Файл: Водохозяйственный комплекс России понятие, состояние, проблемы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.


Глава 2. Особенности правового режим использования водных объектов 
2.1 Право пользования землями водного фонда

Правовой режим использования водных объектов  можно подразделить в зависимости от основного целевого назначения на следующие разновидности: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения, промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного и охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых; торфа и сапропеля и для иных целей (ст. 43-54 ВК РФ).

1. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, которое является приоритетным, и поэтому для данного водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты (ст. 43 ВК РФ).

2. Использование водных объектов для энергетики, при котором водопользователи обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, обязаны обеспечить режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 46 ВК РФ).

3. Правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища утверждаются для каждого водохранилища уполномоченным органом исполнительной власти1.

Правила использования водохранилищ должны содержать:

– характеристики гидроузла водохранилища, основные параметры и характеристики, состав и краткое описание гидротехнических сооружений основного гидроузла (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений, судопропускных, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений, насосных станций, дамб, берегозащитных сооружений);

– основные характеристики водостока (режим поступления воды и режим стока вод);


– требования о безопасности водоподпорных сооружений, жителей, хозяйственных объектов;

– объем водопотребления;

– порядок регулирования режима функционирования водохранилищ;

– порядок проведения работ и предоставление информации в области гидрометеорологии;

– сведения о действиях при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуаций.

Правила технической эксплуатации водных ресурсов и благоустройства водохранилищ должны содержать следующее:

– краткое описание водохранилища и гидротехнических сооружений, их основные параметры;

– сведения о зонах постоянного, периодического или временного затопления; зоне повышенного уровня грунтовых вод и т.д.;

– перечень мероприятий при эксплуатации водохранилища в случае аварий и иных чрезвычайных ситуаций;

– порядок осуществления наблюдений за состоянием водохранилища (изменением стока вод, температурой воды, химическим и биологическим составом воды) (ст. 45 ВК РФ).

4. Использование поверхностных водных объектов для водного и воздушного транспорта в качестве путей сообщения в соответствии с законодательством о водном транспорте, для взлета и посадки воздушных судов – в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (ст. 49 ВК РФ).

6. Использование водных объектов для лесосплава. Водопользователи обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается (ст. 48 ВК РФ).

7. Использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод может осуществляться в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

8. Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа, сапропеля, проведения буровых работ, строительства подземных сооружений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и Водным кодексом.

9. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности. Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.


10. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 ВК РФ.

11. Использование водных объектов для рыболовства и охоты происходит в соответствии с законодательством о водных биологических ресурсах. Водные объекты являются средой обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и могут использоваться для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства в соответствии с водным законодательством и законодательством о животном мире (ст. 51 ВК РФ).

12. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока устанавливается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов (ст. 54 ВК РФ)1.

Водопользователи осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом по своему усмотрению. Не допускаются лишь такие действия водопользователей, которые осуществляются с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносят вред состоянию водных объектов. Права пользования водными объектами могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц. Эти ограничения могут последовать лишь в случаях, предусмотренных Водным кодексом и иными федеральными законами.

Содержание правоотношений по водопользованию имеет ярко выраженную направленность на охрану водных объектов. Так, водопользователям предоставлен сравнительно небольшой круг прав, а именно: использовать водные объекты только в соответствии с установленным целевым назначением; возводить постройки, сооружения и устройства, необходимые для нормальной эксплуатации водного объекта в соответствии с целевым назначением; получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности, и другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.

Однако на водопользователя возложен широкий круг обязанностей. Среди них можно назвать: рациональное использование водных объектов; недопущение нарушения прав других водопользователей; недопущение ухудшения качества поверхностных и подземных вод; информирование госорганов об аварийных ситуациях, влияющих на водные объект; выполнение правил охраны жизни людей на водных объектах; своевременное внесение платежей, связанных с использованием водных объектов; соблюдение установленного режима использования водоохранных зон; осуществление иных мероприятий по охране водных объектов; выполнение других обязанностей, предусмотренных водным законодательством Российской Федерации.


