Файл: Антикоррупционная политика понятие, содержание, виды Краткое описание.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54. Коррупция в судебной системе
Судебная система – система государственных органов, осуществляющая правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Коррупция в судебной системе принимает разные формы: взятки судьям, злоупотребление ресурсами, выделяемые на содержание судов, наем судьями на работу родственников или знакомых, «потеря» судьями документов или доказательств в ходе судебных разбирательств.
Часто формой проявления коррупции в судах является искусственное торможение процессов, чтобы вынудить стороны платить взятки.
Особенность: Как только люди понимают, что судебная система не выносит справедливые решения, они принимают правила коррупционной игры, начиная искать «своего» чиновника, судью, прокурора или милиционера (то есть практически не пытаются противодействовать коррупции в этой сфере).
Причины коррупции в судебной системе:
• Низкая заработная плата и плохие условия работы;
• Если важные аспекты правил работы с делами находятся под контролем персонала судов, это также создает предпосылки для взяток, как на ускорение, так и на торможение процесса, на определенный выбор судей или на иные условия для благоприятного завершения дела.
• Многие нормы позволяют судье выбирать между мягкой и жёсткой мерами наказания, чтобы он мог максимально учесть степень вины. При этом у судьи появляется рычаг воздействия на совершившего правонарушение гражданина. Чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку будет готов заплатить гражданин.
• Судьи могут попасть под влияние угроз со стороны богатых ответчиков, в особенности в случаях дел организованной преступности или крупных коррупционных дел в высших эшелонах власти.
Коррупции способствует непрозрачная судебная система, в которой как стороны процессов, так и общественность с трудом могут понять суть происходящего.
55. Коррупция в бизнесе
В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз бизнесу является коррупция.
При этом следует заметить, что коррупция оказывает абсолютно разное влияние на предприятия малого и среднего и крупного бизнеса.
Малые и средние предприятия больше подвержены проблемам и вопросам коррупции. Он сталкивается с ее проявление на всех этапах его деятельности (начинаю от регистрации в различных государственных органах, заканчивая рейдерскими захватами с участием правоохранительных органов, если твой бизнес «кому-то понравился»).
Особенность заключается в том, что малый и средний бизнес просто является беззащитным по отношению к различным государственным органам. Любая инспекция может создать предпринимателю такие условия, в которых он будет вынужден дать взятку. Такая ситуация очень сильно влияет на экономику РФ, так как малый и средний бизнес являются основой для экономики.
Также нечестные предприниматели в сфере малого и среднего бизнеса наносят непосредственный ущерб экономике РФ когда уменьшают налогооблагаемую базу, скрывают часть зарплат свих сотрудников, а помогают им в этом коррумпированные государственные органы.
Что же касается крупного бизнеса, то в этом секторе коррупционное влияние ощущается меньше. Потому что большие фирмы имеют большое влияние, и мелкие коррупционеры с ними не связываются. Однако коррупция развивается и здесь, только в другом проявлении, в большинстве крупных фирм существуют целые подразделения ответственные за «связь с государственными органами», деятельность этих подразделений часто сводится к даче взятке за то или иное решение (однако бывают и исключения – некоторые организации пытаются честно вести деятельность в этой сфере).
Надо сделать: провести анализ всех нормативно правовых актов и исключить из них коррупционогенные факторы (это сузит возможности коррупционеров); повысить наказания за взятки и др. проявления коррупции; создать условия, чтобы коррупционеры дорожили своей работой и боялись брать взятки, а предпринимателям было невыгодно их давать.
56. Российские показатели коррупционной ситуации
Наличие в законодательстве РФ коррупциогенных факторов (КФ) более всего сказывается на малом и среднем бизнесе, в частности, при аренде жилых помещений, получении разрешений на строительство, при выделении земель и т.д.
В 2009 году Генпрокуратура России по указу президента РФ проводила антикоррупционную экспертизу российского законодательства. По отчету проверено более 380 тысяч нормативно-правовых актов и более 160 тысяч их проектов. Выявлено более 28 тысяч нормативно-правовых актов и их проектов, которые содержали более 37 тысяч коррупциогенных факторов. Однако нет никакой возможности проверить эти цифры и выяснить, были ли выявлены все подобные факторы и были ли они устранены. Законом об антикоррупционной экспертизе не предусмотрена публикация ее результатов.
Примеры КФ в проектах нормативно правовых актов РФ:
"В случае утраты действующей лицензии на право пользования недрами по письменному заявлению владельца выдается ее ксерокопия со штампом «дубликат» на бланке лицензии и ее приложениях". (Не установлены сроки)
Для получения субсидии автотранспортные организации ежемесячно, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в адрес Распорядителя заверенный руководителем и главным бухгалтером отчет по фактически полученным доходам и расходам. (Отсутствует примерная форма отчета).
