Файл: Водохозяйственный комплекс России понятие, состояние, проблемы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение             
Глава 1. Водохозяйственный комплекс России: понятие, состояние, проблемы

1.1 Водный фонд Российской Федерации

3

6
8

Глава 2. Особенности правового режим использования водных объектов

11

2.1 Право пользования землями водного фонда

11

2.2 Государственное управление и контроль за использованием и охраной вод и землями водного фонда

19

2.3 Правовая охрана вод и земель водного фонда

22

Глава 3. Соблюдение законодательства в области охраны земель водного фонда Краснодарского края

24

3.1 Водные ресурсы Крымского района Краснодарского края

3.2 Экологическое состояние реки Адагум крымского района Краснодарского края

Заключение

Список использованной литературы

Приложение



24

25
28




Введение

Актуальность темы. Перестройка структуры мировой экономики под давлением угрозы глобального водного кризиса формирует исключительно благоприятные условия для водообеспеченных стран, поскольку неизбежен рост спроса и цен на водоемкую продукцию. Существует мнение, что главное преимущество России в «постнефтяной» период – водные ресурсы, по запасам которых она занимает второе место в мире. Для того чтобы воспользоваться этим преимуществом необходима существенная модернизация и развитие водохозяйственного комплекса России.

Главная цель водохозяйственного комплекса Российской Федерации состоит в обеспечении качественной водой населения и народного хозяйства, создании благоприятных условий для функционирования всех отраслей экономики, охраны водных ресурсов от истощения и загрязнения, их количественного и качественного воспроизводства. Многообразие задач и проблем, стоящих перед водным хозяйством, требовало тщательного изучения водных ресурсов, их регулирования и управления на основе достоверной информации о состоянии водопользования населением и отраслями экономики.


В настоящее время в стране сложились крупные региональные водохозяйственные проблемы, которые уже через несколько лет могут стать фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие некоторых регионов, если своевременно не принять необходимых мер с учетом долговременного характера разработки и реализации водохозяйственных проектов.

При разработке стратегии в области рационального использования и охраны водных объектов, планирования и реализации капиталоемких водохозяйственных мероприятий, направленных на решение проблем водообеспечения, необходимо иметь научно-обоснованные оценки происходящих и возможных изменений количества и качества водных ресурсов, водного режима рек под влиянием естественных и антропогенных факторов. Сложность решения этих вопросов в значительной мере обусловлена недостаточной изученностью влияния изменения социально-экономических и климатических условий на водохозяйственный комплекс, особенно в последние десятилетия.

Немалую актуальность в 21 века приобретают и печально известные России и некоторым другим странам стихийные воздействие вод: наводнения, сели, сходы ледников и т.д. Таким образом, необходимо не только охранять воды, но и иметь защиту от их вредного явления. При этом важную роль играет охрана и правильное использование как самих гидроресурсов, так и сопряжённых и находящихся в постоянном контакте с ними водопокрытых и приводных земель. Такие земельные участки издавна представляли хозяйственную ценность. Из-за высокой обеспеченности водой они являлись наиболее продуктивными угодьями, были удобны для транспорта и градостроительства. В связи с этим возникают вопросы повышения эффективности действующего правового режима этих земель и путях его возможного усовершенствования.

Изучая  Водный кодекс Российской Федерации, следует обратить особое внимание на такие положения, как право собственности на водные объекты, более детальное урегулирование разрешительного порядка водопользования, сочетание административных и договорных способов правового регулирования водных отношений, узаконение практики регулирования водных отношений по основным бассейнам поверхностных вод с помощью бассейновых соглашений, комплекс правил по экономическому регулированию использования, восстановления и охраны водных объектов. 

Целью исследования является: всесторонний анализ государственного контроля над соблюдением законодательства в области охраны земель водного фонда.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотрение нормативных акты, регулирующие правовой режим, порядок использования, предоставления в собственность и в пользование земель водного фонда;

- анализ государственного управления и контроля за использованием таких земель в Крымском районе Краснодарского края.

Поставленные цели и задачи в исследовании определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Водохозяйственный комплекс России: понятие, состояние, проблемы

В 1970–1980–х гг. понятия «водохозяйственный комплекс» и «водное хозяйство» имели четкие разграничения. Под водохозяйственным комплексом (ВХК) понималась «совокупность предприятий различных отраслей народного хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна», т.е. потребители отрасли водного хозяйства. Под термином «водное хозяйство» понималась «отрасль науки и техники, охватывающая учет, изучение, использование, охрану водных ресурсов, а также борьбу с вредным воздействием вод» или «область деятельности, обеспечивающая управление водными ресурсами с целью удовлетворения нужд населения и народного хозяйства в воде, их рациональное использование и охрану от загрязнения, засорения, истощения, эксплуатацию водохозяйственных систем, а также предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод». В таком понимании это была отрасль хозяйства, предназначенная для удовлетворения потребителей в воде надлежащего качества. Позднее эти понятия стали смыкаться1.

Таким образом, водохозяйственный комплекс можно представить как комплекс отраслей и производств, состоящий из обеспечивающей водой и потребляющей воду систем. Обеспечивающая система включает водный фонд, объединяющий все водные объекты, и водохозяйственное производство, состоящее из русловых сооружений по формированию, регулированию и территориальному перераспределению стока, воспроизводству водных ресурсов, а также водозаборов и сооружений по защите от вредного воздействия вод. Потребляющая система включает сооружения по технолого-биологическому и социально-бытовому водопользованию и его рационализации, а также сооружения по очистке и отведению сточных вод.

Установленное Водным кодексом понятие «водопользователь» (физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом) может быть условно разделено на две группы: первая – лица, которые существенную часть вовлекаемой в технологический процесс воды расходуют безвозвратно, и вторая – лица не изымающие воду из водного объекта, но нуждающиеся для своей деятельности в поддержании определенных уровней, расходов и качества воды в водном объекте. К водопотребителям относят коммунальное хозяйство городов, промышленность (в т.ч. теплоэнергетику), сельское хозяйство (водоснабжение сельских населенных мест и животноводческих ферм, орошение земель, обводнение пастбищ, влагозадержание на неорошаемых землях), прудовое рыбоводство. К водопользователям относят гидроэнергетику, водный транспорт, лесосплав, рыбное хозяйство внутренних водоемов, водные рекреации, водные и околоводные экосистемы (природоохранные попуски), здравоохранение (санитарные попуски), осушение земель.


В водопотребление входит не только использование воды непосредственно потребителем, но и потери воды на испарение и фильтрацию из водохранилищ и каналов. С точки зрения использования и охраны водных ресурсов производственная деятельность водопотребителей характеризуется: общим водопотреблением (суммой забора свежей и оборотной воды), забором свежей воды (пресной или морской), забором оборотной воды, водоотведением, безвозвратным водопотреблением, объемами сброса загрязнений, тепловым загрязнением.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), связано с водообеспечением и водоотведением населенных пунктов и проживающим в них населением, коммунально–бытовых и частично промышленных предприятий. Услугами централизованного водоснабжения обеспечено 31% всех населенных пунктов России, а услугами централизованной канализации – всего 6%, в том числе в городах – соответственно 100% и 98% населения, в поселках – 96% и 81%, в сельских населенных пунктах всего 30% и 5%. В настоящее время состояние водопроводно-канализационного хозяйства оценивается как кризисное – износ основных средств колеблется от 50 до 70%, при этом ежегодно степень износа увеличивается на 2–3%1.

Экологическое состояние рек и водоемов в Росси неудовлетворительное. В 2017 г. более 28% проб санитарного состояния водных объектов (водоемы 1 категории), используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водопользования населения, не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, и более 21% проб – по микробиологическим показателям. Из года в год динамика этих показателей не улучшается. Около 60% канализационных очистных сооружений перегружено, 38% эксплуатируются 25–30 и более лет и требуют срочной реконструкции. К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными волами, сосредоточенными в водных объектах, а также запятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (ст. 102 ЗК РФ)2.

    1. Водный фонд Российской Федерации

Как следует из ст. 1 ВК РФ3водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Под водным объектомпонимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.


В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты (ст. 5 ВК РФ).

Большая часть водных объектов находится в федеральной собственности (ст. 8ВК РФ). В собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц могут находиться лишь пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего им на праве собственности. Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруды и обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Земли водного фонда - это вторая категория земель, в отношении которой законодателем делается отступление от принципа подчиненности правовому режиму земельного участка всего того, что находится над и под ним. Это сделано в интересах обеспечения функционирования водного объекта как природного объекта и составной части окружающей среды.

Водные объекты могут располагаться на землях различных категорий, а не только в границах категории земель водного фонда. В таких случаях на них распространяются нормы ВК РФ (например, в части охраны вод от загрязнения), а также нормы ЗК РФ и иного законодательства, определяющего правовой режим соответствующей категории земель.

Так, в состав рекреационных зон в границах населенных пунктов могут включаться озера, пруды и иные водные объекты (ч. 11 ст. 36 ГК РФ)1; водные объекты могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения (п. 2 ст. 77 ЗК РФ) или землях особо охраняемых территорий и объектов (ст. 96-97 ЗК РФ) и т.д.

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.