Субъектами права пользования землями водного фонда являются преимущественно юридические лица, обладающие уставной правоспособностью, для реализации которой необходимо природопользование, например рыбохозяйственные организации; сельскохозяйственные формирования; мелиоративные предприятия и т.п.

Вместе с тем закон не исключает возможности быть субъектами данного права и для физических лиц. Так, предприниматель без образования юридического лица, занимающийся частнопредпринимательской деятельностью по промысловому лову рыбы, может взять в аренду водоем, став одновременно землепользователем участка на землях водного фонда.

Титул субъекта права пользования землями водного фонда выражается в двух формах:

1) в виде установленной законом формы (лицензии либо договора на выполнение определенных функций по содержанию водоема и прибрежного земельного участка);

2) в бездокументной форме. Такое положение допустимо в отношении общего водопользования, если законом не установлено каких-либо запретов относительно применения его на данном конкретном водоеме1.

Так, гражданин вправе осуществлять любительский лов рыбы на водоеме, а значит, и пользоваться определенной частью земельного участка в этот период. Однако если он будет использовать водный объект для добычи сапропеля, то это уже явится случаем специального природопользования, для которого необходимо получение лицензий.

Если общее природопользование ограничено лишь рамками закона, то специальное природопользование дополнительно ограничено рамками устава землепользователя и пределами целевого назначения, предоставленного лицензией.

Объектом права пользования в рассматриваемом правоотношении выступают “фундаментальные” элементы – земельный участок с расположенным на нем водоемом, поскольку без земельного участка не могло быть в природе и самого водоема, и водоем, правовой режим которого и обусловливает правовой статус земельного участка, содержание права водопользования обусловливает содержание права землепользования. Например, если водоем на земельном участке окружен водоохранной зоной, то в ней запрещается распашка земель, корчевка леса и другая хозяйственная деятельность, т.е. особенность объекта водопользования породила ограничительные особенности в режиме земельного участка под этим водоемом.

При специальном природопользовании объект правоотношений бывает многообразен. Например, если водопользователь приобретает право пользования водоемом для мелиоративного орошения полей, то в составе объекта оказываются и природные компоненты (земельный участок, растительность, охранная зона, смонтированное стационарное мелиоративное сооружение, здание для обслуживающего персонала и др.).


В результате земельные правоотношения перемешиваются с водными, гражданско-правовыми, экологическими, трудовыми и др.

На содержание правоотношений по использованию земель водного фонда влияют как объект данного правоотношения, так и его субъекты, а также обстановка, в которой складываются данные правоотношения.

Основные принципы права пользования землями водного фонда:

1) экологическая безопасность использования водоемов. В случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне условия ранее выданного разрешения (лицензии) на водопользование могут быть пересмотрены органами, выдавшими эту лицензию;

2) приоритет использования полных объектов для питьевых или бытовых нужд населения. Порядок этого целевого назначения регулируется специальным законодательством; для питьевого и бытового водоснабжения населения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные и подземные воды; использование таких подземных источников для технических и иных целей не допускается и т.п.;

3) нормирование воздействия на водные объекты, которое достигается нормированием предельно допустимых антропогенных нагрузок на водный объект; предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах; установлением экологически безопасных лимитов водопотребления и водоотведения; установлением экологически безопасной для водного объекта квоты изъятия биоресурсов1.

4) экономическое регулирование использования водных объектов, включающее в себя установление платежей за пользование водными объектами, установление экономической ответственности в сфере использования и охраны водного фонда; создание системы финансирования, восстановления и охраны водных объектов и т.п. (ст. 20 ВК РФ);

5) свобода хозяйственной самостоятельности, в силу которой запрещается вмешательство в хозяйственную деятельность водопользователей под страхом юридической ответственности; пресекается монополизм в сфере водопользования; убытки, причиненные нарушением прав водопользователей, подлежат возмещению, включая упущенную выгоду и т.п.;

6) строго целевое использование природных объектов и водоемов, при неисполнении которого водоем может быть изъят у водопользователя без возмещения причиненных ему этим изъятием убытков;

7) приоритет профилактики нарушений. Так, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, должно учитываться воздействие на природную среду проектируемых и сооружаемых объектов как в зоне их размещения, так и в целом по бассейнам водных объектов;