Минэкономразвития опубликовало первое официальное исследование по рынку коррупции в стране. Средний размер бытовой взятки в России за последние 5 лет вырос более чем в 2 раза и составил 5285 рублей. Исследование для ведомства выполняли социологи ФОМ, опросившие граждан России во всех регионах страны. Выяснилось, что средний размер каждый взятки чиновнику в 2010 году составил 5285 рублей, а в 2005 году он равнялся 2780 рублям. Замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев уточнил, что общий объем рынка коррупции в 2010 году составил 164 млрд рублей, увеличившись за 5 лет на 35 млрд рублей. Особое сожаление Фомичев высказал по поводу снижения доли граждан, которые не знают, как давать взятки: с 2005 году этот показатель снизился с 24% до 9% опрошенных. Доля же тех, кто не дает взяток принципиально, выросла за 5 лет в рамках статистической погрешности — всего на 3%, до 23%. Не дают взяток, опасаясь уголовного наказания, лишь 1% опрошенных, добавил Фомичев. Взятка крайне эффективна: согласно данным того же исследования, взятка не помогла решить проблему лишь 2% от числа тех, кто хоть раз ее платил. Более оптимистичны показатели исследования в отношении количества выданных чиновникам взяток: согласно полученным данным, в 2010 году госструктуры получили лишь около 31 млн взяток, в то время как в 2005 году их было дано и получено 46 млн. Исходя из данного показателя, чиновники МЭР делают вывод о «тенденции к сжатию рынка бытовой коррупции», а также о том, что россияне стали реже попадать в коррупционные ситуации.
Коррупционная тройка лидеров со стороны государственных ведомств осталась прежней: ГИБДД (общий объем взяток в секторе за 2010 года составил 24 236 млрд рублей), высшее образование (общий объем взяток составил 20 783 млрд рублей) и здравоохранение (объем взяток — 35 295 млрд рублей). Таким образом, сумма взяток, получаемых данными поставщиками госуслуг, составляет примерно половину от общего объема коррупционного рынка.
57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. Трансперенси Интернешнл была основана в 1993 году бывшим директором Всемирного банка Петером Айгеном в Берлине. На настоящий момент у организации существуют филиалы по всему миру.
Индекс восприятия коррупции — ежегодный рейтинг государств мира, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале. Составляется компанией «Transparency International» с 1995 года.
Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из 17 экспертных источников, предоставленных 13 организациями, включая Всемирный экономический форум (World Economic Forum), Всемирный Банк (World Bank), Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Африканский банк развития (African Development Bank), Фонд Бертельсманна (Bertelsmann Foundation), Economist Intelligence Unit, Freedom House, Global Insight, Political Risk Services, World Justice Project, International Institute for Management Development, Political and Economic Risk Consultancy. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и политическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 10 (отсутствие коррупции).
В 1997 году индекс рассчитывался для 52 стран. Значение индекса для России составило 2,3 балла (49 место, на первом месте — страна с наименьшим восприятием коррупции).
В 1998 году значение индекса для России составило 2,4 балла (76 место из 85 стран), в 1999 году — 2,4 балла (82 место из 99 стран), в 2000 году — 2,1 балла (82 место из 90 стран), в 2001 году — 2,3 балла (79 место из 91 страны), в 2002 году — 2,7 балла (71 место из 102 стран), в 2003 году — 2,7 балла (86 место из 133 стран), в 2004 году — 2,8 балла (90 место из 146 стран), в 2005 году — 2,4 балла (126 место из 159 стран), в 2006 году — 2,5 балла (121 место из 163 стран), в 2007 году — 2,3 балла (143 место из 179 стран), в 2008 году — 2,1 балла (147 место из 180 стран), в 2009 году — 2,2 балла (146 место), в 2010 году — 2,1 балла (154 место из 178 стран), в 2011 году — 2,4 балла (143 место из 183 стран).
Согласно данным Индекса восприятия коррупции Transparency International за 2011 год, коррупция по-прежнему остается одной из основных проблем во многих государствах мира. Данные исследования показывают, что правительства некоторых стран не могут защитить своих граждан от коррупции, будь то злоупотребления в области государственных ресурсов, взяточничество или принятие решений без ведома общественности.
Наивысшее место в Индексе заняла Новая Зеландия (индекс 9,5 балла), чуть ниже расположились Дания (9,4 балла) и Финляндия (9,4 балла). Самыми коррумпированными странами стали Сомали (1,0 балла) и Северная Корея (1,0 балла), которая была включена в рейтинг впервые в этом году. Соединенные Штаты впервые за 15 лет существования Индекса выбыли из ТОП-20, заняв 24 место (7,1 балла).
Индекс экономической свободы — показатель, ежегодно рассчитываемый газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation по большинству стран мира. Анализ экономической свободыпроводится с 1995 года. В 2010 году в рейтинге представлены 183 страны, однако количественные показатели получили только 179. Четырем государствам — Афганистану, Ираку, Лихтенштейну и Судану — аналитики не смогли присвоить цифровых показателей из-за отсутствия достоверной статистической информации.
Индекс экономической свободы рассчитывается по среднему арифметическому десяти контрольных показателей:
1. Свобода бизнеса.
2. Свобода торговли.
3. Фискальная свобода.
4. Участие правительства.
5. Монетарная свобода.
6. Свобода инвестиций.
7. Финансовая свобода.
8. Права собственности.
9. Свобода от коррупции.
10. Свобода труда.
По каждому показателю странам выставляется оценка в баллах — от 0 до 100. Чем больше баллов, тем более высоко оценивается уровень экономической свободы в стране по данному критерию. При итоговом расчете Индекса показатели суммируются. Таким образом, в «абсолютно свободной» экономике в итоге должно получиться 100 баллов, а там, где свободы нет в принципе, соответственно, 0. Все страны мира, представленные в итоговом отчете, разделены на пять условных групп в соответствии со своим рейтингом: