт, – задача вполне реальная. Социальная динамика как проявление естественных эволюционных законов должна способствовать прогрессивному развитию общества. Третья стадия – позитивная. Она наступает тогда, когда происходит распространение наук, рост их социального значения, развитие промышленности и всех сфер жизнедеятельности при основополагающем развитии позитивистской морали. Победа альтруистических идеалов над эгоистическими , улучшение социальных чувств, быстрый рост материальной культуры, обеспечивающий справедливость и мир, – такова, по О. Конту, социальная динамика, которая должна была бы привести общество к прогрессу.
Вопрос №2.
Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера
Основное учение Герберта Спенсера – учение об эволюции, которую он определяет так: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения». Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части:
1) Дифференциацию
2) Интеграцию.
Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.
Вопрос №3.
Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.
Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца XIX начала ХХ в., представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, т.е. разумного управления социальным процессами. При этом .каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека. Наиболее крупные представители психологического эволюционизма- американские социологи Лестер Уорд и Франклин Гиддингс.
Главные его работы Уорда – «динамическая социология», «Психические факторы цивилизации» «Чистая социология», «Прикладная социология». Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное, спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия человека в обществе, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.
Общий вывод, который следует из рассмотрения социологической концепции Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчеркивающих характерные особенности его учения. Это психологизация социальных процессов плюс утопизм социальных преобразований.
Франклин Гиддингс, так же как и Л. Уорд, является одним из основателей американской социологии и крупнейший представитель ее психологического направления. Главный труд периода, когда он развивал идеи психологического эволюционизма, был написан в 1896 г. и получил название «Принципы социологии». В соответствии с идеями Гиддингса социология -это наука, которая стремится понять общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин. Подводя краткий итог рассмотрению психологическом эволюционизма в социологии (идеи Уорда, Гиддингса), следует отметить, что их влияние на последующее развитие социологической мысли не было слишком значительны и сохранилось в целом в рамках концепции эволюционизма.